Вторая книга. процесс обращения капитала 421

были бы возместить постоянный капитал, 50 ф. ст. — перемен­ный капитал, а 50 ф. ст. образовали бы прибавочную стоимость. Сумма дохода равна 100 ф. ст. Из них 50 ф. ст. были бы потреб­лены их собственными рабочими, которые тем самым восстано­вили бы денежную форму их переменного капитала; 50 ф. ст. были бы потреблены рабочими другой секции, которые тем самым отдали бы им деньги стоимостью в 50 ф. ст., деньги, затраченные не ими самими, а другими капиталистами на за­работную плату. На эти 50 ф. ст. они купили бы половину това­ров стоимостью в 100 ф. ст. для капиталистов и, таким образом, реализовали бы свои доходы и тем самым возвратили бы другим капиталистам денежную форму их переменного капитала, в то время как в ранее приведенном случае это происходило непо­средственно. Наконец, остальной товар на 200 ф. ст., как в од­ном, так и в другом случае, должен быть обменен на постоян­ный капитал. Этот кругооборот, как мы видим, ничего не изме­нил бы в самой сути дела.

Что же касается остатка их товарного капитала, равного 400 ф. ст., то капиталисты сферы А не могут его потребить. Он не может войти в их доход, поскольку он представляет только стоимость потребленного постоянного капитала, он должен быть обратно превращен в натуральную форму элементов этого по­стоянного капитала. Для этого должны состояться сделки между капиталистами сферы А, которые производят жизненные сред­ства, и капиталистами сферы В, которые производят средства производства или постоянный капитал. Обратимся поэтому к капиталистам этой второй сферы.

Предположим, что их производительный капитал разделен в тех же пропорциях, что и капитал капиталистов сферы А, т. е. Х1Ъ равна переменному капиталу, 4/5 равны постоянному капиталу. Если их постоянный капитал равен 800 ф. ст. (т. е. их основной постоянный капитал, машины и т. д., и их оборот­ный постоянный капитал, сырой материал и т. д.; а непотреб-ленная часть постоянного капитала по-прежнему равна 0), то их переменный капитал был бы равен 200 ф. ст., а их аван­сированный совокупный производительный капитал = 1 000 ф. ст. Если норма прибавочной стоимости равна 100 процентам, тогда прибавочная стоимость равна 200 ф. ст., а стоимость соз­данного ими совокупного товарного капитала равна 1 200 фун­там стерлингов.

Из этого товарного капитала в 1 200 ф. ст. 113 = 400 ф. ст. представляла бы доход, а именно: 200 ф. ст., равные заработной плате, и 200 ф. ст., равные прибавочной стоимости. Эти 400 ф. ст. были бы, следовательно, израсходованы на покупку жизненных



К. МАРКС

средств, т. е. доход категории потребителей сферы JS, — заня­тых здесь — был бы израсходован на товары сферы А, которая производит жизненные средства. Они не могут их реализовать в своем собственном продукте, поскольку последний состоит только из средств производства, которые не могут войти в ин­дивидуальное потребление, а должны войти в производитель­ное потребление. Таким образом, они будут покупать на 400 ф. ст. жизненных средств у капиталистов сферы А, а капи­талисты сферы А, в свою очередь, стали бы покупать на эти же самые 400 ф. ст. постоянный капитал у капиталистов В, и, таким образом, ту часть своего товарного капитала, которая должна быть превращена в постоянный капитал, они действи­тельно превратили бы в постоянный капитал. Это денежное обращение между сферами А и В только опосредствовало бы обмен той части товарного капитала сферы А, которая пред­ставляет постоянный капитал сферы А, на натуральную форму (переменного капитала и прибавочной стоимости) дохода сферы В.

Если мы будем рассматривать этот обмен со стороны каждого из обменивающихся, то для капиталистов А он представляет собой превращение капитала в капитал (из одной его натураль­ной формы в другую); или обратное превращение товарного капитала (pro parte *) в средства производства, или элементы его постоянной части. Он превращает ту часть своего совокуп­ного продукта (своего товарного Напитала), которая равна стоимости содержащегося в нем постоянного капитала, снова в натуральную форму, в которой он может функционировать (действовать) в качестве постоянного капитала. Как до, так и □осле обмена он по своей стоимости представляет собой только постоянный капитал. (Сфера А должна потребить эту стои­мостную часть товарного капитала промышленным способом; однако этого нельзя сделать в натуральной форме, в форме потребительной стоимости, в которой эта часть существует; поэтому необходимо представить эту стоимость в товарах капиталистов сферы В.) Для сферы В, производителя продукта, который не может быть потреблен индивидуально, этот обмен, наоборот, представляет собой простое превращение дохода из одной формы в другую. (Одна часть произведенного товарного капитала представляет собой доход (заработную плату и при­бавочную стоимость), однако [ИЗ] в такой потребительной стоимости, в которой он не может входить в индивидуальное потребление, не может быть потреблен в натуральной форме.

Наши рекомендации