Раходы бюджета, их сущность и классификация

Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.

По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функий гос-ва и местного самоуправления. Они находя свое отражение в функциональной классификации бюджетных расходов.

Главное назначение всех звеньев бюджетной системы-финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных раходов.1. расходы на содержание органов госу.и муниц.управление.2. нац.оборона.3.правоохранительная д-ть и обеспечение безопасности.4.осуществление международной д-ти,5.поддержка отраслей сферы материального производста6.фундаментальные исследования и содействие НТП,7.содерждание учреждений соц.сферы и соцзащита населения.8.охрана окруж.среды.9.обслуживание и погашение гос.долга и долговых обязательств территор.органов власти.10жкх.

Функциональная классификация группирует расходы по видам д-ти. Они является четырехступенчатой группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по отраслям д-ти и звеньям управления, отражающих направление средств на выполнение основных функций гос-ва. Она позволяеь характеризовать главную цель финансируемых мероприятий, направленных на удовлетворение общественных потребностей с учетом их приоретов. 1уровень –это разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций гос-ва.(например 01-общегос.вопросы,02 нац.оборона и т.д.)2 уровень-подразделы,конкретизирующие направление бюджетных средства на выполнение функций гос-ва в пределах разделов.3 уровень- отражает финансирование расходов по конкретным направлениям д-ти главных распорядителей бюджетных средств в рамках подразлеов. На 4 уровке направления финансирования детализируются по целевым статьям и видам затрат, отражающих отраслевую специфику расходов и основные направления д-ти министерств.

Каждый из этих блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств.

1. В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные, предоставление кредитов за вычетом погашения.Текущие раходы бюджетов – часто расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов гос.власти, органов мест.самоуправления, бюджетных учреждений, оказание гос.поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.Текущие расходы имеют подразделы:1)закупка товаров и оплата услуг,2)выплата процентов3)субсидии и текущие трансферты,4)оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом и т.д.

Капитальные расходы бюджетов- часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную д-ть, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения с утвержденной инвестиционной программой.Эти ср-ва, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального (восстановительного)ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы , при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниц.образований. В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития. Раздел «Капитальные расходы» имеет подразделы: 1)капитальные вложения в основные фонды,2)создание гос.запасоа и резервов3)приобретение земли и нематериальных активов4)капитальные трансферты5)представление бюджетных ссуд и т.д.Разле «Предоставление кредитов» имеет подразделы:1)предоставление кредитов,2)предоставление гос.кредитов правительствам иностранных государств,3)возварт гос.кредитов правительства иност.государств,иные кредиты или расходы. И .тд.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в след.формах: 1) ассигнования на содержание бюджетных учреждений,2)ср-ва на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физ.и юр.лицами по гос.или муниц.контрактам;3)трансферты населению, т.е. бюджетные ср-ва для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций,других соц.выплат,установленных законодательство РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.4)ассигнования на осуществление отдельных гос.полномочий, передаваемых на другие уровни власти,5)ассигнования на компенсацию доп.расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос.власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;6)бюджетные кредиты юрид.лицам(в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств),7)субвенции и субсидии физ.и юрид.лицам,8)инвестиции в уставные капиталя действующих или вновь создаваемых юрид.лиц,9)бюджетные ссуды,дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетно системы РФ, гос.внебюдж.фондам;10)кредиты иностранным гос-вам;11)ср-ва на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе гос.и муниц.гарантий.

2.Ведомтсвенная классификация расходов по иерархии уровня власти имеет три уровня: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.В каждом из уровней ведомственной классификации бюджетных расходов, представляющих собой группировку соотвествующих расходов, выделяются уровни главных распорядителей средств соотвт.бюджета по разделам, подразделениям, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации раходов бюджета РФ, а также по группам расходов, предметным статья, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ, которые утверждаются ФЗ о ФБ, законом субъекта РФ о бюджете РФ или постановлением о бюджете местного органа власти на очередной финансовый год.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; 2)перечисление страховых взносов в гос.внебюджетные фонды.3)трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с фед.законами,законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления4)командировочные и иные компенсиционные выплаты работникам,5)оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения го.и или муниц.контрактов.

Методы бюджетного планирования.

В странах с развитой рыночной экономикой общепризнанна необходимость государственного регулирования экономических процессов. Важными инструментами регулирования являются прогнозирование и бюджетное планирование. Прогнозирование основывается на научном предвидении будущего, которое позволяет принять оптимальное решение по перспективе развития социально-экономической и других сфер жизни общества в прогнозируемых условиях.

Бюджетное планирование - важная составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.

Бюджетное планирование осуществляется на основе бюджетного прогнозирования, которое анализирует достигнутые показатели и учитывает объективные закономерности развития экономики в различных вариантах внешних условий. Регулирующая роль государства заключается в создании таких условий, которые максимально благоприятствуют развитию экономики и росту благосостояния населения. Оптимальный вариант бюджетной политики государства закладывается в расчеты планирования бюджета.

Существуют различные методы бюджетного планирования – индексный, нормативный, балансовый, программно-целевой, экспертного прогнозирования, экстраполяции, моделирования, экономического анализа и др. В России основным является нормативный метод бюджетного планирования. Суть его в определении целевых расходов бюджета в пределах прогнозируемых доходов. Бюджетополучатели составляют сметы планируемых расходов, распорядитель бюджетных средств анализирует и корректирует сметы бюджетополучателей, приводит величину расходов в соответствие с доходами бюджета, выбирая приоритетные направления, и согласовывает проект плана бюджета с Правительством. Проект бюджета представляется Правительством законодательному органу, который вносит поправки, согласовывает их с Правительством и принимает бюджет на планируемый год в виде федерального закона.
Индексный метод основан на анализе динамики таких показателей, как уровень инфляции, уровень реальной заработной платы или реальных доходов и др. Полученные на основе сравнения статистических данных индексы позволяют применить их к прогнозному расчету несоизмеримых показателей. Точность прогнозного расчета увеличивается при увеличении количества и весомости учитываемых индексов.

Балансовый метод позволяет составить баланс расходов и доходов бюджета, распределить их по планируемым периодам и среди бюджетополучателей всех уровней. Прогноз балансов трудовых, материальных и финансовых ресурсов, спроса и предложения на внутреннем и международном рынках, доходов и расходов позволяет увязать потребность макроэкономики в ресурсах производства с планированием источников получения, производства и распределения ресурсов, обеспечить равновесие рыночной экономики.

Балансовый метод используется для выработки социальной, бюджетной, кредитно-денежной и внешнеэкономической политики государства. Он позволяет определить имеющиеся диспропорции в макроэкономике и разработать пути их преодоления.

Программно-целевой метод используется для приоритетного бюджетного планирования выполнения государственных целевых программ, обеспечения их необходимыми ресурсами. Он заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соотвествии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач.Этот метод планировании финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рац.распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, и их концентрации и целевому исполдьзованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.Объем средств, выделяемых для осуществлениямероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планировния и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемный показатели д-ти, время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по соц.защите населения учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.

Метод экспертного прогнозирования позволяет совместить в прогнозировании имеющиеся статистические данные с аналитическими выводами высококвалифицированных экспертов, основанных на интуиции, нестандартном логическом мышлении и научном подходе. Этот метод используется при невозможности с достаточной достоверностью определить динамику внешних условий социально-экономического развития. Этот метод содержит субъективный подход к прогнозированию и возможность ошибочности прогноза. С целью увеличения достоверности экспертного прогноза приходится привлекать большое количество экспертов, но и в этом случае выбор оптимального варианта носит субъективный характер.

Метод экстраполяции переносит тенденции развития текущего и прошлых этапов на планирование последующего. Ряды значений различных показателей в прошлом и настоящем продолжаются на будущее с учетом закономерности построения соответствующего ряда. Учитывая цикличность развития экономики, метод экстраполяции может быть применим в пределах одного этапа цикла, но в критические периоды смены этапов цикла математические закономерности построения ряда показателей резко изменяются, в этом случае прогноз, построенный по методу экстраполяции, может оказаться ошибочным.

Метод моделирования позволяет заложить в модель различные условия динамики социально-экономических процессов и в случае ошибочности выбранного варианта прогноза быстро откорректировать допущенные отклонения и адаптироваться к реальным условиям.
Метод экономического анализа увязывает закономерности развития макроэкономики и ее объектов.
Бюджетное планирование использует в необходимых случаях те или иные методы планирования и ежегодно осуществляется на федеральном, региональном и местном уровне.

В зависимости от сложившихся условий при составлении бюджетов используется совокупность тех или иных методов прогнозирования и планирования с учетом их специфических особенностей. В современной России используется программный подход к бюджетному планированию. Расходы бюджета определяются в зависимости от их особенностей нормативным, программно-целевым, балансовым, индикативным и другими методами. Бюджетные средства распределяются ведомствам постатейно в соответствии с Бюджетным кодексом. Рациональность использования бюджетных средств определяет государственная целевая программа.

Методы бюджетного планирования постоянно совершенствуются. Бюджетное планирование является составной частью федерального стратегического планирования развития макроэкономики. Сбалансированность и научность бюджета определяют эффективность социально-экономического развития на планируемом этапе общего стратегического плана.
Федеральный бюджет обеспечивает баланс в макроэкономике и рациональное использование всех ресурсов производства. Бюджеты всех уровней увязывают интересы регионов страны и субъектов микроэкономики с общегосударственными стратегическими целями.

Формы бюджетного планирования

Бюджетное планирование – это процесс, включающий в себя обоснование и прогнозирование объемов доходов и расходов, которые будут получены в следующем бюджетном периоде. Оно определяет объемы бюджетных ресурсов, источники их получения и адресность использования на всех уровнях бюджетной системы. Основой для осуществления бюджетного планирования является ежегодное бюджетное послание Президента Российской Федерации, где определяются цели, задачи и направления социально-экономического развития государства. Бюджетное планирование состоит из следующих частей: ' 1) установления объемов поступления средств, источников их получения на всех трех уровнях– федеральном, региональном и местном; 2) планирования расходной части бюджетов на основе принятых нормативов минимальной обеспеченности государственных и муниципальных нужд; 3) планирования направлений расходования и получение бюджетных средств в соответствии с планами развития страны и регионов. В процессе бюджетного планирования распределяются плановые доходы между бюджетами всех уровней, а в каждом из них определяются размеры заимствований федерального, регионального и муниципального уровня, а также объемы бюджетных резервов. Устанавливаются объемы и пути финансирования дефицитов бюджетов при их наличии.

Функции налогов

Налоги-это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ.лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз.введения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения д-ти гос-ва и муниц.образований.

Функции налогов выражают их соц-эконом. Сущность, раскрывают внутреннее содержание и общественное назначение, позволяют понять их взаимсвязь с другими экономическими категориятми и звеньями финансовой системы.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи 4 основные функции: фискальая, регулирующая, социальная, контрольна, каждая из которых отражает отдельную сторону этой финансовой категории.

Фискальная функция проявляется в обеспечении гос-ва финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд гос-ву и обеспечиваются материальные условия гос.функционирования. Через фискальную функцию государством обеспечивается:1) достижение баланса между доходами и расходами бюджетов;2) равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы;3)повышение уровня соц.инфрастурктуры в стране и в каждом отдельном регионе,4)выполнение функций и задач государства,5)сохранение общей социальной стабильности.

Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства гос-ва в эконом.отношения.Следовательно, она в значительной степени обусловливает их регулирующую функцию.

Регулирующая функция налогов означает, что налоги, являясь активным инструментов перераспределительного процесса,воздействуют на соц-экон.отношения в стране. Необходимость налогового регулирования порождена рыночными отношениями.

Изменяя налоговые элементы, государств получает возможность воздействовать на процесс производста, его отдельные этапы(создание материальных благ, распределение и перераспределение, обмен и использование),т.е. управлять экономикой в целом. Регулирующая функция налогов способствует:1)регулированию спроса и предложения,2)побуждению граждан к сбережениию,3)выравниванию доходов отдельных соц.групп4)развитию малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальной предпринимат.инициативы,5)регулированию экспортно-импортной д-ти,6)стимулированию НТП. Конечная цель налогового регулирования-уравновесить интересы трех субъектов: государства, хоз.субъектов,граждан, создавая тем самым общий благоприятный налоговый климат.

Социальная функция поддерживает общественное(социальное) равновесие путем сглаживания неравенства в доходвх, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям. Такое равновесие устаналивается между объевтами макроэкономики-домашними хозяйствам(главными потребителями товаров и услуг) и фирмами(главными производителями, а также отраслями, рынками товаров, услуг, ресурсов). С этой целью гос-во во всем мире вводит прогрессивное налогообложения(т.е. более низкие ставки налогов с малых доходоы физ. и юр.лиц и наоборот), освобождает от некотороых налогово отдельные категории субъектов(малоимущих, инвалидов, пенсионеров,многосемейных), устанавливает низкое обложение социально значимых товаров и услуг путем понижения ставок НДС или повышения косвенных налогов на предметы роскоши. В России используются кроме прогрессивной системы налогообложения все указанные способы.

Контрольная функция налогов создает условия для оценки пропорций в обещственном производсве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных соц.групп, между темпами эконом.развития регионов, между трудом и капиталом, а также между крупным, средним и малым бизнесом.

Указанный функции налогов действуют в тесной взаисмосвязи и одновременно. Кроме них существуют еще производственная, распределительная, стимулирующая функции, которые вытекают их первых четырех и по существу являются подфункциями.Налоги и их функции отражают объективные закономерности налоговых отношений.

Наши рекомендации