Государственными полномочиями

Отдельные государственные полномочия наряду с вопро­сами местного значения формируют компетенцию муници­пальной власти в Российской Фе-дерации. В Федеральном за­коне от 06.10.2003 № 131-ФЗ содержится специ-альная гл.4, посвященная наделению органов местного самоуправления отде-льными государственными полномочиями.

Процесс реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий можно разделить на три составные части:

1) наделение органов местного самоуправления отдель­ными государст-

вен-венными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их реализации государствен­ных материальных и финансовых средств;

2) осуществление органами местного самоуправления полученных госу-дарственных полномочий;

3) государственный контроль за исполнением органа­ми местного само-управления преданных государственных полномочий.

Поэтапно процесс реализации органами местного самоуправления отдельных государственных пол­номочий может быть характеризован следую-щим образом:

1)Наделение органов местного самоуправления отдельными госу-дарственными полномочиямиРоссийской Феде­рации осуществляется Фе-деральным законом, полномочия­ми субъектов РФ — региональным зако-ном. Иной порядок наделения органов местного самоуправления отдель-ными государственными полномочиями не допускается.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ законы,

предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдель-ными государственными полномо­чиями, должны содержать:

· вид или наименование муниципального образования, органы

местного самоуправления которого наделяются от­дельными госу-

дарственными полномочиями;

· перечень прав и обязанностейорганов местного само­управления,

а также перечень прав и обязанностей органов государственной

власти при осуществлении соответству­ющих полномочий;

· способ или методику расчета нормативов для опреде­ления обще-го объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления отдельных государственных полномочий;

· перечень подлежащих передаче в муниципальное управление или в муниципальную собственность матери­альных средств, необ-ходимых для осуществления отдельных государственных полномо-чий;

· порядок отчетности органов местного самоуправления об осу-ществлении переданныхим государственных полно­мочий;

· порядок осуществления государственного контроля с указа-нием осуществляющих его органов;

· условия и порядок прекращения осуществления орга­нами местного самоуправления переданных им отдельных государст-венных полномочий.

Органы местного самоуправления могут наделяться от­дель-ными государственными полномочиями на неограни­ченный срок либо на срок выполнения передаваемых пол­номочий.

При принятии решений о наделении органов местного само-управления отдельными государственными полномо­чиями целесообраз-но учитывать следующие факторы.

- Во-первых, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является не обязательным, а возможным.

Прежде всего, следует ре­шить вопрос о целесообразности возложения ис-полнения отдельных государственных полномочий на органы мест­ного само- управления или же исполнение этих полномочий существующими или специ-ально создаваемыми территори­альными органами государственного управ-ления. Прини­мая решения, важно учитывать не только организационные и финансовые факторы, но также удобство для населения при получении услуг в том или ином варианте.

- Во-вторых, даже в том случае, когда исполнение от­дельных госу-

дарственных полномочий: органами местного самоуправления более эффек-тивно, чем их исполнение ор­ганами государственной власти, не во всех му-ниципальных образованиях имеется возможность реально осуществлять эти полномочия. В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 24 тыс. муниципальных обра­зований, существенно отличающихся по численности насе­ления, по социально-экономическому потенциалу, а также по природным условиям и географическому положению. В таких условиях объем предоставляемых муниципальных услуг, равно как и объем реализуе-мых отдельных государ­ственных полномочий, должны соответствовать ус-ловиям конкретного муниципального образования, учитывать его возмож-ности и потребности.

- В-третьих, поскольку наделение полномочиями должно сопровож-

даться передачей органам местного самоуправле­ния необходимых материальных и финансовых ресурсов, то в бюджетах РФ и ее субъектов ежегодно должны преду­сматриваться средства, выделяемые органам местного са­моуправления на исполнение отдельных государственных полномочий.

Позитивным дополнением является внесение в Феде­ральный закон

от 06.10.2003 № 131-ФЗ положения, со­гласно которому законы, предус-матривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государ­ственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответ-ствующим законом о бюджете на очередной финан­совый год. При этом ого-варивается важное условие: в этих бюджетах в обязательном порядке дол-жно быть, преду­смотрено предоставление субвенций на осуществление переданных органам местного самоуправления отдельных государствен-ных полномочий.

Если федеральные законы и законы субъектов РФ, предус­матривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, не соответ­ствуют перечисленным требо-ваниям и это несоответствие установлено в судебном порядке, органы местного само­управления вправе отказаться от исполнения переданных го­сударственных полномочий. Это положение также является новеллой Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Важно отметить, что отдельные государственные полно­мочия, передава-емые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются только органами местно­го самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ. Иными словами, поселениям отдельные государ-ственные полномочия передаваться не могут.

Выделяют два способа наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочия­ми: передача и делегирование.

Под передачей понимается способ регулирования пол­номочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие органа государственной власти ис­ключается из его компетенции и включается в компетен­цию органов местного самоуправления. При этом срок та­кого наделения, как правило, не оговаривается.

Делегирование отдельных государственных полномо­чий - это пере-дача некоторых полномочий органов госу­дарственной власти органам местного самоуправления на определенное время для решения тех или иных конкретных задач, расширяющих компетенцию последних.

2. Осуществление органами местного самоуправления от­дельных государственных полномочий.Органы местного са­моуправления обязаны исполнять отдельные государствен­ные полномочия, переданные им в уста-новленном порядке.

Органы местного самоуправления осуществляют пере­данные им отдельные государственные полномочия само­стоятельно в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Порядок осуществления передан­ных государственных полномочий должен устанавливать­ся нормативным актом представительного органа муници­пального образования.

Ключевым вопросом исполнения государственных полно­мочий органами местного самоуправления в настоящее вре­мя стал вопрос порядка их исполнения в условиях, когда:

· государственное полномочие передано в порядке, не соответствующем

требованиям Конституции РФ и феде­рального законодательства;

· органы государственной власти не исполняют возло­женных на них за-

коном обязанностей по передаче необхо­димых материальных и финан-

совых ресурсов.

Наши рекомендации