И с т о ч н и к: Российская бизнес-газета. 2001. 28 авг
Потребители аудиторской информации — владельцы, партнеры, правительство, налоговые органы, работники организации, кредиторы и другие внешние заинтересованные пользователи. Исполнители — независимые аудиторы, выполняющие проверку отчетности на договорных началах.
Проблема информационного риска
Наличие устойчивого спроса на аудиторские услуги определяется наличием информационного риска. Для финансового аудита «информационный риск — это вероятность того, что в финансовых отчетах, публикуемых компанией, содержатся ложные или неточные сведения. Аудитор должен подтвердить достоверность публикуемой финансовой информации; это позволяет пользователям рассчитывать на то, что информационный риск невелик»[19]. Последствия решений, принимаемых пользователями финансовой информации, могут быть очень значительны. Это предъявляет исключительные требования к достоверности и полноте получаемой посредством финансовых отчетов информации.
Аналогичная потребность в достоверной информации и возможность ее удовлетворения работой независимых аудиторов существует и в других областях принятия управленческих решений. Принимаемые решения могут быть правильными, т. е. соответствовать ситуационным условиям, если информация достоверная. В широком смысле достоверная информация (например, годовой финансовый отчет коммерческой организации) целостно характеризует состояние объекта проверки в отношении ее предмета, раскрывая системность отношений объекта (с позиций исследуемого предмета) с факторами ситуации и позволяя принимать на ее основе управленческие решения. Во многом ошибочное первичное внимание к финансовым вопросам (финансовое состояние следствие, а не причина проблем организации) привело к абсолютному лидерству финансового направления аудиторской деятельности.
Регулирование аудиторской деятельности
Исключительная важность работы по диагностическому исследованию требует подкрепления се эффективности использованием определенных правил, позволяющих обеспечить достоверность получаемой информации, надежность и профессионализм процедур. Работа аудитора должна быть организована в соответствии с докумен тами, относящимися к двум группам:
• государственные законодательные акты;
• аудиторские стандарты и другие регулятивы.
Правовые основы аудита
Результаты аудиторской проверки основа множества экономических решений, поэтому аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. Правовую основу аудита составляют документы четырех уровней:
• нормативные документы, отражающие обязательные и непреложные требования для каждого аудитора;
• правила (стандарты) аудиторской деятельности (см. ниже) — профессиональные рекомендации, рассматриваемые как эталон качества и добросовестнос ти проводимых аудиторами работ;
• договоры, т. с. соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ч. 1 ст. 420 Гражданского кодекса РФ). Эти соглашения не могут нарушать требований нормативных документов ни при каких обстоятельствах и только в исключительных случаях могут противоречить стандартам;
• профессиональное регулирование, в основном включающее этические нормы, зафиксированные в специальном кодексе. Как и любые требования морали, данные нормы не могут быть обязательными для суда или арбитража. Однако поведение аудитора предполагает, что в своих решениях он не отклоняется от принятых профессиональных норм.
В Российской Федерации организацию государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Положение о Комиссии утверждает Президент Российской Федерации, назначающий также ее председателя.
Основной документ, регулирующий аудиторскую деятельность, — Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» — определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля. Он применяется при осуществлении аудиторских проверок деятельности всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также органов государственной власти всех уровней о органов местного самоуправления.
Аудиторские стандарты
Задачу регулирования аудиторской деятельности, поддержания высокого качества аудиторских проверок призваны решать аудиторские стандарты. Слово «стандарт» буквально переводится как образец, т. е. в нашем случае это набор общепринятых требований к работе аудитора. Аудиторские стандарты представляют собой конкретизацию для определенного направления аудиторской деятельности (предмета аудита) положений аудиторской теории.
Стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от аудитора их клиенты и общественность, т. е. они мера качества исполнения работы. Аудиторские стандарты должны быть неизменными независимо от спектра деятельности.
Аудиторские стандарты формируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, обеспечивающие при их соблюдении определенный уровень гарантии результатов проверки. Но мере изменения экономической ситуации в стране стандарты подвергаются периодическому пересмотру.
На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.
Аудиторские стандарты основание для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит. Стандарты:
• обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки;
• способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
• помогают пользователям поня ть процесс аудиторской проверки;
• повышают престиж профессии;
• облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами;
• обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.
В основе аудиторских с тандартов лежат постулаты — аксиоматические положения аудиторской теории, помогающие понять содержание аудиторских стандартов. Следовать постулатам нужно с учетом конкретных обстоятельств аудиторской деятельности. В определенных условиях постулат может стать ложным; действовать в соответствии с ним (не принимая во внимание конкретных обстоятельств) — значит халатно относиться к выполнению аудиторской проверки. Можно выделить следующие постулаты, установления которых, распространяются на аудиторскую деятельность в целом:
• вероятное столкновение интересов. Всегда существует вероятность столкновения интересов аудитора и руководителей (специалистов) оцениваемого предприятия. От ауди тора требуется естественный скептицизм по отношению ко всем существенным фактам, предоставляемым работниками исследуемой организации;
• ограничения на другие виды деятельности, которыми может заниматься аудитор. Если дополнительные, по отношению к аудиту, услуги, оказываемые аудитором, препятствуют осуществлению аудиторской деятельнос ти, это может негативно отразиться на его репутации;
• профессиональные обязательства. Аудитор несет ответственность как перед нанимающим его клиентом, так и перед третьими сторонами, использующими аудиторские отчеты. Кроме моральной, в большинстве случаев аудитор песет прямую материальную ответственность перед заинтересованными пользователями результатов аудиторской работы.
Международная федерация бухгалтеров разработала и утвердила между народные нормативы аудита, включающие 29 стандартов по аудиту и А сопутствующих стандарта[20]. Международные стандарты аудита (MCA) предназначены для применения при аудите финансовой отчетности. MCA, адаптируемые по необходимости, применяются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. В частности, рассмотренные в следующих главах управленческий аудит и аудит персонала также строго соблюдают аудиторские стандарты.
В каждой стране существуют еще национальные аудиторские стандарты — набор стандартов но проведению аудита, определенных законом, нормативными актами или уполномоченным органом на уровне страны.
Одно из существенных отличий российской системы от принятой в западных странах в том, что регулятивы (инструкции) издаются у нас не профессиональными организациями, а Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью. Это влечет за собой значительное влияние государства на аудиторскую деятельность. Российские аудиторские стандарты должны быть к обязательном порядке одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
Подготовку и принятие аудиторских стандартов осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. В Российской Федерации предполагается ввести в действие 39 правил (стандартов) аудиторской деятельности[21]. Национальные стандарты, основываясь на международных стандартах, учитывают наши национальные особенности в учете и контроле и специфику перехода страны к рыночной экономике.
Все стандарты разделены на три основные группы:
• общие стандарты, определяющие уровень квалификации аудитора, степень его независимости;
• стандарты проведения аудиторской проверки, устанавливающие необходимость планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения доказательств и др.;
стандарты составления отчета, предусматривающие виды проверяемой бухгалтерской отчетности, соответствие ее принятым нормативным документам, разграничение функций аудитора и администрации организации-клиента, содержание отчета аудитора и др.
Аудит строит свой коммерческий успех на характеристике неукоснительного соблюдения стандартов. Эффективность всех видов аудита оценивается на основе соответствия его характеристик стандартам аудита.