Кинтель попятился,(1) чувствуя,(2) как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, (3)пошёл, (4) не решаясь оглянуться.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённогопредложения.
По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.
13.
14. Среди предложений 3—8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
15.1.
15.2.
15.3.
Вариант 185
(1)Сугроб под ёлкой, на которой было беличье гнездо, давно уже растаял, и ворчливый медведь, зевая и почёсываясь, вылез из берлоги и отправился бродить по лесу до следующей осени. (2)Дымка проводила его сердитой бранью на беличьем языке, хотя он ей никакого вреда не сделал. (3)Но такая уж у белок привычка: вечно они лезут в чужие дела.
(4)Дымка выговорила всё, что, по её мнению, полагалось, и снова попрыгала по веткам.
(5)А тем временем около старой ели послышались шаги, человеческие голоса…
— (6)Эту, что ли, валить? — спрашивал один голос.
— (7)Эту, а потом вон ту, рядышком. (8)Ребята, гляньте, не иначе медведь тут зимовал. (9)Вот бы раньше проведать!
— (10)Он бы тебе проведал! (11)С чем бы ты на него сунулся? (12)С пилой? (13)Ну, болтать некогда. (14)Берись, ребята.
(15)В ловких руках пила работает быстро. (16)Прошло несколько минут — и старая ель дрогнула, наклонилась, пошла быстрее, быстрее. (17)Тяжёлый удар о землю. (18)Всё!
— (19)Чистая работа! — весело проговорил молодой паренёк и вдруг закричал: — (20)Ребята, гляди! (21)Бельчата маленькие в дупле! (22)И как только не разбились. (23)А это что?
(24)Пёстрое птичье яичко мелькнуло в воздухе, ударилось о ствол ёлки. (25)Дымка выронила яйцо, которое несла детям. (26)Не до яйца теперь! (27)На мгновение она точно застыла на ветке: огромное чудовище хотело коснуться ели, протянуло руку к дуплу… (28)А там дети, её дети!
(29)Белочка почти свалилась на землю, промчалась между ногами стоявших вокруг ёлки людей и скрылась в дупле. (30)Никто не успел промолвить ни слова, а она уже выскочила из дупла, держа во рту испуганного бельчонка. (31)Проворно закинув его на спину, опять промчалась под ногами людей и мгновенно исчезла.
— (32)Видали? — выговорил наконец изумлённый паренёк. — (33)Меж пальцев скочит, ровно страху у неё нету. (34)Гляди! (35)Опять!
(36)Дымчатое пушистое тельце снова промелькнуло под ногами людей и скрылось в дупле.
— (37)Ловко! — засмеялся паренёк. — (38)А я вот её враз шапкой накрою! (39)Ой, дядя Степан, чего ты? (40)Больно!
— (41)Я те дам, шапкой! — сурово проговорил старый пильщик. (42)Он с силой дёрнул парня за руку от ёлки. — (43)Не видишь разве? (44)Мать!
— (45)Мать! — тихо повторил другой пильщик. (46)И люди осторожно расступились.
(По С. Радзиевской)*
*Радзиевская Софья Борисовна– детская писательница, путешественница, участница многих научных экспедиций. Она писала о природе («Рассказы о животных», «За лесными сокровищами», «Джумбо» и др.), о войне («Болотные робинзоны»), о приключениях («Остров мужества», «Рам и Гау»), но главное – о настоящих человеческих ценностях.
2. Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению 27: «На мгновение она точно застыла на ветке: огромное чудовище наклонилось, протянуло руку к дуплу…»?
1) (3) Но такая уж у белок привычка: вечно они лезут в чужие дела.
2) (5) А тем временем около старой ели послышались шаги, человеческие голоса…
3) (16) Прошло несколько минут — и старая ель дрогнула, наклонилась, пошла быстрее, быстрее.
4) (30) Никто не успел промолвить ни слова, а она уже выскочила из дупла, держа во рту испуганного бельчонка.
Как характеризует Дымку информация, заключённая в предложениях 24—28?
1) Дымка неловкая, даже пищу для своих детёнышей не смогла донести.
2) В момент опасности Дымка подумала не о пище для детёнышей, а о собственном спасении.
3) Дымка пугливая, она никогда не видела людей и в их присутствии потеряла способность двигаться.
4) Дымка испытала чувство страха в момент, когда нависла угроза над её детёнышами.
На какой вопрос в тексте нет ответа?
1) Как белка спасала своего детёныша?
2) Почему люди выбрали для спила именно эту ель?
3) В какое время года происходят события, описанные в тексте?
4) Чем был недоволен старый пильщик, одёргивая молодого парня?
В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старый пильщик сурово и с осуждением отнёсся к парню?»
1) (8) Ребята, гляньте, не иначе медведь тут зимовал. (9) Вот бы раньше проведать!
2) (13) Ну, болтать некогда. (14) Берись, ребята.
3) (20) Ребята, гляди! (21) Бельчата маленькие в дупле!
4) — (37) Ловко! — засмеялся паренёк. — (38) А я вот её враз шапкой накрою!
На какой вопрос в тексте нет ответа?
1) Как белка спасала своего детёныша?
2) Почему люди выбрали для спила именно эту ель?
3) В какое время года происходят события, описанные в тексте?
4) Чем был недоволен старый пильщик, одёргивая молодого парня?
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Вот бы раньше проведать!
2) Прошло несколько минут — и старая ель дрогнула, наклонилась, пошла быстрее, быстрее.
3) И как только не разбились!
4) Меж пальцев скочит, ровно страху у неё нету.
4. Из предложений 36—46 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
5. Из предложений 30—31 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
6. Замените слово «болтать» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «беличье гнездо» (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 14.
9. Среди предложений 27—31 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
Среди предложений 16—20 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Дымка выговорила всё,1 что,2 по её мнению,3 полагалось,4 и снова попрыгала по веткам. А тем временем около старой ели послышались шаги,5 человеческие голоса…
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительнойсвязью.
Дымка проводила его сердитой бранью на беличьем языке,(1) хотя он ей никакого вреда не сделал. … Дымка выговорила всё,(2) что,(3) по её мнению,(4) полагалось,(5) и снова попрыгала по веткам.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительнойсвязью.
Сугроб под ёлкой,(1) на которой было беличье гнездо,(2) давно уже растаял,(3) и ворчливый медведь,(4) зевая и почёсываясь,(5) вылез из берлоги и отправился бродить по лесу до следующей осени.
13.
14. Среди предложений 1—6 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 24—30 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
15.1.
15.2.
15.3.
Вариант 186
(1)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (2)А гордятся все в доме мной. (3)Это несправедливо.
(4)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку.
(5)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
— (6)Вот ведь способный какой, а! (7)Совсем вчера не учил уроков, а на тройку ответил!
(8)Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни:
— (9)И в воде он не утонет, и в огне он не сгорит!..
(10)Или что-нибудь вроде этого.
(11)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание фильма или книги, прочитанной нами обоими.
— (12)Какая диковинная память, а! (13)Всё помнит, будто вчера читал… (14)А я вот всё позабыл, всё перепутал!
(15)Мне кажется, отец просто счастлив, что всё забывает и путает.
(16)После того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:
— (17)Драться, конечно, нехорошо. (18)А всё-таки смелый какой, а! (19)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..
(20)Вот до чего доводит любовь!
(21)А мне вовсе не нравится, что дома мною восхищаются. (22)Трудно разве ответить на тройку? (23)Или запомнить содержание книги? (24)Кретин я, что ли, какой? (25)И почему надо радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (26)(Хотя на самом деле всего на полголовы.)
(27)Отец и мама, мне кажется, хотели бы, чтоб я и вовсе не рос. (28)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (29)А меня спросили?
(30)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (31)Я сказал об этом родителям.
— (32)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (33)Какой добрый, а! — воскликнул отец.
— (34)Значит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, — заключила мама.
— (35)Мы очень рады.
(36)Вот вам и всё! (37)Они очень рады. (38)А я?..
(По А. Алексину)
2. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
1) (1) Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (2) А гордятся все в доме мной.
2) — (12) Какая диковинная память, а! (13) Всё помнит, будто вчера читал…
3) (22) Трудно разве ответить на тройку? (23) Или запомнить содержание книги?
4) (30) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (31) Я сказал об этом родителям.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему «гордятся все в доме» именно героем-рассказчиком?»
1) Он необыкновенно способный ученик.
2) Он обладает феноменальной памятью.
3) Он необычайно смел и ловок.
4) Он младший и любимый ребёнок в семье.
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик называет свою сестру не Людой, не Милой, а Людмилой?» Такая форма имени говорит о …
1) натянутых, отчуждённых отношениях брата и сестры.
2) значительной разнице в возрасте брата и сестры.
3) желании брата самоутвердиться.
4) стремлении брата установить с сестрой более доверительные отношения.
Как характеризует героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 16—20?
1) Рассказчик — человек с чувством собственного достоинства, не желающий себя оправдывать.
2) Рассказчик — драчун, задира, склонный злоупотреблять хорошим отношением родителей к нему.
3) Рассказчик — человек очень небольшого роста, но очень большого самомнения.
4) Рассказчик — безответственный человек, постоянно нарушающий покой семьи.
3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 19: «Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..»
1) просторечная лексика 2) эпитет 3) книжная лексика 4) сравнительный оборот
4. Из предложений 4—5 выпишите слово, в котором правописание приставкизависит от значения приближения, присоединения, которое она придаёт слову.
5. Из предложений 11—12 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В суффиксе полной формы страдательного причастия прошедшего времени пишется НН».
6. Замените слово ПО-ЧЕСТНОМУ в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
9. Среди предложений 4—8 найдите предложение с обособленнымсогласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
10.
11.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Отец говорит это радостно,(1) и свои восторги он,(2) как обычно,(3) заканчивает словами из песни: