Бюджет общепроизводственных расходов (ОПР)

Назначение бюджета общепроизводственных расходов (ОПР) – определение доли накладных расходов, необходимых для производства запланированного объема продукции.

ОПР включают в себя все экономические элементы издержек производства. Термин «накладные» указывает, что они, в отличие от прямых расходов, носят общий собирательный характер, их величина, изменение, зависят от множества различных факторов. По характеру отнесения на себестоимость продукции они являются косвенными, т.е. не могут быть отнесены прямо на изделие, если их выпускается два и более наименования.

По экономическому содержанию большая часть ОПР состоит из затрат на содержание и обслуживание средств труда. Другая часть представляет собой расходы по управлению и обслуживанию производства (цеховые расходы ремонтного, транспортного, инструментального и др. цехов). В состав ОПР входят:

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

- амортизация основных средств и иного имущества, используемого в производстве;

- расходы по страхованию имущества;

- расходы на отопление, освещение и содержание помещений;

- арендная плата за помещения, машины, оборудование и иное имущество, используемое в производстве продукции;

- оплата труда работников, занятых обслуживанием производства;

- другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Общепроизводственные расходы неоднородны. Основными методами их планирования (в разрезе отдельных статей) являются:

- калькулирование на основе расчета плановой ставки начисления (вспомогательные материалы);

- технологическое нормирование (например, затраты на отопление и освещение производственных помещений, рассчитываемые, исходя из норм освещенности (обогрева) и площади производственных помещений);

- сметное планирование (например, фонд оплаты труда общепроизводственных рабочих);

- расчетные методы (например, амортизация производственных помещений).

Составлению бюджета ОПР предшествует классификация их на постоянные и переменные (в зависимости от изменения объема выпускаемой продукции). В соответствии с этим бюджет ОПР состоит из двух частей: переменные накладные расходы и постоянные накладные расходы. Для формирования переменной части расходов определяются ставки начисления, постоянная часть ОПР может планироваться с использованием методов, перечисленных ранее (технологическое нормирование, сметное планирование, расчетные методы).

Ставка начисления ОПР характеризует соотношение: величина статьи ОПР/величина базы начисления. В качестве статьи ОПР обычно используются вспомогательные материалы. В качестве базы начисления, как правило, используются отдельные элементы прямых затрат (полные прямые затраты, прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и пр.) либо натуральные показатели затрат (часы работы оборудования, трудо-часы (человеко-часы) и пр.). Выбор базы начисления определяется спецификой производственного процесса, в котором задействован данный вид вспомогательного материалы.

После выбора базы начисления по выбранному виду вспомогательного материала на основе анализа внутренней производственной статистики прошлых периодов определяется ставка начисления.

Для калькуляции полных переменных затрат и маржинального дохода по видам продукции ОПР должны быть распределены по отдельным продуктам. Распределение производится на основе выбора базы распределения и расчета ставки распределения (отношение «величина статьи ОПР/величина базы распределения»). При этом база распределения должна изначально относиться к отдельным видам продукции и по своему экономическому и/или вещественному содержанию соответствовать распределяемой статье ОПР.

В качестве базы, пропорционально которой осуществляется распределение ОПР, может быть выбрана: зарплата производственных рабочих; материальные затраты; полные прямые затраты; выручка от реализации.

Как правило, и постоянные и переменные расходы принято учитывать в единой смете накладных общепроизводственных расходов. Но если для компании прямые (переменные) ОПР являются критическими (достаточно важными, составляющими весомую долю общей себестоимости продукции), то планировать их надо отдельно от постоянных накладных ОПР.

Для того, чтобы выделить общепроизводственные накладные расходы по каждому подразделению организации, проводятся дополнительные расчеты, результаты которых сводятся в отдельные сметы, которые позволяют руководителям подразделений сосредоточить внимание на контроле тех издержек, за которые они несут непосредственную (персональную) ответственность. Руководителю производства в целом анализ исполнения смет подразделений позволяет оценивать деятельность каждого подразделения.

Составление бюджета общепроизводственных расходов представляет собой последовательность выполнения следующих операций:

1. Определить виды накладных расходов, которые должна понести организация в бюджетном периоде;

2. Выделить в составе общепроизводственных расходов переменную и постоянную (условно-постоянную) части;

3. Составить постатейные сметы наиболее важных видов общепроизводственных затрат (смета затрат на ремонт оборудования, на ремонт и обслуживание цеховых зданий и сооружений и т.д.);

4. Определить сметные ставки начисления цеховых общепроизводственных расходов и рассчитать величину переменной части ОПР.

5. Если ожидается, что в течение бюджетного периода произойдут изменения в структуре ОПР или поставщики могут поднять цены на какой-либо вид сырья, материалов, производственных ресурсов или необходимо будет индексировать заработную плату рабочим, то необходимо в конкретный месяц бюджетного периода скорректировать величину расхода соответствующих ресурсов.

При составлении графика оплаты прямых операционных расходов необходимо иметь в виду, что часть этих издержек может быть оплачена в режиме 100%-ной предоплаты (например, страховка), а часть – после использования конкретных ресурсов (например, электроэнергии) для производства определенного объема выпуска конечной продукции.

Главным методом контроля и регулирования общепроизводственных расходов является анализ исполнения бюджета в качестве средства обратной связи.

Наши рекомендации