Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
В различных регионах, субъектах РФ органы социальной защиты населения области, края называются по-разному: департаменты, Управления, отделы, комитеты, министерства, но основные задачи и Функции этих органов одинаковые.
Органы социальной зашиты населения области, края находятся в двойном подчинении: подчиняются администрации области, края, а также Министерству труда и социального развития РФ. Рассмотрим основные задачи, функции структуру Департамента по социальной защите населения на примере Краснодарского края.
В пределах установленной компетенции Департамент осуществляет единую государственную политику в области трудовых отношений, охраны труда, социальной защиты населения через сеть подведомственных ему государственных учреждений социального обслуживания населения края, а также во взаимодействии с органами социальной защиты населения муниципальных образований, с федеральными и краевыми органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями и организациями, гражданами.
Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, Положением о Департаменте и подчиняется администрации Краснодарского края. Министерство труда и социального развития РФ является органом, координирующим деятельность Департамента.
Расходы на содержание Департамента осуществляются за счет средств краевого бюджета, предусматриваемых для финансирования исполнительных органов государственной власти Краснодарского края.
В подчинении Департамента находятся краевые государственные учреждения социального обслуживания населения системы социальной защиты населения, учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы Краснодарского края.
Имущество Департамента закреплено за ним на праве оперативного управления и является государственной собственностью Краснодарского края.
Департамент осуществляет совместно с Департаментом имущественных отношений Краснодарского края функции учредителя подведомственных ему государственных учреждений в соответствии с законодательством РФ; утверждает уставы подведомственных государственных учреждений Краснодарского края, согласованные с Департаментом имущественных отношений Краснодарского края.
Департамент вносит в установленном порядке на рассмотрение главы администрации Краснодарского края представления о создании, ликвидации и реорганизации подведомственных государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Краснодарского края.
Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.
Возглавляет Департамент генеральный директор, назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации Краснодарского края. В своей деятельности генеральный директор Департамента подчиняется главе администрации края и заместителю главы администрации края, курирующему вопросы социальной защиты населения.
Основными задачами Департамента являются:
1) разработка основ и реализация мер государственной политики в области социальной зашиты населения, трудовых отношений, охраны труда в пределах своей компетенции;
2) участие в разработке прогнозов социально-экономического развития края и проектов нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты населения края, охраны труда, прогнозирование социальных последствий принимаемых решений;
3) разработка и реализация краевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с несовершеннолетними детьми и малообеспеченных групп населения;
4) реализация законодательства РФ и Краснодарского края в области социальной защиты населения, трудовых отношений, охраны труда;
5) обеспечение контроля за правильным и единообразным применением законодательства РФ, иных нормативных актов в области социальной зашиты населения в пределах установленной компетенции в соответствии с действующим законодательством;
6) подготовка и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства РФ в области социальной защиты населения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
7) участие в разработке предложений по совершенствованию принципов государственных социальных гарантий применительно к отдельным категориям и группам населения;
8) организация работы совместно с органами местного самоуправления по обеспечению доплатами к государственным пенсиям и другими социальными выплатами;
9) содействие функционированию и развитию государственной системы социального обслуживания населения;
10) организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
11)координация деятельности подведомственных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере реабилитации инвалидов;
12)организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и ветеранов;
13)обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области социальной защиты населения;
14)организация и координация разработки и внедрения в государственной системе социальной защиты населения современных информационных технологий, создание отраслевой автоматизированной системы обработки информации в органах социальной защиты населения;
15)защита трудовых прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим федеральным и краевым законодательством;
16)развитие системы социального партнерства и договорного регулирования трудовых отношений;
17)организация работы по урегулированию коллективных трудовых споров, организация примирительных процедур и участие в них, осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров;
18)разработка и осуществление мер по оказанию адресной социальной помощи гражданам, нуждающимся в государственной поддержке;
19)определение потребительской корзины в целом по Краснодарскому краю;
20)подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
21)рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним необходимых мер, обеспечение личного приема по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
22)подготовка аналитических материалов по отрасли; осуществление системного информационного обеспечения работников органов и учреждений социальной защиты населения края. Информирование населения по актуальным вопросам организации социальной защиты населения.
В соответствии с возложенными задачами Департамент осуществляет следующие функции:
1) в области государственного обеспечения пособиями, компенсациями и другими социальными выплатами пожилых граждан, семей, имеющих несовершеннолетних детей, ветеранов, инвалидов и других категорий лиц:
• разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области обеспечения социальными пособиями, компенсациями и другими социальными выплатами пожилых граждан, семей, имеющих несовершеннолетних детей, ветеранов, инвалидов и других категорий лиц и реализуют ее во взаимодействии с соответствующими органами местного самоуправления края;
• осуществляет координацию и методическое обеспечение работы муниципальных органов социальной защиты населения по назначению, перерасчету, выплате и доставке социальных пособий, компенсаций и доплат к государственным пенсиям;
• ведет справочно-кодификационную работу по законодательству о социальных пособиях, компенсациях, а также доплатах к государственным пенсиям;
· создает и развивает автоматизированные системы назначения и выплаты доплат к государственным пенсиям, социальных пособий и компенсаций;
· организует и осуществляет в пределах установленной компетенции контроль за правильностью назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций, обоснованностью, целевым расходованием и сроками прохождения денежных средств, выделяемых из федерального бюджета, фонда социального страхования и краевого бюджета органам социальной защиты населения;
· организует и осуществляет контроль по назначению и выплате доплат к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Краснодарского края;
2) в области социального обслуживания населения:
• осуществляет деятельность по созданию и развитию совместно с исполнительными органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления края, с учетом социально-демографических особенностей территорий и потребностей различных категорий и групп населения, разветвленной сети комплексных и специализированных учреждений и служб, осуществляющих социальное обслуживание населения (стационарных, полустационарных и нестационарных), учреждений по реабилитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых, нетрудоспособных граждан и семей с детьми;
· участвует в обеспечении социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц без определенного места жительства и занятий, беженцев, вынужденных переселенцев;
· осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности подведомственных учреждений социального обслуживания населения;
· контролирует осуществление функций по опеке и попечительству муниципальными органами социальной защиты населения, учреждениями социального обслуживания населения;
3) в области медико-социальной экспертизы граждан и реабилитации инвалидов:
· определяет приоритеты в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов с учетом уровня социально-экономического развития территории края;
· участвует в реализации федеральных программ и разработке региональных программ в области социальной защиты инвалидов;
· контролирует, осуществляет координацию деятельности и методическое обеспечение учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы;
· формирует банк данных об инвалидах и их потребностях в социальной защите;
· содействует созданию и совершенствованию деятельности реабилитационных учреждений для инвалидов в системе социальной защиты населения края;
· участвует в формировании перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территории края в дополнение к федеральной базовой программе реабилитации инвалидов;
· содействует инвалидам в реализации индивидуальных программ реабилитации;
4) в области социальной поддержки пожилых граждан:
· разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки пожилых граждан и реализует ее во взаимодействии с органами местного самоуправления;
· координирует в пределах своей компетенции разработку и реализацию краевых программ по улучшению положения пожилых граждан;
· осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий для пожилых граждан, установленных действующим законодательством;
· разрабатывает и реализует меры по развитию сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: центров социального обслуживания, отделений социального обслуживания на дому, специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, отделений срочного социального обслуживания, отделений дневного пребывания, социально-реабилитационных отделений, социально-оздоровительных центров, отделений временного проживания, центров социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий, домов ночного пребывания, социальных гостиниц, специальных жилых домов, санитарно-гигиенических отделений, социальных столовых, социальных аптек, мини-прачечных, социальных мастерских;
5) в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:
· разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства и реализует ее во взаимодействии с органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления;
· разрабатывает проекты краевых целевых программ по улучшению положения семьи, женщин и детей, координирует в пределах своей компетенции их реализацию; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий семьям с несовершеннолетними детьми согласно действующему законодательству; разрабатывает и реализует меры по развитию сети социально-защитных учреждений для детей: социальных приютов, центров социальной реабилитации несовершеннолетних, центров реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, центров социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи, служб экстренной психологической помощи по телефону и иных учреждений; осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности социально-защитных учреждений для детей, содействие в оснащении их оборудованием;
· осуществляет меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и содействию в организации проведения индивидуальной профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей;
· разрабатывает и осуществляет меры, направленные на создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья;
· обеспечивает разработку мер по организации летнего отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства;
· осуществляет межведомственную координацию по вопросам социальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми;
6) в области трудовых отношений и социальных гарантий:
• разрабатывает предложения по совершенствованию тарифного регулирования оплаты труда на основе социального партнерства;
· осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
· создает банк данных о применяемых в организациях края нормах и нормативах трудовых затрат;
· содействует защите трудовых прав работников при заключении и выполнении трудовых договоров в организациях различных форм собственности;
· проводит мониторинг в сфере уровня жизни и доходов населения, нормирования и оплаты труда;
· организует определение потребительской корзины Краснодарского края с участием заинтересованных служб и направляет данные для экспертизы в Министерство труда и социального развития РФ. Рассчитывает величину прожиточного минимума в среднекраевых ценах;
· разрабатывает порядок исчисления дохода от личного подсобного хозяйства;
• анализирует и прогнозирует демографическую ситуацию рынка труда, структуру занятости населения, трудовых ресурсов, миграционных процессов;
7) в области социального партнерства в трудовых отношениях:
• вносит предложения по совершенствованию системы социального партнерства, основных направлений ее развития, осуществляет методическое руководство работой по заключению территориальных соглашений и коллективных договоров;
· формирует краевой банк данных посредников и трудовых арбитров для рассмотрения коллективных трудовых сопроводит в установленном порядке их обучение;
· организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и местного самоуправления;
· осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, выявляет и обобщает причины и условия их возникновения, подготавливает предложения по устранению указанных споров;
· участвует совместно со сторонами коллективных трудовых споров в создании трудовых арбитражей и формировании их составов, определении регламента и полномочий;
8) в области условий и охраны труда:
· осуществляет государственное управление охраной труда в Краснодарском крае, в пределах установленной компетенции координирует работу исполнительных органов местного самоуправления в этой области;
· разрабатывает краевые программы улучшения условий и охраны труда;
· осуществляет контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
· проводит государственную экспертизу условий труда на соответствие требованиям охраны труда проектов строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин и механизмов, другого производственного оборудования и технологических процессов;
· проводит государственную экспертизу условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности на территории Краснодарского края;
· участвует в организации и проведении сертификации работ по охране труда в организациях;
· проводит консультации для работодателей и работников по вопросам оценки условий труда, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных или опасных условиях труда;
· организует работу по аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям условий и охраны труда;
· организует обучение и проверку знаний работников организаций в области условий и охраны труда;
· разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда;
· осуществляет анализ кадрового потенциала, планирование роста специалистов, прогнозирование резерва на выдвижение и замещение вакантных должностей;
· совершенствует работу с персоналом на основе профессионализма и компетентности специалистов, выявляя их в процессе аттестации, как наиболее эффективной формы оценки кадров;
· осуществляет разработку инструктивно-методических материалов о порядке и процедуре проведения аттестации специалистов муниципальных учреждений социального обслуживания населения.
Департамент в пределах своей компетенции имеет право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке от юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
2) осуществлять в пределах установленной компетенции контроль за правильным применением действующего законодательства в области социальной защиты населения на территории Краснодарского края;
3) совместно с органами местного самоуправления принимать решения по вопросам реализации государственной социальной политики;
4) информировать население по вопросам социальной защиты населения и трудовых отношений;
5) привлекать на договорной основе юридических и физических лиц, высококвалифицированных специалистов к разработке проектов нормативных правовых актов;
6) проводить конференции, семинары, совещания и другие социально значимые мероприятия.