Эффективность инвестиционного проекта. 2 страница
В целом оценка конкурентоспособности гостиничной организации должна строиться на 2 подходах: оценка конкурентоспособности гостиничных услуг в смысле его привлекательности для потребителей и оценка конкурентного состояния гостиницы по уровню организационной и производственной силы и финансовой устойчивости предприятия.
На конкурентоспособность гостиничной организации влияет множество факторов, определяющих силу бизнеса, способность предприятия держаться на плаву и действовать в текущих финансово-экономических и политических условиях. К их числу отноcится решение следующих налоговых проблем: финансовая устойчивость и независимость, оснащение материально-технической базы, ее износ, организация деятельности по всем направлениям — финансовой, хозяйственной, сбытовой, аналитической, обслуживающей и т. д. Но эти факторы определяют только одну сторону конкурентоспособности гостиницы. Действительно, одна лишь плохая организация ведения бизнеса может свести на нет все преимущества услуг данной гостиницы, однако оценка привлекательности гостиничных услуг представляется более важной, т.к. преимущества гостиницы, основанные на привлекательности ее продукта, влияют на выбор потребителя, а следовательно, на уровень финансового оборота гостиничной организации.
На основе проведенных исследований строится конкурентный профиль гостиницы, который позволит выделить близлежащего конкурента. Построение конкурентного профиля имеет определенный порядок: 1. необходимо дать сравнительную характеристику конкурентов гостиничного предприятия; 2. необходимо трансформировать показатели в единую шкалу оценок; 3. для проведения сравнительного анализа гостиницы и её конкурентов с целью получения балльной оценки конкурентоспособности строится табл., в которой определяются весовые коэффициенты по каждому показателю исходя из его значимости для данного вида бизнеса таким образом, чтобы сумма значений весовых коэффициентов по каждой группе факторов была равна единице; 4. взвешенная оценка определяется как произведение балльной оценки по показателю на его весовой коэффициент по показателю. По данным табл. определяется конкурент, по отношению к которому будет строиться конкурентный профиль гостиницы.
Показатели конкурентоспособности – носят оценочный характер и показывают состояние п/п по сравнению с конкурентами.
Для гост. бизнеса эти показатели включают: 1. размещение организации; 2. перечень и набор услуг, в т.ч. и дополнительных услуг о предоставленных их клиентам комплексность, дополняемость и гарантированность; 3. конкурентность услуги и её востребованность, своевременность появления этой услуги на рынке, учет жизненного цикла услуги, соответствие потребностям клиента, надежность реализации услуги; рекламные мероприятия; ценовая политика – сравнение с ценой конкурента и выбор наиболее оптимальных цен; имидж п/п и его надежность. В целях совершенствования планирования этих показателей составляется матрица, раскрывающая потенциал развития гостиничного комплекса и его положение на рынке. В соотв. С позициями на рынке и конкурентоспособности формируется план мероприятий по совершенствованию хозяйств. деят-ти гостиничного комплекса. Основные разделы такого плана включаются либо в бизнес-план, либо в текущий план хозяйственной деятельности по соответствию разделом.
Система планов предприятий РГБ.
Система планов в сфере услуг включает: 1. Планы по ассортименту и качеству услуг, а именно, виды услуг с учетом их комплексности и взаимной поддержки, требования к услугам, т.е. любое предприятие должно вырабатывать количество услуг, которые предъявляют требования. 2. План по затратам (составляется по номенклатуре затрат). 3. План по ресурсному обеспечению процесса, по оказанию и реализации услуг (материально-сырьевые ресурсы, оборудование, трудовые ресурсы, денежные инвестиционные ресурсы). 4. План по развитию персонала, определяется численный и профессиональный состав, повышение квалификации, система мотивации, план по труду и заработной плате. 5. Финансовый план. 6. Планы по применению инноваций, процессов создания и оказания услуг. Внедрение новых технологий.
Разделы и показатели плана по труду и заработной плате, их характеристика
План по труду и его оплате обосновывает потребность предприятия в численности работников и фонде оплаты труда, а также производительность труда в плановом периоде и ее повышение по сравнению с базисным периодом.
План по труду и его оплате содержит следующие подразделы: план по кадрам; план по производительности труда; план по оплате труда.
Главными задачами по разработке плана по труду и заработной плате являются: обеспечение постоянного роста производительности труда и ее опережающего роста по сравнению с заработной платой; обеспечение рационального соотношения численности персонала, занятого непосредственно в производстве, с численностью персонала, занятого в обслуживании и управлении; установление правильных соотношений зарплаты различных категорий работающих в соответствии с количеством и качеством их труда; стимулирование труда каждого члена коллектива, а также и коллектива в целом для улучшения показателей работы предприятия; обеспечение кадрами необходимой квалификации.
Процесс планирования труда является составной частью тактического планирования, В плане по труду и численности предприятия рассчитываются показатели производительности труда; определяются трудоемкость изготовления единицы продукции и планируемого объема товарного выпуска, численность работающих в разрезе различных категорий персонала, планируемая величина затрат на содержание персонала предприятия и его структурных подразделений, численность высвобождаемых (увольняемых) и принимаемых на работу работников; намечаются мероприятия по совершенствованию организации труда, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, формированию и использованию кадрового резерва; готовятся исходные данные для планирования фонда оплаты труда и фонда заработной платы, средней заработной платы работников предприятия и т. д.
План по труду и персоналу разрабатывается на основе плана производства и реализации продукции, поскольку численность персонала напрямую связана с объемами выпускаемой продукции и оказываемых услуг. В то же время потребность в персонале зависит от степени обоснованности применяемых на предприятии норм и нормативов времени, обслуживания, численности, управляемости и эффективности.
Технологический процесс планирования труда и численности представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур, которые имеют определенный набор исходных данных, алгоритм расчета показателей и законченный результат. В процессе планирования выполняются следующие плановые расчеты: анализируется выполнение плана по труду и численности за предшествующий период; рассчитываются плановые показатели производительности труда; определяется нормативная трудоемкость изготовления единицы продукции, работ и товарного выпуска; рассчитываются плановый баланс рабочего времени одного работающего; рассчитывается потребность в персонале, его плановая структура и движение; планируется развитие персонала.
Планирование заработной платы на предприятии предусматривает определение объема средств, необходимых для оплаты труда работников в соответствии с плановым выпуском продукции в заданной номенклатуре и установленного качества, а также установление правильных соотношений в уровнях заработной платы по цехам предприятия и категориям работающих с учетом характера производства, различий в уровне квалификации, условий труда.
План по оплате труда определяется исходя из общего количества работников, тарифных ставок, окладов, принятых систем оплаты труда и премирования. Плановый фонд заработной платы по каждому подразделению, участку, смене, бригаде определяется путем умножения численности рабочих или управленцев на среднюю тарифную ставку рабочего или средний оклад служащего. Планирование фонда заработной платы может осуществляться укрупненными расчетами или более детальным способом.
При использовании укрупненного способа применяют два метода определения фонда заработной платы: первый — на основе расчетной численности работников и уровня их средней заработной платы; второй — по нормативам затрат заработной платы на единицу продукции. По первому методу плановый фонд заработной платы определяется путем умножения расчетной численности работников на планируемую среднюю заработную плату. Начисленный таким укрупненным способом фонд заработной платы уточняется нормативным планированием на базе производственной программы и ее трудоемкости, рассчитанной по действующим на предприятии нормативам с учетом состава и уровня квалификации работников, тарифных систем, используемых форм и систем оплаты труда, штатного расписания. Аналогичным методом определяется фонд заработной платы по каждому подразделению, участку, цеху, службе, смене, бригаде.
Все средства предприятия, направленные на оплату труда работников образуют фонд заработной платы. Фонд заработной платы рассчитывается в абсолютном выражении (в рублях) и в относительном выражении (в % к товарообороту или обороту предприятия). Данный показатель называется уровнем фонда заработной платы и характеризует размер заработной платы, приходящейся на один рубль товарооборота (оборота) или на один рубль произведенной и реализованной продукции. Для обеспечения эффективного хозяйствования уровень фонда заработной платы должен иметь тенденцию к снижению. Для этого темп роста товарооборота (оборота) должен быть выше темпа роста фонда заработной платы.
Где - уровень фонда заработной платы, %; - фонд заработной платы, руб.; - товарооборот (оборот) предприятия, руб.
Основной фонд заработной платы включает всю сумму оплаты за практически отработанное время по тарифным ставкам, окладам и сдельным расценкам (так называемый тарифный фонд заработной платы), а так же все премиальные выплаты и доплаты за мастерство, бригадирство, за работу в ночное время, за знание иностранного языка, оплата обучения учеников, оплата простоев и брака не по вине работника.
Дополнительный фонд заработной платы не связан с оплатой за непосредственное участие в трудовом процессе. Это оплата очередных отпусков, дополнительных отпусков, оплата времени выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата компенсаций за неиспользованный отпуск, оплата кормящим матерям перерывов в работе и женщинам, имеющим детей до одного года, заработная плата работников, командированных на учебу и некоторые другие выплаты.
Общий фонд заработной платы одного работника рассчитывается последовательно, как сумма основной и дополнительной части заработной платы. Первоначально рассчитывается основной фонд заработной платы работника по тарифным ставкам и окладам в случае повременной системы оплаты труда. Если работник проработал все рабочие дни, например, в месяце, то ему начисляется заработная плата в соответствии с установленным окладом. Если же работник проработал неполный месяц, то его должностной оклад делится на календарное число рабочих дней в данном месяце и умножается на количество фактически отработанных дней.
Фонд заработной платы работников со сдельной оплатой труда рассчитывается, исходя из отработанного времени, количества произведенной продукции и расценок за единицу продукции.
В дополнительный фонд входят оплата за отпуск и другие выплаты. Продолжительность отпуска определяется законодательством.
Сумма денежных средств, выплачиваемых работнику за время отпуска, рассчитывается следующим образом:
,
Где - сумма начисленной заработной платы за последние три календарных месяца, предшествующих отпуску; 29,6 – среднемесячное число календарных дней.
Общий фонд заработной платы работников предприятия определяется путем суммирования фонда заработной платы всех работников по формуле:
,
Где - общий фонд заработной платы работников предприятия; - фонд заработной платы i-го работника, руб.; - число работников на предприятии ( ).
Методы планирования на предприятии РГБ, их место и назначение.
Методы планирования: балансовый метод; метод экономического анализа; нормативный метод; метод экономико-математического моделирования, в том числе сетевое планирование; метод технико-экономического обоснования; деловое планирование (бизнес-планирование).
Балансовый метод является господствующим в планировании и представляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей с целью добиться их равновесия (баланса). Балансы на уровне предприятия позволяют судить о наличных производственных мощностях, их динамике и использовании; об обеспеченности ресурсами и т. д. Данный метод позволяет получить четкое представление об использовании фонда времени работы оборудования, а также о фонде рабочего времени персонала и его структуры и др.
Метод экономического анализа заключается в применении сопоставлений затрат и результатов в сравниваемых периодах, выявлении степени и динамики влияния внешних и внутренних факторов на результаты производства, в разложении процессов на составные части и определении ведущих звеньев и на этой основе — «узких мест» и ключевых проблем развития и др. При реализации системного подхода экономический анализ преобразуется в комплексный метод анализа и синтеза проблем планирования.
Нормативный метод базируется на системе норм (расхода материальных ресурсов, использования мощностей и рабочего времени, амортизационных отчислений и т. п.) и нормативов (влияния на окружающую среду, трудоемкости и др.), используемых в технико-экономических расчетах.
Метод экономико-математического моделированияпредставляет собой совокупность экономико-математических приемов и методов, используемых в планировании: методов линейного, динамического, нелинейного и стохастического программирования; моделей сетевого планирования, оценки эффективности бизнес-планов и инвестиционных проектов и др.
Метод технико-экономического обоснованияприменяется для разработки обоснования мероприятий, включаемых в планы, и показателей плана.
Деловое планирование (составление бизнес-плана) применяется как при открытии новых предприятий, так и при изменении предпринимательской стратегии уже существующих предприятий.
В процессе планирования ни один из рассмотренных методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды.
Расчет и обоснование плановых заданий по оптимизации издержек по статьям.
С экономической точки зрения издержки производства и обращения представляют собой стоимость затрат предприятия питания (кроме стоимости сырья и товаров).
Издержки производства и обращения предприятия питания учитываются, анализируются и планируются в абсолютном выражении — в денежных единицах, в относительных величинах — в процентах к товарообороту. Относительная величина издержек в процентах к товарообороту называется уровнем издержек. Этот показатель рассчитывается следующим образом:
План издержек производства и обращения предприятия питания разрабатывается самостоятельно и представляет собой важнейший раздел бизнес-плана, является основой для составления финансового плана.
Планирование издержек предприятия питания можно проводить двумя путями: методом прямой и обратной калькуляции; от общего к частному; от частного к общему. Прямая калькуляция — подсчет всех затрат исходя из целей, возможностей, ресурсов, эффективности их использования.
При обратном методе предприятия питания в первую очередь определяют максимально допустимый средний уровень издержек производства и обращения для обеспечения получения прибыли и выполнения целей предприятия. При расчете максимально допустимого среднего уровня издержек могут быть использованы различные методы. Затем производится планирование издержек по каждой статье. После определения суммы издержек по статьям может возникнуть необходимость их корректировки в пределах максимально допустимого уровня издержек по предприятию. В первую очередь следует уточнить расходы по тем статьям издержек, которые подконтрольны самому предприятию.
При планировании издержек производства и обращения предприятием питания могут использоваться различные методы: экономико-статистические; экономико-математические; технико-экономических расчетов; расчетно-аналитический и др. Наиболее точным является метод технико-экономических расчетов. Его суть состоит в том, что планирование издержек производится прямым расчетом по статьям расходов. При этом используются различные нормативы затрат, нормы, ставки, тарифы.
Затем суммы издержек по статьям суммируются и определяется общая величина издержек по предприятию. Рассмотрим этот метод планирования более подробно (по статьям).
Статья 1. Расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки включают в себя стоимость перевозок сырья и товаров всеми видами транспорта. Кроме того, сюда относятся стоимость погрузочно-разгрузочных работ, расходы по экспедированию, стоимость хранения груза на складах автотранспортных организаций.
Расходы по централизованной доставке сырья и товаров планируются исходя из товарооборота по покупным ценам и тарифам, который определяется в процентах к стоимости завозимого сырья и товаров. Если величина поставки указана в натуральных показателях (тоннах), стоимость подлежащих поставке сырья и товаров определяется исходя из средней цены за 1 т и тарифа.
Статья 2. Расходы на оплату труда планируются исходя из прогнозируемой средней зарплаты и прогнозируемой численности.
Другим методом определения расходов на оплату труда может быть способ на основе штатного расписания. При этом к фонду заработной платы, исчисленному согласно штатному расписанию, прибавляется переменная часть фонда заработной платы, которая определяется в процентах к постоянной части заработной платы или к другому стоимостному показателю (прибыль, товарооборот и др.).
Статья 3. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещения или инвентаря включают в себя расходы на аренду и содержание.
Расходы на аренду планируются исходя из арендуемой площади и ставок арендной платы. Сумма арендной платы определяется умножением размера арендуемой площади на ставку арендной платы за 1 м2.
Расходы на содержание планируют по следующим элементам: отопление; освещение; водоснабжение; уборка примыкающих территорий; проверка и клеймение весоизмерительных приборов; охрана, не состоящая в штате предприятия; сигнализация; расходы по вывозу мусора; возмещение арендатору, согласно договору, части эксплуатационных и коммунальных расходов (например, на содержание в чистоте дворов жилых домов).
Статья 4. Амортизация основных средств рассчитывается исходя из норм амортизации и стоимости основных фондов.
Самый простой способ амортизации — сделать равномерные отчисления на протяжении всего периода использования основных средств.
Статья 5. Отчисления и затраты на ремонт основных средств планируют с учетом объема ремонтных работ.
Статья 6. Износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов планируется с учетом действующего порядка списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов и инвентаря. При приобретении малоценных и быстроизнашивающихся предметов, срок службы которых не выходит за пределы прогнозируемого периода, на данную статью относится их полная стоимость. Если же продолжительность функционирования таких предметов выходит за пределы прогнозируемого периода, на данную статью относится 50 % их стоимости.
Статья 7. Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд планируются исходя из количества оборудования для приготовления пищи, его мощности и действующих тарифов на газ, электроэнергию.
Статья 8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров включают в себя: расходы на содержание холодильного оборудования и его техническое обслуживание; плату за временное хранение сырья и товаров на складах сторонних организаций; расходы на содержание льдохранилищ; стоимость льда; расходы на дезинфекцию и дератизацию; расходы на создание условий для хранения сырья и товаров (газовая среда, искусственное охлаждение, активная вентиляция и др.); стоимость материалов, используемых при фасовке, упаковке товаров (пакеты, оберточная бумага, шпагат и др.).
Статья 9. Расходы на торговую рекламу планируются исходя из плана рекламных мероприятий.
При планировании расходов на рекламу учитывают стоимость различных рекламных мероприятий, а также стоимость изготовления рекламных стендов, указателей; рекламу в средствах массовой информации.
Статья 10. Проценты за пользование кредитом и займами предусматриваются в том случае, если предприятие планирует воспользоваться краткосрочными кредитами банка. При расчете заемных средств исходят из величины кредитуемого товарооборота по себестоимости и общей потребности в оборотных средствах. Величина заемных средств определяется как разница между общей потребностью и наличием собственных оборотных средств. Расходы по данной статье рассчитываются умножением потребности в заемных средствах на ставку банковского процента за кредит.
Статья 11. Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации планируются по среднему уровню, сложившемуся за предшествующий период. Сюда относят потери от боя при транспортировке, хранении и реализации некоторых товаров; суммы потерь от недостач, хищений товаров в случае неустановления виновных, если это не стало результатом ненадлежащего учета и хранения материальных ценностей.
Статья 12. Расходы на тару учитываются за вычетом доходов по операциям с тарой. Их величина определяется исходя из сложившегося уровня расходов по этой статье.
Статья 13. Отчисления на социальные нужды включают в себя отчисления в фонд социальной защиты и фонд содействия занятости и планируются по нормативам соответственно 35 и 1 % от прогнозируемой величины фонда заработной платы.
Статья 14. Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки, планируются отдельно по каждому налогу и отчислению по установленным нормативам.
Статья 15. На статью издержек "прочие расходы " относят все затраты, не учтенные выше, которые необходимо произвести предприятию в прогнозируемом периоде. Эти расходы также планируются исходя из тарифов, нормативов. Постоянные затраты планируются по сумме, а переменные — по уровню (в % к товарообороту).
На указанную статью относят: плата медицинским учреждениям за медосмотр; расходы на ведение кассового хозяйства, инкассацию выручки; расходы на приобретение канцелярских принадлежностей; стоимость подписки газет, журналов; оплату консультаций, аудиторских услуг, вычислительных услуг; оплату услуг связи.
Процесс планирования деятельности предприятий РГБ, его этапы и организация.
Механизм планирования деятельности коммерческой организации включает: принципы планирования, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, анализ проблем, выбор оптимального варианта развития, контроль за реализацией планов. Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов: всеобщих (закон возвышения потребностей, закон экономии времени); законов товарного производства (закон стоимости); законов рыночной экономики.
Планирование—это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы. Планирование включает систему мер, предусматривающих определение конкретных целей развития организации (фирмы), способов и методов достижения этих целей, установление порядка и сроков выполнения необходимых для этого работ, контроль за их выполнением.
Таким образом, общим для большинства авторов является понимание планирования как: непрерывного процесса; процесса, ориентированного на перспективу; процесса выбора, принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений; деятельности, ориентированной на развитие; процесса, направленного на обеспечение благоприятных условий для достижения поставленных целей; процесса выбора действий, которые должны быть предприняты в будущем.
Методология планирования включает определение сущности понятия планирования, принципов, форм, типов, способов, методики определения показателей, их обоснования, приоритеты и последовательность расчетов, обоснованность принятия решений. Основными стадиями целевого планирования являются: поиск целей; придание цели количественной определенности; анализ и упорядочение цели; проверка цели на реализуемость; принятие решения; достижение целей; проверка и уточнение целей.
Формулировка целей в процессе планирования связывается с созданием основ мотивации и пробуждением заинтересованности работников в их достижении.
Этапы планирования: 1. формулировка проблемы; 2. постановка целей; 3.планирование средств достижения целей, в том числе ресурсов; 4. выбор оптимального варианта развития; 5. контроль за реализацией планов.
Поскольку предприятие не только не располагает всей необходимой информацией для составления планов, но часто вообще находится в неведении, каких данных не хватает (ведь может случиться, что при подборе базовых данных какие-то из них будут упущены как несущественные), качество планирования в большей мере зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников. Отсюда следует, что систему планирования необходимо формализовать с таким расчетом, чтобы при разработке планов использовались, по крайней мере, все имеющиеся показатели. К тому же все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывать с меняющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы. Важно, однако, иметь в виду, что слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана. Окончательное определение показателей планов всегда остается прерогативой руководства, так же, как координация и контроль за их выполнением.
Итак, плановая система предприятия состоит из отдельных планов, четко ограниченных друг от друга по различным видам деятельности предприятия.
Обратим внимание на то, что планирование охватывает все важнейшие участки деятельности предприятия с тем, чтобы ориентировать их на достижение поставленных целей. Это практикуется на всех предприятиях. Так, общая цель на американских предприятиях называется policy, company philosophy, то есть основные принципы деятельности предприятия.
Планирование и управление экономической деятельностью предприятия тесно связаны между собой следующими общими функциями производственного менеджмента: выбором целей, определением ресурсов, организацией процессов, контролем исполнения, координацией работы, корректировкой задач, мотивацией персонала, оплатой труда и т. д. В их выполнении участвуют многие категории персонала — руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входят также анализ внутренней и внешней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т. д. Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляет общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии фирмы, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности. Вместе с менеджерами плановики участвуют в составлении прогнозов развития производства, обучении персонала предприятия новым методам разработки различных планов, проведении консультаций в линейных подразделениях и функциональных органах фирмы, участвующих в составлении общих планов или их отдельных разделов.