Особенности бюджетного регулирования в РФ

Межбюджетное регулирование осуществляется с помощью следующих основных инструментов

1. Установление нормативовотчислений от налогов, по ступающих в один бюджет, другому бюджету бюджетной системы РФ.

С 2005 г. Бюджетным кодексом РФ установлены единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов и налогов специальных налоговых режимов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Субъектам РФ дано право частично или полностью передавать отдельные налоги, зачисляемые в их бюджеты, местным бюджетам.

Налоговые отчисления в местные бюджеты устанавливаются законом субъекта РФ по единым для муниципальных образований нормативам на длительный период (не менее 3 лет).

2. Установление нормативовраспределения неналоговых доходов между бюджетами бюджетной системы РФ. Доходы от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной собственности, зачисляются в соответствующий бюджет, что позволяет каждому публично правовому образованию самостоятельно и эффективно распоряжаться находящимся в его собственности имуществом.

3. Бюджетные кредиты. Бюджетный кредит может быть предоставлен публично правовому образованию на основании договора и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете.

Бюджетный кредит может быть выдан только тому публичноправовому образованию, которое не имеет просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, возвратности и срочности.

В законе (решении) о бюджете устанавливаются цели, условия и порядок

кредитования, объем бюджетных ассигнований, выделяемых на бюджетные кредиты. _

Бюджетный кредит может быть выдан при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своих обязательств по возврату кредита и уплате процентов за кредит.

Основное назначение бюджетных кредитов обеспечение финансовыми ресурсами временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета в течение

текущего финансового года, поддержка социально и экономически значимых направлений развития.

4. Межбюджетные трансфертыявляются одним из основных инструментов межбюджетного регулирования.

Межбюджетные трансферты могут предоставляться, во первых, на выравнивание бюджетной обеспеченности

. Разные регионы имеют различные возможности получения доходов. Одни территории в силу природных или исторически сложившихся условий имеют большой производственный потенциал, поэтому могут собирать в необходимом объеме бюджетообразующие налоги.

Однако все граждане, независимо от места проживания, обязаны иметь минимальные нормативы потребления социальных и прочих бюджетных услуг.

Поэтому предусмотрены межбюджетные трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, из региональных бюджетов — бюджетам муниципальных образований_

В целях эффективного социально экономического развития страны и отдельных территорий из одного бюджета бюджетной системы РФ могут передаваться средства другому бюджету на софинансировании затрат по значимым целевым программам и проектам путем по значимым целевым программам и проектам путем межбюджетных трансфертов в форме субсидий и субвенций на строго целевые направления.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

1. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

2. субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

3. субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

4. иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

5. межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:

1) оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода;

2) сделать схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий более упорядоченной;

3) ввести эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов.

Наши рекомендации