Принципы оценки деятельности

Необходимость и содержание оценки деятельности КБ.

Рейтинговая оценка деятельности КБ.

Пример рейтинговой оценки деятельности КБ.

Необходимость и содержание оценки деятельности КБ.

Виды оценки деятельности КБ.

Виды оценки деятельности КБ:

· Внутренняя оценка - осуществляется самим банком.

· Внешняя оценка - осуществляется ЦБ, другие органы банковского надзора, аудиторами, банками-партнерами, рейтинговыми агентствами.

Виды внешних оценок КБ (в зависимости от целей):

1. Оценка количественных (объемных) показателей - проводится ЦБ и рейтинговыми агентствами.

Назначение оценки - определение:

· масштабов развития всей банковской системы и отдельных банков,

· лидеров банковского бизнеса,

· успеха или поражения конкретных банков в конкурентной борьбе.

Результат оценки - сводные таблицы, которые определяют иерархию банков в соответствующем периоде по абсолютным и относительным показателям в сравнении за прошедшие периоды.

Показатели за период времени:

· общая сумма активов на конец календарного (финансового) года по консолидированному балансу банка,

· общая сумма депозитов,

· общая задолженность по выданным кредитам,

· объем собственного капитала банка,

· объем чистой прибыли (прибыль минус налоги),

· доходность активов (чистая прибыль/ стоимость активов),

· доходность капитала (чистая прибыль/средняя величина собственного капитала),

· отношение капитала к активам,

· прибыль к доходу по собственным акциям.

Оценка качественных сторон деятельности, финансового состояния (надежности).

Два подхода к оценке:

1. Первый подход - используется при межбанковских отношениях и основывается на индивидуальной методике анализа для определения условий кредитных и расчетных операций между банками. Этот анализ осуществляет одно из подразделений банка, он носит выборочный характер (т. е. касается лишь тех банков, с которыми данный банк вступает во взаимодействие) и предусматривает установление рейтинга банка. Источником информации выступают отчетные и другие данные, представляемые КБ друг другу при возникновении потребности в сотрудничестве.

2. Второй подход (для большинства КБ) - используется для независимой экспертизы КБ, которую проводят независимые рейтинговые агентства, а также организации осуществляющие банковский надзор от имени правительства страны. Результат экспертизы - рейтинговая оценка. Рейтинговые агентства для проведения оценок, как правило, пользуются материалами отчетности банков, публикуемыми в открытой печати. Агентствами разрабатываются собственные методики оценки надежности КБ. Результаты оценок публикуются в печати.

Оценка состояния учета и отчетности.

Принципы оценки деятельности.

Наиболее полное и глубокое представление о надежности КБ дает рейтинговая оценка, осуществляемая государственными органами банковского надзора. Банковский надзор является системой, которой пользуется правительство той или иной страны, чтобы гарантировать безопасность и стабильность банковского сектора как важного фактора экономического роста страны, доверия вкладчиков к банкам.

Зарубежные специалисты в области регулирования банковской деятельности характеризуют банковский надзор как разумный, поскольку он направлен на поддержание здоровья банковской системы в целом, создает условия для нормального развития рынка и конкуренции.

Для разумного банковского контроля необходимо наличие органа, ответственного за выполнение функции надзора и наделенного соответствующей властью, и наличие адекватной правовой основы.

Функцию разумного контроля за деятельностью КБ осуществляют в:

· США три ведомства:

° ЦБ (Федеральная резервная система),

° Министерство финансов,

° независимое агентство правительства (Федеральная корпорация страхования депозитов);

· Японии и ФРГ- Министерство финансов,

· Англии и Франции - ЦБ,

· ФРГ - Федеральное ведомство по организации надзора за кредитными организациями и Немецкий федеральный банк.

В полномочия этих органов входит кроме проведения аналитико-контрольной работы возможность принятия мер по оздоровлению банковской системы: они могут приостанавливать деятельность или закрывать банки разрабатывать и ставить под контроль программу восстановления платежеспособности банка, осуществлять смену руководства, подтверждать достаточность созданных банком резервов и т.п.

Правовая инфраструктура разумного банковского контроля может различаться в разных странах, но во многих случаях она включает следующие три элемента:

1. законодательные акты, дающие широкие официальные права контролирующим органам,

2. серии регулятивных правил, интерпретирующих требования и ограничения. Они разрабатываются и издаются органами банковского надзора. Наиболее важными ограничениями и требованиями к банкам являются ограничение (абсолютное или относительно капитала) выдачи ссуд одному заемщику, ограничение займов директорам банка, а также акционерам, требование обязательности создания резервов, и адекватных степени риска активов банка, требование вести кредитную картотеку с информацией о финансовом состоянии заемщиков и гарантов, требование представлять в орган банковского надзора периодическую отчетность (как минимум баланс банка и отчете прибылях и убытках), информацию о кредитных и проблемных займах, некоторые сведения о валютных операциях,

3. разъяснения политики в области банковского надзора, касающиеся как законодательства, так и регулятивных правил, которые разрабатываются надзорным органом и детализируют его действия.

Принципы оценки деятельности:

1. Учитывая специфику банка, главными направлениями анализа деятельности должны быть уровень доходности, состояние ликвидности, качество активов и достаточность резервов, достаточность капитала, эффективность управления банком.

2. Абсолютные показатели содержат слишком мало информации о деятельности банка, поэтому необходимо отдавать предпочтение сравнительному анализу банков внутри страны Для этого происходит классификация банков по разным признакам: вид банковского бизнеса, размер банка и т.п., а затем сравниваются банки, находящиеся в одном сегменте рынка.

3. Для проведения сравнительного анализа требуется создание единообразного формата, содержащего ключевые позиции о деятельности банка. Ключевые позиции определяют содержание конкретных показателей деятельности банка и способы их оценки. Основными видами показателей деятельности банков являются структурные, характеризующие удельные веса отдельных групп активов, обязательств, доходов и расходов и т.д., и финансовые коэффициенты. При анализе соответствующих показателей используется их сравнение с критериальным уровнем, а также по однородным банкам, построение трендов, анализ факторов, определивших уровень показателей.

4. Правильные выводы могут основываться лишь на хорошем понимании особенностей учета в банковской сфере и каждом конкретном банке. Баланс банка и его отчет о прибылях и убытках не всегда отражают реальное положение дел. Необходимо знать, что кроется за каждой статьей официальной отчетности.

5. Успех финансового анализа зависит от вдумчивого подхода аналитиков к полученной информации Хороший аналитик должен поставить себя на место управляющего, чтобы понять стратегию его действий и особенности проблем конкретного банка

Рейтинговая оценка.

Наши рекомендации