Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В различных регионах, субъектах РФ органы социальной защи­ты населения области, края называются по-разному: департаменты, Управления, отделы, комитеты, министерства, но основные задачи и Функции этих органов одинаковые.

Органы социальной зашиты населения области, края находятся в двойном подчинении: подчиняются администрации области, края, а также Министерству труда и социального развития РФ. Рассмот­рим основные задачи, функции структуру Департамента по соци­альной защите населения на примере Краснодарского края.

В пределах установленной компетенции Департамент осуществ­ляет единую государственную политику в области трудовых отноше­ний, охраны труда, социальной защиты населения через сеть подве­домственных ему государственных учреждений социального обслу­живания населения края, а также во взаимодействии с органами социальной защиты населения муниципальных образований, с фе­деральными и краевыми органами государственной власти, органа­ми местного самоуправления, общественными и иными объедине­ниями и организациями, гражданами.

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституци­ей РФ, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, Положением о Департаменте и подчиняется администрации Краснодарского края. Министерство труда и соци­ального развития РФ является органом, координирующим деятель­ность Департамента.

Расходы на содержание Департамента осуществляются за счет средств краевого бюджета, предусматриваемых для финансирования исполнительных органов государственной власти Краснодарского края.

В подчинении Департамента находятся краевые государствен­ные учреждения социального обслуживания населения системы со­циальной защиты населения, учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы Краснодарского края.

Имущество Департамента закреплено за ним на праве оператив­ного управления и является государственной собственностью Крас­нодарского края.

Департамент осуществляет совместно с Департаментом имуще­ственных отношений Краснодарского края функции учредителя подведомственных ему государственных учреждений в соответствии с законодательством РФ; утверждает уставы подведомственных го­сударственных учреждений Краснодарского края, согласованные с Департаментом имущественных отношений Краснодарского края.

Департамент вносит в установленном порядке на рассмотрение главы администрации Краснодарского края представления о созда­нии, ликвидации и реорганизации подведомственных государствен­ных учреждений и государственных унитарных предприятий Крас­нодарского края.

Департамент является юридическим лицом, имеет самостоя­тельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, пе­чать с изображением Государственного герба Российской Федера­ции и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.

Возглавляет Департамент генеральный директор, назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации Краснодар­ского края. В своей деятельности генеральный директор Департа­мента подчиняется главе администрации края и заместителю главы администрации края, курирующему вопросы социальной защиты населения.

Основными задачами Департамента являются:

1) разработка основ и реализация мер государственной политики в области социальной зашиты населения, трудовых отношений, охраны труда в пределах своей компетенции;

2) участие в разработке прогнозов социально-экономического развития края и проектов нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты населения края, охраны труда, прогнозирование социальных последствий принимаемых решений;

3) разработка и реализация краевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с несовершеннолетними детьми и малообеспеченных групп населения;

4) реализация законодательства РФ и Краснодарского края в области социальной защиты населения, трудовых отношений, охраны труда;

5) обеспечение контроля за правильным и единообразным применением законодательства РФ, иных нормативных актов в области социальной зашиты населения в пределах установленной компетенции в соответствии с действующим законодательством;

6) подготовка и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства РФ в области социальной защиты населения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

7) участие в разработке предложений по совершенствованию принципов государственных социальных гарантий применительно к отдельным категориям и группам населения;

8) организация работы совместно с органами местного самоуправления по обеспечению доплатами к государственным пенсиям и другими социальными выплатами;

9) содействие функционированию и развитию государственной системы социального обслуживания населения;

10) организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

11)координация деятельности подведомственных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере реабилитации инвалидов;

12)организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и ветеранов;

13)обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области социальной защиты населения;

14)организация и координация разработки и внедрения в государственной системе социальной защиты населения современных информационных технологий, создание отраслевой автоматизированной системы обработки информации в органах социальной защиты населения;

15)защита трудовых прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим федеральным и краевым законодательством;

16)развитие системы социального партнерства и договорного регулирования трудовых отношений;

17)организация работы по урегулированию коллективных трудовых споров, организация примирительных процедур и участие в них, осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров;

18)разработка и осуществление мер по оказанию адресной социальной помощи гражданам, нуждающимся в государственной поддержке;

19)определение потребительской корзины в целом по Краснодарскому краю;

20)подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

21)рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним необходимых мер, обеспечение личного приема по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

22)подготовка аналитических материалов по отрасли; осуществление системного информационного обеспечения работников органов и учреждений социальной защиты населения края. Информирование населения по актуальным вопросам организации социальной защиты населения.

В соответствии с возложенными задачами Департамент осуще­ствляет следующие функции:

1) в области государственного обеспечения пособиями, компенса­циями и другими социальными выплатами пожилых граждан, семей, имеющих несовершеннолетних детей, ветеранов, инвалидов и других категорий лиц:

• разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области обеспечения социальными пособиями, компенсациями и другими социальными выплатами пожилых граждан, семей, имеющих несовершеннолетних детей, ветеранов, инвалидов и других категорий лиц и реализуют ее во взаимодействии с соответствующими органами местного самоуправления края;

• осуществляет координацию и методическое обеспечение работы муниципальных органов социальной защиты населения по назначению, перерасчету, выплате и доставке социальных пособий, компенсаций и доплат к государственным пенсиям;

• ведет справочно-кодификационную работу по законодательству о социальных пособиях, компенсациях, а также доплатах к государственным пенсиям;

· создает и развивает автоматизированные системы назначения и выплаты доплат к государственным пенсиям, социальных пособий и компенсаций;

· организует и осуществляет в пределах установленной компетенции контроль за правильностью назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций, обоснованностью, целевым расходованием и сроками прохождения денежных средств, выделяемых из федерального бюджета, фонда социального страхования и краевого бюджета органам социальной защиты населения;

· организует и осуществляет контроль по назначению и выплате доплат к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Краснодарского края;

2) в области социального обслуживания населения:

• осуществляет деятельность по созданию и развитию совместно с исполнительными органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления края, с учетом социально-демографических особенностей территорий и потребностей различных категорий и групп населения, разветвленной сети комплексных и специализированных учреждений и служб, осуществляющих социальное обслуживание населения (стационарных, полустационарных и нестационарных), учреждений по реабилитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых, нетрудоспособных граждан и семей с детьми;

· участвует в обеспечении социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц без определенного места жительства и занятий, беженцев, вынужденных переселенцев;

· осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности подведомственных учреждений социального обслуживания населения;

· контролирует осуществление функций по опеке и попечительству муниципальными органами социальной защиты населения, учреждениями социального обслуживания населения;

3) в области медико-социальной экспертизы граждан и реабилитации инвалидов:

· определяет приоритеты в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов с учетом уровня социально-экономического развития территории края;

· участвует в реализации федеральных программ и разработке региональных программ в области социальной защиты инвалидов;

· контролирует, осуществляет координацию деятельности и методическое обеспечение учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы;

· формирует банк данных об инвалидах и их потребностях в социальной защите;

· содействует созданию и совершенствованию деятельности реабилитационных учреждений для инвалидов в системе социальной защиты населения края;

· участвует в формировании перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территории края в дополнение к федеральной базовой программе реабилитации инвалидов;

· содействует инвалидам в реализации индивидуальных программ реабилитации;

4) в области социальной поддержки пожилых граждан:

· разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки пожилых граждан и реализует ее во взаимодействии с органами местного самоуправления;

· координирует в пределах своей компетенции разработку и реализацию краевых программ по улучшению положения пожилых граждан;

· осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий для пожилых граждан, установленных действующим законодательством;

· разрабатывает и реализует меры по развитию сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и ин­валидов: центров социального обслуживания, отделений соци­ального обслуживания на дому, специализированных отделе­ний социально-медицинского обслуживания на дому, отделе­ний срочного социального обслуживания, отделений дневного пребывания, социально-реабилитационных отделений, соци­ально-оздоровительных центров, отделений временного про­живания, центров социальной адаптации лиц без определен­ного места жительства и занятий, домов ночного пребывания, социальных гостиниц, специальных жилых домов, санитар­но-гигиенических отделений, социальных столовых, социаль­ных аптек, мини-прачечных, социальных мастерских;

5) в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:

· разрабатывает предложения по формированию государствен­ной политики в области социальной поддержки семьи, мате­ринства, отцовства, детства и реализует ее во взаимодействии с органами государственной исполнительной власти и органа­ми местного самоуправления;

· разрабатывает проекты краевых целевых программ по улуч­шению положения семьи, женщин и детей, координирует в пределах своей компетенции их реализацию; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реа­лизацией социальных гарантий семьям с несовершеннолетни­ми детьми согласно действующему законодательству; разрабатывает и реализует меры по развитию сети социаль­но-защитных учреждений для детей: социальных приютов, центров социальной реабилитации несовершеннолетних, цен­тров реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, центров социальной помощи семье и детям, цен­тров психолого-педагогической помощи, служб экстренной психологической помощи по телефону и иных учреждений; осуществляет организационно-методическое обеспечение дея­тельности социально-защитных учреждений для детей, содей­ствие в оснащении их оборудованием;

· осуществляет меры по профилактике безнадзорности несо­вершеннолетних и содействию в организации проведения ин­дивидуальной профилактической работы в отношении без­надзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родите­лей или законных представителей;

· разрабатывает и осуществляет меры, направленные на созда­ние условий для социальной адаптации и интеграции в обще­ство детей с ограниченными возможностями здоровья;

· обеспечивает разработку мер по организации летнего отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства;

· осуществляет межведомственную координацию по вопросам социальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми;

6) в области трудовых отношений и социальных гарантий:

• разрабатывает предложения по совершенствованию тарифного регулирования оплаты труда на основе социального партнерства;

· осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

· создает банк данных о применяемых в организациях края нормах и нормативах трудовых затрат;

· содействует защите трудовых прав работников при заключении и выполнении трудовых договоров в организациях различных форм собственности;

· проводит мониторинг в сфере уровня жизни и доходов населения, нормирования и оплаты труда;

· организует определение потребительской корзины Краснодарского края с участием заинтересованных служб и направляет данные для экспертизы в Министерство труда и социального развития РФ. Рассчитывает величину прожиточного минимума в среднекраевых ценах;

· разрабатывает порядок исчисления дохода от личного подсобного хозяйства;

• анализирует и прогнозирует демографическую ситуацию рынка труда, структуру занятости населения, трудовых ресурсов, миграционных процессов;

7) в области социального партнерства в трудовых отношениях:

• вносит предложения по совершенствованию системы социального партнерства, основных направлений ее развития, осуществляет методическое руководство работой по заключению территориальных соглашений и коллективных договоров;

· формирует краевой банк данных посредников и трудовых арбитров для рассмотрения коллективных трудовых сопроводит в установленном порядке их обучение;

· организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и местного самоуправления;

· осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, выявляет и обобщает причины и условия их возникновения, подготавливает предложения по устранению указанных споров;

· участвует совместно со сторонами коллективных трудовых споров в создании трудовых арбитражей и формировании их составов, определении регламента и полномочий;

8) в области условий и охраны труда:

· осуществляет государственное управление охраной труда в Краснодарском крае, в пределах установленной компетенции координирует работу исполнительных органов местного самоуправления в этой области;

· разрабатывает краевые программы улучшения условий и охраны труда;

· осуществляет контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

· проводит государственную экспертизу условий труда на соответствие требованиям охраны труда проектов строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин и механизмов, другого производственного оборудования и технологических процессов;

· проводит государственную экспертизу условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности на территории Краснодарского края;

· участвует в организации и проведении сертификации работ по охране труда в организациях;

· проводит консультации для работодателей и работников по вопросам оценки условий труда, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных или опасных условиях труда;

· организует работу по аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям условий и охраны труда;

· организует обучение и проверку знаний работников организаций в области условий и охраны труда;

· разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда;

· осуществляет анализ кадрового потенциала, планирование роста специалистов, прогнозирование резерва на выдвижение и замещение вакантных должностей;

· совершенствует работу с персоналом на основе профессионализма и компетентности специалистов, выявляя их в процессе аттестации, как наиболее эффективной формы оценки кадров;

· осуществляет разработку инструктивно-методических материалов о порядке и процедуре проведения аттестации специалистов муниципальных учреждений социального обслуживания населения.

Департамент в пределах своей компетенции имеет право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке от юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

2) осуществлять в пределах установленной компетенции контроль за правильным применением действующего законодательства в области социальной защиты населения на территории Краснодарского края;

3) совместно с органами местного самоуправления принимать решения по вопросам реализации государственной социальной политики;

4) информировать население по вопросам социальной защиты населения и трудовых отношений;

5) привлекать на договорной основе юридических и физических лиц, высококвалифицированных специалистов к разработке проектов нормативных правовых актов;

6) проводить конференции, семинары, совещания и другие социально значимые мероприятия.

Наши рекомендации