Разрабатывает и проводит единую государственную денежно - кредитную политику (см. пред. лекцию)

q изменение процентных ставок, по которым ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки);

q изменение норм обязательных резервов банков;

q операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и др. ценных бумаг;

q политика валютной интервенции, т.е. покупка-продажа иностранной валюты на национальную.

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, т.к. влияют на операции всех КБ и на рынок ссудных капиталов в це­лом.

2) Монопольная эмиссия банкнот. За центральным банком как Представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнан­ным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому значение функции эмиссион­ной монополии ЦБ несколько снижены, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

Следует иметь в виду, что монополия на эмиссию банкнот на современном этапе вовсе не означает ее жесткого контроля иди увязки с целями денежно-кредитного регулирования. Глав­ная задача денежно-кредитной политики – регулирование без­наличной эмиссии, основным источником которой являются Коммерческие банки. В то же время эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (в форме как банкнот, так и депозитов коммерческих бан­ков) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

3) является кредитором для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

Банк банков. Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. По­следний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы "смещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норму обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет регулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы.

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказываетим кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай: банки обраща­ются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Во многих странах центральные банки осуществляют надзор за деятельностью банков (регистрация, лицензирование) либо монопольно (например, в Австралии, Великобритании, России), либо совместно с Минфином или другим государственным органом (например в США). В ряде стран (например, в Канаде) функция банковского надзора возложена не на центральный банк, а на другой орган.

4) Банкир правительства. Как отмечалось, независимо от при­надлежности капитала центральный банк тесно связан с госу­дарством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета пра­вительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государ­ственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казна­чейства (министерства финансов) в центральном банке, с кото­рого покрываются все правительственные расходы. В некото­рых странах, например в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки.

В условиях хронического дефицита государственных бюдже­тов усиливается функция кредитования государства и управле­ния государственным долгом. Под управлением государствен­ным долгом понимаются операции центрального банка по раз­мещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. Централь­ный банк использует различные методы управления государствен­ным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

Наши рекомендации