Тема 9. Анализ среды бизнеса и конкуренции
1. Понятие «среды бизнеса».
2. Оценка внутренней среды бизнеса.
3. Оценка внешней среды бизнеса.
4. Методы анализа среды бизнеса.
5. Принятие решения о методе выхода из кризисной ситуации.
Среда бизнеса – это совокупность факторов и состояний, которые оказывают влияние на деятельность организации и ее функциональное состояние и которые регулируются принятием решений со стороны руководства ликвидационного или адаптационного характера.
Как уже ясно, среда бизнеса состоит из двух частей: внутренней и внешней. Кроме того, внешняя среда разделяется на микросреду – это непосредственная рабочая область, и макросреду – это среда делового окружения.
Внутренняя среда бизнеса – это хозяйственная структуры организации, включающая управленческий, производственный и другие механизмы.
Внешняя среда бизнеса – это факторы и состояния, которые возникают в среде независимо от деятельности фирмы, развивающиеся по своим собственным законам, но которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность фирмы.
Внутренняя среда состоит из определенного количества элементов, которые носят ситуационный характер. Они являются в основном результатом разработки и принятия решений руководством. Однако, как и во внешней среде, эти элементы не всегда полностью могут контролироваться. Поэтому руководству следует позаботиться о создании оптимальной системы функционирования отделов и подразделений, связей между ними для достижения целей.
На предприятии существует много различных отделов и подразделений, но в основе из работы лежат следующие основные составляющие: цели, задачи, структура, персонал, капитал и технологии.
Цели – это смысл деятельности организации, желаемые состояния или результаты. Цель практически любого коммерческого предприятия заключается в получении прибыли. Прибыль является показателем успешности функционирования организации и эффективности производства. Цели, как правило, определяются руководством, а также методом ведения переговоров с менеджерами высшего и среднего звена. После определения целей разрабатываются методы их достижения, с последующим информированием всего персонала организации.
Задачи – определенный вид работы, который должен быть выполнен в установленные сроки посредством определенного набора методов. Особенность задач состоит в том, что они постоянно усложняются по мере развития организации и принимают более многоплановый характер. Задачи ставятся в соответствии с целями деятельности организации.
Структура (в данном случае имеется в виду организационная структура) – это уровень взаимоотношений между различными отделами и управлением, характер взаимосвязей между различными отделами и распределение между ними задач и обязанностей.
Персонал – человеческий ресурс, благодаря которому осуществляется рабочий процесс и обеспечивается существование организации. Имеет очень сложную систему устройства, поэтому крайне важно наличие кадровой политики, особенно в крупномасштабных организациях.
Капитал – с точки зрения организации это все имеющиеся в наличии денежные и материальные средства, а также ресурсы, с помощью которых и осуществляется производственный процесс. Без капитала невозможно осуществлять деятельность фирмы и планировать какие-то долгосрочные перспективы.
Технологии – это способы производства и изготовления продукции с использованием тех или иных ресурсов и возможностей. Технологии в последнее время играют все возрастающую роль, обладание организации той или иной технологией определяет ее конкурентоспособность на рынке.
Основные элементы внутренней среды фирмы:
1) Управленческий аппарат;
2) Финансовый отдел;
3) Бухгалтерский отдел;
4) Производственный отдел;
5) Информационный отдел;
6) Маркетинговый отдел;
7) Кадровый отдел;
8) Транспортный отдел;
9) Отдел развития;
10) Антикризисный отдел.
Большинство ученых и исследователей придерживаются мнения, что первопричины проблемных ситуаций в организации лежат во внешней среде. Это на самом деле соответствует действительности, деятельность и развитие любой фирмы зависят от многих внешних процессов – политических, социальных, конкурентных. Именно из-за наличия этих факторов руководству приходится разрабатывать стратегию организации, ее структуру.
Основная проблема, возникающая при оценке внешней среды, - это количество ее факторов, которые вызывают различные процессы в организации. Как правило, руководство фирмы стремится сократить список этих факторов до тех, от которых напрямую зависит существование и рентабельность предприятия. Классификация факторов имеет множество видов, однако в менеджменте существует более или менее обобщенная классификация факторов прямого и косвенного воздействия:
1) Общеполитические;
2) Общеэкономические;
3) Регулирование бизнеса государством;
4) Социальные;
5) Состояние рынка;
6) Хозяйственные факторы организации.
Внешняя среда – это очень сложный механизм. Оценку ее усложняет также и то, что ее характеризуют следующие качества:
1) подвижность;
2) неопределенность;
3) сложность;
4) наличие тесной взаимосвязи между факторами.
Подвижность – это скорость, с которой возникают и протекают изменения во внешней среде.
Неопределенность – это качество связано с той информацией, которой располагает организация относительно внешней среды.
Сложность внешней среды связана с большим количеством факторов, которые также находятся в постоянном изменении.
Последнее качество можно определить как уровень изменения, возникновение которого в одном факторе ведет к изменению в другом.
Итак, для разработки эффективной стратегии и дальнейшей системы управления организациям необходима тщательная оценка внутренней и внешней среды. Почему нельзя использовать оценку только внешней или внутренней среды? Во внешней среде постоянно происходят динамические процессы, которые создают новые возможности или новые угрозы для организации. Для разработки успешной стратегии и системы управления организации необходимо прогнозировать возможные изменения во внешней среде. Однако одних знаний об этих изменениях недостаточно. Для того чтобы своевременно принимать меры и активно бороться с опасностями внешней среды, а также использовать новые возможности, необходимо располагать сведениями о потенциале организации, с помощью которого можно осуществить все эти действия.
Другими словами, оценка среды бизнеса направлена на выявление угроз и возможностей, которые могут появиться во внешней среде, и имеющихся ресурсов и возможностей самой организации для ее эффективного взаимодействия с внешней средой. С этой целью были разработаны следующие методы анализа среды бизнеса.
SWOT – анализ – это выявление сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз внешней среды.
SWOT – это аббревиатура:
strengthens – достоинства. Сильные стороны и преимущества организации;
weakness – недостатки. Слабые стороны организации;
opportunities – возможности. Это условия и факторы внешней среды, которые могут принести пользу деятельности организации;
threats – угрозы. Это условия и факторы внешней среды, которые могут принести вред деятельности организации.
Основной метод SWOT-анализа – это заполнение матрицы.
Сильные стороны – это преимущества организации, ее потенциал и возможности. Они могут заключаться в наличии уникальных технологий, больших запасов ресурсов, современного оборудования, опыта ведения бизнеса и действий в различных ситуациях, высококвалифицированных специалистов, преимуществ в области издержек, стабильного менеджмента и т.д.
Слабые стороны – это отсутствие каких-либо важных частей (ресурсов, отделов, специалистов), необходимых для эффективного функционирования и осуществления деятельности организации.
Возможности рынка – это условия и состояние рынка, которые являются благоприятными для организации и возникновение которых может нанести ущерб ее деятельности и существованию. Это увеличение государством налогов, снижение спроса, появление новых конкурентов и т.д.
Проведение SWOT-анализа осуществляется в несколько этапов:
Этап 1. Определение сильных и слабых сторон организации.
Этап 2. Определение возможностей и угроз рынка.
Этап 3. Составление SWOT-матрицы.
Считается, что SNW-анализ – это усовершенствованный вариант SWOT-анализа: strength – сильная сторона; neutral – нейтральная сторона; weakness – слабая сторона. Основная причина добавление этой части – в современных особенностях рынка.
При проведении SNW-анализа составляется таблица, в которой отмечаются параметры, по которым оценивается состояние организации, и их сильные, слабые или нейтральные положения.
Прежде чем совершить какое-либо действие, руководитель принимает решение. Это является неотъемлемой частью любой управленческой функции. Как правило, решение – это выбор альтернативы из нескольких имеющихся вариантов. Правильный выбор обеспечивает успешное достижение цели.
Принятие решения – это центральное звено, с которым связаны все остальные части организации. Оно лежит в основе планирования деятельности организации, потому как план – это совокупность решений по различным вопросам относительно составляющих организации.
Принятие решения можно определить как:
1) осознанную и целенаправленную деятельность отдельного индивида;
2) процесс взаимодействия сотрудников команды;
3) выбор альтернативы в рамках определенных факторов;
4) часть общего процесса управления;
5) основу для выполнения других функций управления.
Варианты решений могут быть предложены менеджерами и подчиненными, но непосредственный выбор остается за лидером. Нужно подчеркнуть, что личность руководителя во многом определяет тот или иной выбор, поскольку решение – это один из видов мыслительной деятельности и отражение воли человека.