Организация дополнительных услуг туристам
Важным элементом системы туристского обслуживания является используемый метод продажи услуг. Этот показатель не только формирует тип турфирмы, но и определяет содержание всех основных и значительной части вспомогательных технологических процессов. Для туристов он во многом определяет объем затрат времени и удобства покупки комплекса услуг (турпродукта).
Под методом продажи понимается совокупность приемов осуществления всех основных операций, связанных с непосредственной реализацией туров потребителям в турфирме.
Все дополнительные услуги, оказываемые туристам, могут быть подразделены на следующие группы.
1. Услуги, оказываемые клиентам в процессе покупок ими турпродуктов. Эти услуги направлены на предоставление потребителям возможности более эффективно осуществлять процесс выбора, отбора и расчета за турпродукты.
2. Услуги, оказываемые клиентам в процессе их приема и обслуживания. Эти услуги связаны, как правило, с отдельными видами услуг, потребленными туристами в данном туре. Организации дополнительных услуг, политике приема и обслуживания туристов многие турфирмы отводят наиболее важную роль.
3. Услуги, не связанные непосредственно с продажей конкретных туров.
Будучи не связанными с реализацией конкретных туров, они тем не менее создают более комфортные условия для осуществления процесса обслуживания туристов.
Наряду с функциональной характеристикой дополнительных услуг, оказываемых покупателям в турах, их подразделяют также на платные и бесплатные. Все виды дополнительных услуг требуют определенных затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов, то есть имеют определенную стоимость. Однако затраты на организацию отдельных услуг компенсируются соответствующим увеличением оборота турпродуктов, а следовательно дополнительными доходами от туристской деятельности. Такие услуги турфирма может предоставлять на бесплатной основе. Кроме того, затраты на отдельные услуги могут включаться в цену реализуемых туров, создавая видимость бесплатного их предоставления покупателям. Такая практика может носить ограниченный характер, так как возрастание цен на реализуемые туры существенно ослабляет конкурентные позиции туристского предприятия на потребительском рынке. Дорогостоящие услуги должны предоставляться туристам исключительно на платной основе с целью формирования дополнительных доходов туристского предприятия (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Примерная номенклатура дополнительных услуг,
оказываемых потребителям на предприятиях туризма
I. Связанные с продажей конкретных услуг | II. Не связанные непосредственно с продажей конкретных услуг | |
А. Оказываемые в процессе продажи туров | Б. Осуществляемые в процессе приема и обслуживания туристов | |
1. Прием предварительных заказов на туры, имеющиеся в продаже 2. Прием предварительных заказов на туры, отсутствующие в продаже 3. Расчет за туры с применением прогрессивных методов расчетов 4. Консультации специалистов турфирмы 5. Организация видеопоказов предлагаемых туров 6. Рекламные видеоклипы новых туров 7. Продление часов работы турфирмы в дни туристского сезона 8. Предложение клиентам кофе и напитков 9. Организация автостоянки при турфирме 10. Вызов такси клиенту 11. Доставка турпутевок налом и т. д. | 1. Инструктаж по правилам поведения и мерам безопасности на маршрутах 2. Выполнение гарантий качества обслуживания 3. Замена элементов обслуживания по справедливому требованию клиента 4. Осуществление компенсационных выплат клиенту в течение гарантийного срока 5. Организация обменных пунктов валюты 6. Организация камеры хранения личных вещей 7. Организация пунктов городской справки 8. Подарочная упаковка приобретенных товаров и т.д. | 1. Организация детской комнаты 2. Организация аптечных киосков 3. Организация проката видеокассет 4. Установка кабин фотоавтоматов 5. Пастижерные услуги 6. Услуги ателье и бюро мелкого ремонта 7. Гравировка товаров и сувениров 8. Замена элементов питания 9. Проявление пленки и печатание фотоснимков 10. Организация телефонных кабин и т. д. |
Особо тщательная дифференциация услуг должна проводиться втурах с различной ценовой ориентацией. В турах низких цен номенклатура дополнительных услуг туристам обычно сводится к минимуму, что позволяет существенно снизить цены на реализуемые туры. В то же время в элитных, эксклюзивных турах эта номенклатура может быть значительно расширена, в первую очередь за счет различных платных услуг.