И с т о ч н и к: Российская бизнес-газета. 2001. 28 авг

Потребители аудиторской информации — владельцы, партнеры, правительство, налоговые органы, работники организации, кредито­ры и другие внешние заинтересованные пользователи. Исполните­ли — независимые аудиторы, выполняющие проверку отчетности на договорных началах.

Проблема информационного риска

Наличие устойчивого спроса на аудиторские услуги определяется наличием информационного риска. Для финансового аудита «ин­формационный риск — это вероятность того, что в финансовых отче­тах, публикуемых компанией, содержатся ложные или неточные све­дения. Аудитор должен подтвердить достоверность публикуемой финансовой информации; это позволяет пользователям рассчиты­вать на то, что информационный риск невелик»[19]. Последствия реше­ний, принимаемых пользователями финансовой информации, могут быть очень значительны. Это предъявляет исключительные требова­ния к достоверности и полноте получаемой посредством финансовых отчетов информации.

Аналогичная потребность в достоверной информации и возмож­ность ее удовлетворения работой независимых аудиторов существует и в других областях принятия управленческих решений. Прини­маемые решения могут быть правильными, т. е. соответствовать си­туационным условиям, если информация достоверная. В широком смысле достоверная информация (например, годовой финансовый отчет коммерческой организации) целостно характеризует состоя­ние объекта проверки в отношении ее предмета, раскрывая систем­ность отношений объекта (с позиций исследуемого предмета) с фак­торами ситуации и позволяя принимать на ее основе управленческие решения. Во многом ошибочное первичное внимание к финансовым вопросам (финансовое состояние следствие, а не причина проблем организации) привело к абсолютному лидерству финансового на­правления аудиторской деятельности.

Регулирование аудиторской деятельности

Исключительная важность работы по диагностическому исследо­ванию требует подкрепления се эффективности использованием оп­ределенных правил, позволяющих обеспечить достоверность получа­емой информации, надежность и профессионализм процедур. Работа аудитора должна быть организована в соответствии с докумен тами, относящимися к двум группам:

• государственные законодательные акты;

• аудиторские стандарты и другие регулятивы.

Правовые основы аудита

Результаты аудиторской проверки основа множества экономиче­ских решений, поэтому аудит во всех странах достаточно жестко ре­гулируется. Правовую основу аудита составляют документы четырех уровней:

• нормативные документы, отражающие обязательные и непре­ложные требования для каждого аудитора;

• правила (стандарты) аудиторской деятельности (см. ниже) — профессиональные рекомендации, рассматриваемые как эталон ка­чества и добросовестнос ти проводимых аудиторами работ;

• договоры, т. с. соглашения двух или нескольких лиц об уста­новлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязан­ностей (ч. 1 ст. 420 Гражданского кодекса РФ). Эти соглашения не могут нарушать требований нормативных документов ни при каких обстоятельствах и только в исключительных случаях могут проти­воречить стандартам;

• профессиональное регулирование, в основном включающее эти­ческие нормы, зафиксированные в специальном кодексе. Как и лю­бые требования морали, данные нормы не могут быть обязательными для суда или арбитража. Однако поведение аудитора предполагает, что в своих решениях он не отклоняется от принятых профессио­нальных норм.

В Российской Федерации организацию государственного регули­рования аудиторской деятельности осуществляет Комиссия по ауди­торской деятельности при Президенте Российской Федерации. По­ложение о Комиссии утверждает Президент Российской Федерации, назначающий также ее председателя.

Основной документ, регулирующий аудиторскую деятельность, — Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» — определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности как не­зависимого вневедомственного финансового контроля. Он применя­ется при осуществлении аудиторских проверок деятельности всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодатель­ством РФ, а также органов государственной власти всех уровней о органов местного самоуправления.

Аудиторские стандарты

Задачу регулирования аудиторской деятельности, поддержания высокого качества аудиторских проверок призваны решать аудитор­ские стандарты. Слово «стандарт» буквально переводится как обра­зец, т. е. в нашем случае это набор общепринятых требований к работе аудитора. Аудиторские стандарты представляют собой конкретиза­цию для определенного направления аудиторской деятельности (предмета аудита) положений аудиторской теории.

Стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и ка­чества, которого ожидают от аудитора их клиенты и общественность, т. е. они мера качества исполнения работы. Аудиторские стандарты должны быть неизменными независимо от спектра деятельности.

Аудиторские стандарты формируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, обеспечивающие при их соблюдении определенный уровень гарантии результатов проверки. Но мере изменения экономической ситуации в стране стандарты подвергаются периодическому пересмотру.

На базе аудиторских стандартов формируются учебные програм­мы для подготовки аудиторов и единые требования к проведению эк­заменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Аудиторские стандарты основание для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, мас­штаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы мето­дологии, базовые принципы, которым должны следовать все предста­вители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит. Стандарты:

• обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки;

• способствуют внедрению в аудиторскую практику новых науч­ных достижений;

• помогают пользователям поня ть процесс аудиторской проверки;

• повышают престиж профессии;

• облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами;

• обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.

В основе аудиторских с тандартов лежат постулаты — аксиомати­ческие положения аудиторской теории, помогающие понять содержа­ние аудиторских стандартов. Следовать постулатам нужно с учетом конкретных обстоятельств аудиторской деятельности. В определен­ных условиях постулат может стать ложным; действовать в соответ­ствии с ним (не принимая во внимание конкретных обстоятельств) — значит халатно относиться к выполнению аудиторской проверки. Можно выделить следующие постулаты, установления которых, рас­пространяются на аудиторскую деятельность в целом:

• вероятное столкновение интересов. Всегда существует вероят­ность столкновения интересов аудитора и руководителей (специали­стов) оцениваемого предприятия. От ауди тора требуется естествен­ный скептицизм по отношению ко всем существенным фактам, предоставляемым работниками исследуемой организации;

• ограничения на другие виды деятельности, которыми может за­ниматься аудитор. Если дополнительные, по отношению к аудиту, услуги, оказываемые аудитором, препятствуют осуществлению ауди­торской деятельнос ти, это может негативно отразиться на его репута­ции;

• профессиональные обязательства. Аудитор несет ответствен­ность как перед нанимающим его клиентом, так и перед третьими сторонами, использующими аудиторские отчеты. Кроме моральной, в большинстве случаев аудитор песет прямую материальную ответ­ственность перед заинтересованными пользователями результатов аудиторской работы.

Международная федерация бухгалтеров разработала и утвердила между народные нормативы аудита, включающие 29 стандартов по ауди­ту и А сопутствующих стандарта[20]. Международные стандарты аудита (MCA) предназначены для применения при аудите финансовой отчет­ности. MCA, адаптируемые по необходимости, применяются при ауди­те иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. В ча­стности, рассмотренные в следующих главах управленческий аудит и аудит персонала также строго соблюдают аудиторские стандарты.

В каждой стране существуют еще национальные аудиторские стандарты — набор стандартов но проведению аудита, определен­ных законом, нормативными актами или уполномоченным органом на уровне страны.

Одно из существенных отличий российской системы от принятой в западных странах в том, что регулятивы (инструкции) издаются у нас не профессиональными организациями, а Министерством фи­нансов РФ, Центральным банком РФ, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью. Это влечет за собой значи­тельное влияние государства на аудиторскую деятельность. Россий­ские аудиторские стандарты должны быть к обязательном порядке одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Подготовку и принятие аудиторских стандартов осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. В Рос­сийской Федерации предполагается ввести в действие 39 правил (стандартов) аудиторской деятельности[21]. Национальные стандарты, основываясь на международных стандартах, учитывают наши нацио­нальные особенности в учете и контроле и специфику перехода стра­ны к рыночной экономике.

Все стандарты разделены на три основные группы:

• общие стандарты, определяющие уровень квалификации ауди­тора, степень его независимости;

• стандарты проведения аудиторской проверки, устанавливаю­щие необходимость планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, полу­чения доказательств и др.;

стандарты составления отчета, предусматривающие виды про­веряемой бухгалтерской отчетности, соответствие ее принятым нормативным документам, разграничение функций аудитора и админи­страции организации-клиента, содержание отчета аудитора и др.

Аудит строит свой коммерческий успех на характеристике не­укоснительного соблюдения стандартов. Эффективность всех видов аудита оценивается на основе соответствия его характеристик стан­дартам аудита.

Наши рекомендации