Расчет показателей безубыточности
Методика совместного анализа затрат, объема деятельности и прибыли (расчет безубыточности) базируется на учете характера поведения издержек и направлена на изучение воздействия на прибыль таких факторов, как продажная цена продукции, объем ее производства и реализации, переменные издержки в расчете на единицу продукции, постоянные расходы и ассортимент продаж.
Порядок расчета ряда показателей, используемых при проведении совместного анализа издержек, объема продаж и прибыли, представлен в табл. 10.
Т а б л и ц а 10. Порядок расчета и назначение основных показателей, применяемых при оценке и планировании безубыточности производства
Показатель | Порядок расчета | Назначение |
Маржинальная прибыль (Пм) | Пм = В – Рпер, где В – выручка от реализации; Рпер – переменные издержки Пм + Рпост + П, где Рпост – постоянные издержки; П – прибыль | Является основным оценочным показателем при проведении совместного анализа издержек, объема деятельности и прибыли |
Удельная маржинальная прибыль (маржинальная прибыль в расчете на единицу продукции) (Пуд.м) | Пм Пуд.м = К = Ц – Руд.пер, где К – количество единиц реализованной продукции; Ц – продажная цена одной ее единицы; Руд.пер – удельные переменные издержки (или переменные расходы в расчете на единицу продукции) | Для оценки результативности выбираемых вариантов при совместном анализе издержек, объема деятельности и прибыли |
Коэффициент выручки (коэффициент маржинальной прибыли) (Кв) | Пм Пуд.м Кв = В = Ц | Для измерения влияния изменений объема реализации на величину маржинальной прибыли или чистой прибыли (особенно при выборе ассортимента продукции) |
Сила (степень) операционного рычага (Соп.р) | Пм Соп.р = П , где П – прибыль | Для измерения влияния различных процентных изменений в выручке от реализации на процент изменений чистой прибыли |
Продолжение табл. 10 | ||
Показатель | Порядок расчета | Назначение |
Критическая точка (Ткр) | 1. Метод решения уравнения: В = Рпер + Рпост + П , или К * Ц = К * Руд.пер + Рпост + П 2.Метод удельной маржинальной прибыли (является вариацией метода решения уравнений): Рпост Ткр = Пуд.м (в единицах продукции); Рпост Ткр = Кв (в денежном выражении) | Для планирования прибыли и выбора оптимального курса действия при различных изменениях факторов, принимаемых во внимание при проведении совместного анализа издержек, объема деятельности и прибыли |
Кромка безопасности (Кб) | Кб1 (в денежном выражении) = = В – Вкр , где Вкр –выручка от реализации в критической точке; Кб2 (в процентах) = Кб3 (в единицах прод.) = = Кб(в денежн.выраж.) = Кб1 Ц Ц | Для установления предела, до которого может понижаться выручка от реализации без убытка для фирмы. Для определения максимально возможного снижения процента выручки от реализации, в пределах которого фирма будет безубыточной. Для исчисления безопасного предела сокращения количества реализуемых единиц продукции |
Для примера расчета используются следующие данные: выпуск изделий составляет 4000 пар, постоянные затраты за период 120 000 р., переменные затраты на единицу продукции – 110 р., цена изделия – 170 р.
Пример расчета данных показателей представлен в табл. 11.
Т а б л и ц а 11. Расчет основных показателей при анализе затрат, объема реализации и прибыли
Показатель | Расчет показателя | Значение |
Маржинальная прибыль, р. | Пм = В- Рпер = 4 000 • 170 - 110 • 4 000 | |
Удельная маржинальная прибыль, р. | Пуд.м = Пм / К = 240 000 / 4000 | |
Коэффициент выручки (коэффициент маржинальной прибыли) | Кв = Пм / К = Пуд.м / Ц = 60 / 170 | 0,35 |
Степень операционного рычага | Со. р= Пм. / П = 2400000 / 120000 | |
Критическая точка: | ||
– в денежном выражении, р. – в натуральном выражении, шт. | Тк1 = В • Рп / Пм. = 680 000 • 120000 / 240000 Тк2= К • Рп / Пм. = 4 000 • 120 000 / 240 000 | 340 000 2 000 |
Кромка безопасности: – в денежном выражении, р. | Кб1 = В- Т к1 = 680 000 - 340000 | 340 000 |
– в процентах | Кб2 = Кб1 / В • 100 = 340 000 / 680000 | |
– в натуральных единицах, шт. | Кб1 = Кб1 / Ц = 340 000 / 170 |
График безубыточности, иллюстрирующий данный расчет, представлен на рис. 4.
|
Рис. 4. График безубыточности: 1 – линия постоянных затрат; 1-2 - линия себестоимости; 3 – линия выручки
Показатели расчета и графического построения говорят о том, что предприятие имеет достаточную маржинальную прибыль, способную покрыть постоянные издержки и принести чистую прибыль. В выручке маржинальная прибыль составляет 35 %, т. е. каждый рубль, полученный от увеличения объема реализации, дает прирост маржинальной простой прибыли на 35 к. (1•0,35 или 1 • 35 %).
Степень операционного рычага показывает нам, что при данном уровне реализации он равен 2,0. Это означает, что при повышении реализации на 1 % чистая прибыль фирмы вырастает на 2 %.
Критическая точка показывает нам тот объем реализации, ниже которого предприятие не может опускаться, не имея убытков. При данных условиях она составляет на нашем предприятии 2000 шт., т. е. 50 % от фактического объема.
Соответственно, предприятие имеет средний запас финансовой прочности, характеризуемой показателем «кромка безопасности». Он составляет 2000 изделий, или 50 %, т. е. предприятие может сократить объем продаж в настоящее время для работы без убытков на 50 %.
Можно сделать вывод о том, что в настоящее время фирма обладает финансовой устойчивостью и имеет определенный запас финансовой прочности. Однако с изменением внешних и внутренних факторов данные показатели могут измениться.
Для расчета безубыточности студенты должны использовать данные по расчетам себестоимости единицы продукции (калькуляции), цены и выпуска продукции в натуральном выражении.
Сначала определяется сумма переменных затрат на единицу продукции. К ним относятся материалы, заработная плата основных рабочих и начисления на заработную плату (см. табл. 6).
Затем рассчитываются постоянные затраты за период. Для этого накладные и внепроизводственные расходы на единицу продукции умножаются на выпуск продукции в натуральном выражении за период. Расчет безубыточности можно проводить за год или за месяц, в зависимости от этого используется показатель объема выпуска за год или он рассчитывается за один месяц работы предприятия умножением сменной программы на количество рабочих дней за месяц (в среднем 20 рабочих дней).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение делается вывод о целесообразности существования предприятия по производству планируемого изделия легкой промышленности. Составляется краткое резюме по разработанным разделам бизнес-плана. Проводится анализ основных технико-экономических показателей плана, представленных в табл. 12.
Т а б л и ц а 12. Основные технико-экономические показатели
Показатель | Величина показателя |
1. Выпуск продукции в натуральном выражении, пар – за смену (Рсм) – за год (Вгод) | |
2. Выпуск продукции в стоимостном выражении – выручка за год (В), тыс.р. | |
3. Себестоимость выпуска продукции) (С), тыс.р. | |
4. Прибыль от продаж (П) за год, тыс.р. | |
5. Численность персонала, чел. В том числе: – рабочих – работающих | |
6. Производительность труда (сменная и годовая), пар/см, пар/год – одного работающего – одного рабочего | |
7. Среднемесячная заработная плата, р. – одного работающего – одного рабочего | |
8. Цена единицы продукции, р. – оптовая – отпускная | |
9. Рентабельность затрат (продукции), % | |
10. Рентабельность продаж, % | |
11. Затраты на 1 рубль продаж, к. |
Возможно дополнить данную таблицу основными показателями расчета безубыточности, такими как критический объем продаж (за год) и запас финансовой прочности (кромка безопасности) в натуральном и стоимостном выражении (табл. 11). Оформляя плакат для защиты дипломного проекта, кроме табл. 12 можно представить график безубыточности. В конце экономической части обязательно делаются соответствующие выводы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев, Г. Г. и др. Составление бизнес-планов для инновационных научно-технических проектов: (методические рекомендации) / Г. Г. Андреев – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004. – 19 с.
2. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 260 с.
3. Буров, В. П., Ломакин, А.Л., Морошкин, В. А. Бизнес-план фирмы: теория и практика: учебное пособие / В. П. Буров, А. Л. Ломакин, В. А. Морошкин – М.:ИНФРА-М, 2011. – 192 с.
4. Бухалков, М. И. Планирование на предприятии: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М. И. Бухалков. – М.:ИНФРА-М, 2011. – 410 с.
5. Войтоловский, Н. В., Калинина, А. П., Мазурова, И. И. Комплексный экономический анализ предприятия: учебник / Н. В. Войтоловский, Н. В. Калинина, И. И. Мазурова. – М.:Питер, 2010. – 569 с.
6. Горфинкель, В. Я. и др. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие: для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / В. Я. Горфинкель – М.:Вузовский учебник:ИНФРА-М, 2010. – 348 с.
7. Глухов, В. В. Экономика малого предприятия / В. В. Глухов. – СПб.: Специальная литература, 1997. — 80 с.
8. Зайцев, Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие / Н. Л. Зайцев – М.:ИНФРА-М, 2009. – 454 с.
9. Косов, В. В. Бизнес-план: обоснование решений: учеб. пособие / Косов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. –272 с.
10. Ноздрева, Р. Б. Маркетинг: учеб. / Р. Б. Ноздрева, В. Ю Гречков. – М.: Юристъ, 2000. – 292 с.
11. Петухова, С. В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект / С. В. Петухова. – 3-е изд. – М.: ОМЕГА-Л, 2010. –171 с.
12. Переверзев, М. П. Организация производства на промышленных предприятиях: учебное пособие: для студентов вузов, обучающихся по направлению 540500 (050500) «Технологическое образование» / М. П. Переверзев – М.:ИНФРА-М, 2010. – 331 с.