Требования к оформлению отчета
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА
ПРОГРАММА
производственной практики
«Налоговый и финансовый менеджмент»
для студентов специальности
8.03050801 «Финансы и кредит»
Симферополь – 2010
Составители: Еримизина М.И. – к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита (налоговый менеджмент);
Додонов С.В. – к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита (финансовый менеджмент).
Программа производственной практики «Налоговый и финансовый менеджмент» для студентов специальности 8.03050801 «Финансы и кредит» – Симферополь: ЮФ НУБиП Украины «КАТУ», 2010. – 16с.
Приведены основные требования и методические указания по прохождению производственной практики, требования к оформлению отчета.
Рецензенты: доктор экономических наук, зав. кафедрой финансов Крымского экономического института КНЭУ Чепурко В.В.;
доцент кафедры учета и аудита Национальной академии природоохранного и курортного строительства, к.э.н., доцент Пожарицкая И.М.
Утверждено на заседании кафедры финансов и кредита (протокол № __ от «____» _________________ 2010г.)
Рекомендовано к изданию методической комиссией учетно-финансового факультета (протокол № __ от «____» _________________ 2010г.).
1. Общие положения
Система подготовки специалистов строится на взаимосвязи теоретических знаний и практических навыков по профессионально-ориентированным дисциплинам. Студент, освоивших программу подготовки образовательно-квалификационного уровня «специалист» специальности финансы должен обладать знаниями, умениями и навыками по управлению финансовыми активами предприятия с целью поддержания его платежеспособности, повышения инвестиционной привлекательности и рыночной стоимости предприятия при обеспечении бесперебойного производства и расширенного воспроизводства.
Производственная практика предусматривает закрепление теоретических положений и практических навыков дисциплин «Финансовый менеджмент» и «Налоговый менеджмент». Практика предусматривает последовательное изучение основ организации финансовой деятельности, движения денежных потоков, планирования активов и их источников, оптимизацию налогообложения предприятия.
Производственная практика является неотъемлемой частью учебного процесса. Она проводится в соответствии с учебным планом и графиком прохождения практики по специальности 7.050104 «Финансы». Методические указания составлены в соответствии с «Методическими рекомендациями, по составлению программ практики студентов высших учебных заведений Украины» (письмо МОНУ № 31.5/97 от 1.02.96).
Задачами производственной практики являются:
· систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний применения методического инструментария управления финансовыми активами;
· закрепление навыков работы со специальной литературой, законодательными и нормативными актами, статистической и бухгалтерской отчетностью;
· развитие умения разрабатывать финансовый план и график налоговых платежей, организации контроля их исполнения;
· получение навыков практической оценки стоимости капитала и оптимизации его структуры;
· формирование умений управления входящими и исходящими денежными потоками;
· выработка навыков оценки финансовых рисков и применения инструментов антикризисного управления.
Перед началом производственной практики студент заключает договор с субъектом хозяйствования, проходит инструктаж, а заведующий кафедрой назначает руководителя практики. Продолжительность производственной практики – пять недель.
Требования к оформлению отчета
Во время практики студент обязан вести дневник, который отражает содержание выполняемой работы, сложности, с которыми сталкивается практикант, замечания относительно деятельности, а также выводы и предложения по их улучшению. Записи в дневнике ведутся ежедневно и заверяются руководителем практики. Образец формы дневника приведен в приложениях Б, В.
По мере накопления материала составляется отчет о практике, который заверяется руководителем практики от субъекта хозяйствования. Руководитель практики дает отзыв об итогах практики и деятельности студента. Отчет о результатах практики должен иметь четкое построение, логическую последовательность, убедительную аргументацию, доказательность выводов и обоснованность предложений.
В отчет включается: титульный лист (приложение А), дневник, содержание отчета (приложение Г), основная часть, заключение, список использованных источников, приложения.
Оформление работы. Работа может быть выполнена рукописным или печатным способом на листах белой бумаги формата А4 (210х297 мм) до 30 строк на странице. Минимальная высота шрифта 2,8 мм (размер шрифта 14). Таблицы и иллюстрации можно представить на листах формата А3 (297х420 мм). Следует оставлять поля следующих размеров: левое – не менее 30 мм; правое – не менее 15 мм; верхнее и нижнее – не менее 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен пяти знакам (12-17мм). Опечатки, неточности в тексте, обнаруженные при выполнении, разрешается исправлять с нанесением на том же листе исправленного текста.
Расстояние между заголовком и текстом при выполнении текста машинописным способом должно быть равно двум интервалам; между заголовками раздела и подраздела – один интервал. Каждый раздел текстового документа рекомендуется начинать с нового листа (страницы). Не допускается сокращение слов.
Нумерация страниц выполняется арабскими цифрами. Все листы должны иметь сквозную нумерацию от титульного листа до приложения, включая листы с иллюстрациями, таблицами, схемами и т.п. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих страницах номер проставляют в правом верхнем углу страницы без точки в конце.
На все таблицы в тексте должны быть ссылки с указанием номера таблицы. При ссылке слово «Таблица» в тексте пишут сокращенно
, например «….. в таб. 1.2.». Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать над таблицей. При переносе части таблиц на другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.
Таблицы, за исключением приложений, следует нумеровать арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
На графический материал должна быть ссылка в тексте. Графический материал должен располагаться непосредственно после текста, в котором упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении. Слово «Рисунок» и наименование помещают после поясняющих данных. Остальные требования к оформлению аналогичны требованиям, предъявляемым к таблицам.
При написании отчета студент обязан давать ссылки на используемые источники. Ссылку в тексте на источники следует обозначать порядковым номером, выделенным квадратными скобками. В списке использованных источников этот источник должен быть размещен под тем же номером, что и в тексте.
Список должен содержать не менее 25 наименований использованных источников, размещенных в следующей последовательности: законы, постановления Кабинета Министров и указы Президента Украины, другие нормативные материалы, научные статьи, учебники и монографии. Статьи и монографии располагаются по алфавиту. Оформление списка в соответствии с библиографическими требованиями.
Приложения обозначаются заглавными буквами алфавита, начиная с «А». Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху посредине страницы слова «Приложение», например «Приложение А». В тексте отчета на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте.
Содержание отчета о производственной практике
Введение содержит краткую информацию о хозяйствующем субъекте (расположение, организационно-правовая форма, специализация, размеры производства)
Основная часть отчета о практике по финансовому менеджменту должна содержать:
1. Система обеспечения финансового менеджмента (организационная структура, информационное обеспечение и методы (приемы) принятия финансовых решений, правовая, налоговая и финансовая среда осуществления предпринимательской деятельности субъектом хозяйствования).
2. Управление необоротными активами (состояние необоротных активов; принципы, этапы и источники финансирования обновления необоротных активов, обоснование вариантов обновления активов за счет собственных и заемных средств, возможности учета необоротных активов предприятия в структуре собственного капитала).
3. Управление оборотными активами (политика управления оборотными активами, оценка деловой активности предприятия, оптимизация размеров оборотных активов и источников их финансирования).
4. Управление собственным капиталом (источники формирования, финансовый леверидж, оптимизация структуры собственного капитала, варианты реструктруризации капитала и реорганизации предприятия, дивидендная политика предприятия).
5. Управление заемным капиталом (политика формирования заемного капитала, управление банковским кредитом, управление коммерческим кредитом, управление внутренней кредиторской задолженностью, оптимизация структуры заемного капитала с сохранением платежеспособности и ликвидности предприятия).
6. Управление денежными потоками (политика управления денежными потоками, управление денежными активами, оценка денежных потоков, разработка плана поступления и расходования денежных средств, разработка платежного календаря, оптимизация остатка денежных средств, методы контроля денежных потоков на предприятии).
7. Управление финансовыми рисками (разработать методику оценки финансового риска и предложить внутренние механизмы его предотвращения, оценить эффективность деятельности предприятия с точки зрения кредитора, собственников и менеджмента, дать обоснование мерам по восстановлению платежеспособности предприятия);
8. Финансовое планирование (разработать план финансового развития или один из оперативных бюджетов на основании выявленных в предыдущих заданиях закономерностей и недочетов в деятельности субъекта хозяйствования, правила финансирования предприятий, оценка стоимости предприятия).
Основная часть отчета о практике по налоговому менеджменту содержит:
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ВОПРОСЫ | Чем руководствоваться при освещении раздела в отчете | |
Каким видам налоговых проверок подвергалось предприятие (база практики) на протяжении последних 3-5 лет? В какие сроки и каким образом предприятие уведомлялось о плановых проверках? Как было оформлено удостоверение на проверку? Какова была продолжительность проверки и за какой период проверялось предприятие? Ведется ли на предприятии журнал посещения их и их подразделений представителями контролирующих органов? Какова цель ведения журнала и были ли факты отказа от продления сроков проверки на основании данных журнала? Определите, что явилось официальной причиной внеплановых выездных проверок (если таковые были). | Отчетность предприятия, акты проверок, сведения руководителей и работников учетно – финансовой службы предприятия; Указ Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» № 817/98 от 23.07.1998 с изм. И доп. от 22.08.2000 № 1011/2000 и 25.05.2004 № 576/2004 Распоряжение ГНАУ «Об удостоверении на проверку» от 20.05.97 №89-р | |
Для студентов, проходящих практику в органах ГНАУ !!! Изучите процедуру составления, утверждения и выполнения плана – графика проведения плановых выездных проверок. Имелись ли факты несоблюдения графика и по каким причинам? Привлекались ли для проведения проверок специалисты – эксперты других гос. Органов? Изучите случаи составления органами ГНАУ актов отказа от допуска к проверке или актов отказа от подписи. Как в исследуемом Вами органе ГНАУ проходит регистрация актов документальной проверки, актов отказа от допуска к проверке и актов отказа от подписи. | «Порядок координации проведения плановых выездных проверок финансово – хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами» (в редакции Постановления КМУ от 15.10.2003 №1625) | |
Какие документы, предоставляемые в ходе проверки налоговому инспектору могут представлять коммерческую тайну предприятия? Какие конкретно документы предоставлялись на предприятии в ходе 2-х последних плановых проверок? | Сведения руководителей и работников учетно – финансовой службы предприятия; Постановление КМУ «О перечне сведений, не представляющих коммерческую тайну» от 09.08.1993 №611» | |
Сделайте анализ хода изъятия документов во время проведения налоговой проверки предприятия – базы практики. Составлялась ли опись изъятых документов? На какой срок они изымались? Оставлены ли на предприятии копии изъятых документов? (Кто и за чей счет производил копирование?) Какие должностные лица предприятия присутствовали при изъятии? Составлялся ли протокол изъятия? Были ли факты утери (порчи) документов по вине работников предприятия или ГНАУ? Изымались ли в ходе проверки офисные компьютеры как носители информации? (без процедуры отчуждения имущества, совершаемой по решению суда) Как процедура изъятия документов повлияла на производственно – финансовую деятельность предприятия? | Сведения руководителей и работников учетно – финансовой службы предприятия; Ст.9 Закона «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами» от 21.12.2001 № 2181-III; Инструкция о порядке изъятия должностными лицами органов государственной налоговой службы Украины у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов и других платежей», утвержденная Приказом ГНАУ от 01.07.1998 №316; Уголовно – процессуальный кодекс Украины | |
Какие права имеют налоговые органы при проведении проверки своевременности, достоверности, а также полноты начисления и уплаты налогов и сборов? В ходе проверки деятельности Вашего предприятия не было ли фактов превышения полномочий представителями ГНАУ? | Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.1990 № 509-XII | |
Что может грозить должностному лицу налоговой инспекции в случае: · злоупотребления или превышения полномочий? · халатного отношения к своим обязанностям при составлении «липового» или «скорректированного» акта проверки За чей счет будет выплачиваться налогоплательщику компенсация за ущерб, причиненный неправомерными действиями лиц ГНАУ? | Ст. 364, 365, 367 Уголовного кодекса Украины (УК); Ст. 186, 166 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП) Ст. 13.3 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.1990 № 509-XII | |
Изучите акты проверки органами ГНАУ Вашего предприятия (базы практики). Выдержана ли структура актов (вступительная часть, описательная, заключение и информативные приложения)? Все ли обязательные элементы включены в акт? | Отчетность предприятия, акты проверок «Порядок оформления результатов документальных проверок по соблюдению налогового и валютного законодательства субъектами предпринимательской деятельности – юрлицами, их филиалами, отделениями и другими обособленными подразделениями» , утвержден Приказом ГНАУ от 16.09.2002 № 429 (зарег-н в Минюсте 29.12.2002 под № 1023/7311) с изм. И доп от 26.08.2003 №403; Приказ ГНАУ «Об утверждении Методических рекомендаций и новой редакции образцов форм актов проверок» от 15.10.2004 №599» | |
Были ли на Вашем предприятии факты обжалования действий или решений органов ГНАУ? Опишите причину разногласий, процедуру и конечный результат обжалования или решения вопроса в судебном порядке | Акты проверок, сведения руководителей и работников учетно – финансовой службы предприятия; Закон «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами» от 21.12.2001 № 2181-III; | |
Проанализируйте типичные ошибки в налоговом учете и отчетности предприятия, приведшие к занижению налоговых обязательств и применению к предприятию штрафных санкций. Какие санкции были применены к предприятию? Какие меры были предприняты руководством предприятия (поощрительного и карательного характера) для недопущения подобных ошибок в будущем? Представьте график погашения недоимки и уплаты штрафных санкций. | Отчетность предприятия, акты проверок, сведения руководителей и работников учетно – финансовой службы предприятия | |
Проанализируйте факты «упущенной выгоды» в ведении налогового учета и отчетности. Какие оптимизационные схемы, не противоречащие действующему законодательству могут быть применены на предприятии с целью минимизации налогов и сборов? | Отчетность предприятия, акты проверок, сведения руководителей и работников учетно – финансовой службы предприятия | |
В течение какого срока после проведения проверки предприятие получило налоговое уведомление по факту выявленных нарушений? | Сведения руководителей и работников учетно – финансовой службы предприятия | |
Если в отношении Вашего предприятия (базы практики) возбуждено дело о банкротстве или начата ликвидационная процедура – оцените ход выплаты или списания налоговой задолженности. | Отчетность предприятия, Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30.06.1999 № 784-XIV; ст.12, 15 Закона «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами» от 21.12.2001 № 2181-III | |
Опишите факты обращения Вашего предприятия за налоговыми разъяснениями. Как Вы оцениваете оперативность, компетентность и безотплатность действий органа ГНАУ? | Сведения руководителей и работников учетно – финансовой службы предприятия; Ст. 20 Закона Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.1996 № 393/96-ВР | |
Находилось ли имущество предприятия в налоговом залоге? Применялся ли частичный налоговый залог? Как согласовывались с налоговым управляющим случаи продажи готовой продукции или отчуждения иного имущества? Производилось ли отчуждение имущества предприятия по решению суда для погашения налоговой задолженности? Изучите процедуру наложения налогового залога, оценки изымаемого имущества и непосредственно отчуждения. Были ли факты административного ареста активов? | Сведения руководителей и работников учетно – финансовой службы предприятия; налоговые извещения и требования; Закон «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами» от 21.12.2001 № 2181-III | |
Проанализируйте случаи предоставления предприятию рассрочки или отсрочки налоговых обязательств | Закон «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами» от 21.12.2001 № 2181-III; | |
Ведется ли в хозяйстве налоговый календарь, осуществляется ли налоговое планирование основных налогов и сборов. Представьте плановые данные, если их нет – самостоятельно спланируйте суммы платежей по основным налогам и сборам предприятия на текущий год | Отчетность предприятия, акты проверок, сведения руководителей и работников учетно-финансовой службы предприятия | |
Составьте краткое резюме с Вашими предложениями по совершенствованию налогового менеджмента на предприятии | МАТЕРИАЛЫ ПО ВОПРОСАМ 1-16 |
В заключительной части необходимо подвести итоги выполненной работы. Выводы и предложения излагаются четко и конкретно, в виде отдельных пунктов. На последней странице заключения ставится дата окончания отчета и подпись студента.
Общий объем отчета не должен превышать 50 страниц. Ориентировочные объемы каждого раздела указаны в приложении Г (содержание)