Формированиедоходной части сводного финансового
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение…………………………………………………………….4
1. Формирование доходной части сводного финансового
баланса………………………………………………………………4
2. Оформление отчета…………………………………………….15
Библиографический список………………………………………15
Введение
Движение финансовых ресурсов отражается в сводном финансовом балансе (балансе финансовых ресурсов). Баланс финансовых ресурсов рассчитывается на федеральном, региональном уровнях и уровне местных органов власти. Сводный финансовый баланс составляется вместе с бюджетным посланием и утверждается законодательными органами при утверждении бюджета на соответствующий год. На уровне региона сводный финансовый баланс составляется вместе с региональным бюджетом и утверждается законодательно.
Цель практических занятий – ознакомление студентов с особенностями расчета доходных источников и направлениями расходования средств бюджета республики.
Практическая работа рассчитана на 6 часов, в том числе 2 часа – аудиторной работы и 4 часа – СРС.
Познание основных принципов и особенностей формирования баланса на практических занятиях должно способствовать усвоению студентами раздела «Бюджет и бюджетное устройство РФ» дисциплины «Финансы и кредит».
Формированиедоходной части сводного финансового
баланса (аудиторная работа)
Баланс финансовых ресурсов - финансовый план, состоящий из доходной и расходной частей. Доходная часть сводного финансового баланса включает налоговые поступления (косвенные и прямые налоги), другие доходы и поступления, в том числе прибыль и амортизационные отчисления предприятий.
Налоговые поступления обеспечивают основной объем доходной части баланса. С 2005 г. на территории РФ действует следующий перечень налогов и сборов:
1. Федеральные налоги:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых.
2. Региональные налоги:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
3. Местные налоги:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Из прямых налогов наибольшую долю в составе налоговых поступлений составляет налог на прибыль, косвенных – НДС.
Практическое задание. Составить доходную часть финансового баланса Республики Башкортостан на основе представленных исходных данных таблицы 1.
Т а б л и ц а 1
Исходные данные по вариантам, тыс. руб.
Показатели | Вариант | ||
Ожидаемая сумма прибыли за отчетный год | |||
Прогнозируемый спад объема производства на планируемый год | 10% | 10% | 10% |
Прогнозируемые темпы инфляции, % | |||
Среднегодовая стоимость основных фондов (первоначальная) | |||
Средняя норма амортизационных отчислений, % | |||
Ожидаемая среднемесячная зарплата одного работающего | 4,200 | 4,500 | 4,800 |
Численность работающих в сфере материального производства, тыс.чел. | |||
Районный коэффициент, % | |||
Средняя ставка НДС, % | |||
Необлагаемый оборот по НДС (в процентах от общего объема оборота) | |||
Средняя ставка подоходного налога с физических лиц, % | |||
Ожидаемая минимальная заработная плата (в месяц) | 1,1 | 1,1 | 1,1 |
Продолжение табл. 1 | |||
Необлагаемый подоходным налогом фонд оплаты труда (прочие льготы) | |||
Средняя изношенность основных фондов, % | |||
Ставка налога на имущество, % | 2,2 | 2,2 | 2,2 |
Отчисления в государственные внебюджетные фонды (единый социальный налог), %, в том числе: - Пенсионный фонд, %, из него: · в федеральный фонд, % - Фонд социального страхования, % - Фонд обязательного медицинского страхования, %, из него: · федеральный фонд, % · территориальный фонд, % | 2,9 3,1 1,1 2,0 | 2,9 3,1 1,1 2,0 | 2,9 3,1 1,1 2,0 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | |||
Сборы за пользование объектами животного мира | |||
Сборы за пользование водными и биологическими ресурсами | |||
Прочие налоги, доходы и поступления | |||
Из них: - средства, поступающие из федерального бюджета - средства, поступающие из централизованных внебюджетных фондов | |||
Средняя ставка налога на прибыль, % | |||
Сумма госпошлины | |||
Специальные налоговые режимы: - единый сельскохозяйственный налог - единый налог на вмененный доход - единый налог, взимаемый по упрощенной системе | |||
Перечисление средств в федеральный бюджет в общем объеме финансовых ресурсов бюджета Республики Башкортостан - согласно Бюджетного кодекса, % - фактически | |||
Таможенные пошлины |
Варианты заданий практической работы определяются по последней цифре номера зачетной книжки студента в соответствии с таблицей 2.
Т а б л и ц а 2
Выбор варианта практического задания
Последняя цифра номера зачетной книжки студента | Вариант практического задания | Последняя цифра номера зачетной книжки студента | Вариант практического задания |
Ход выполнения работы:
1. Определить ожидаемую сумму прибыли за отчетный год с учетом прогнозируемого подъема объема производства и коррекцией на годовой индекс инфляции:
Сумма прибыли = (ожидаемая сумма прибыли)(1+ прогнозируемый подъем производства)/(1+ индекс инфляции).
2. Рассчитать ожидаемые поступления по налогу на прибыль:
Сумма налога на прибыль = (ожидаемая сумма прибыли)× ×(ставка налога на прибыль).
В консолидированном бюджете региона остается 100% налога по ставке 17,5% или общая сумма налога подразделяется с перечислением 20% налога в федеральный бюджет и 80% суммы налога в бюджет региона. Ставка налога на прибыль принимается в 24 %.
2. Рассчитать сумму ожидаемых амортизационных отчислений:
Сумма амортизационных отчислений = (Среднегодовая стоимость основных фондов (откорректированная) . (Средняя норма амортизационных отчислений)/100%.
Среднегодовая стоимость основных фондов (откорректированная) = (Среднегодовая стоимость основных фондов) (1 - Средняя изношенность основных фондов/100%).
Остаточная стоимость основных фондов = Среднегодовая стоимость основных фондов (откорректированная) – Сумма амортизационных отчислений
3. Рассчитать сумму налога на имущество юридических лиц
Сумма налога на имущество = (Остаточная стоимость основных фондов) . (Ставка налога на имущество, %) / 100%.
Вся сумма налога на имущество (100%) юридических лиц остается в бюджете региона.
4. Определить фонд оплаты труда работающих в сфере материального производства (с учетом районного коэффициента):
Фонд оплаты труда работающих в сфере материального производства = (Среднемесячная оплата труда одного работающего)× ×(численность работающих в сфере материального производства) х
х (1+ районный коэффициент).
5. Определить размер облагаемого налогом на доходы физических лиц фонда оплаты труда как:
Облагаемый налогом фонд оплаты труда = фонд оплаты труда – необлагаемая часть фонда оплаты труда, которая в наших расчетах определяется как сумма:
- необлагаемого дохода, рассчитанного исходя из ожидаемой минимальной заработной платы;
- 1% от фонда оплаты труда, поступающего в Пенсионный фонд;
- прочих льгот.
Облагаемый налогом фонд оплаты труда = Фонд оплаты труда работающих в сфере материального производства – [(Численность работающих в сфере материального производства) . (ожидаемая минимальная зарплата в месяц)] – Необлагаемый подоходным налогом фонд оплаты труда (прочие льготы) – [(Фонд оплаты труда работающих в сфере материального производства) . (Ставка перечислений в Пенсионный фонд РФ в размере 1% ФОТ в долях единицы)].
5. Определить суммы налога на доходы физических лиц умножением средней ставки налога на доходы физических лиц на величину облагаемого фонда оплаты труда.
Вся сумма налога на доходы физических лиц (100%) остается в консолидированном бюджете РБ с подразделением 66% в бюджет республики и 34% суммы в местные бюджеты, из них 20% в бюджеты муниципальных районов, 10% - в бюджеты сельских районов.
6. Рассчитать средства для образования государственных внебюджетных фондов в виде отчислений по единому социальному налогу (ЕСН):
Средства для образования государственных внебюджетных фондов = (Фонд оплаты труда работающих в сфере материального производства) . (Отчисления в государственные внебюджетные фонды, %)/100%.
7. Провести распределение суммы ЕСН по отдельным фондам (Пенсионному, Фонду социального страхования и обязательного медицинского страхования) в соответствии со ставками, приведенными в таблице 2. Учесть, что в консолидированном бюджете республики остается 80% суммы налога.
8. Рассчитать сумму налога на добавленную стоимость умножением облагаемого оборота на среднюю ставку НДС (18 %):
Налогооблагаемая база по НДС = Сумма прибыли, амортизационных отчислений и фонда оплаты труда работающих в сфере материального производства + Доходы от внешнеэкономической деятельности.
Сумма НДС = (Налогооблагаемая база) . (Ставку НДС,%) /100%.
Сумма налога в полном объеме перечисляется в федеральный бюджет.
9. Рассчитать сумму поступлений по налогу на игорный бизнес по данным таблицы 3.
Т а б л и ц а 3
Расчет суммы налога на игорный бизнес
Наименование объекта налогообложения | Число объектов обложения, ед. | Ставка налога в месяц, тыс. руб. | Сумма налога в год, тыс. руб. | ||
Количество игровых столов | 125 (25-125) | ||||
Количество игровых автоматов | 7,5 (1,5-7,5) | ||||
Число касс тотализатора или букмекерской конторы | 80 (25-125) | ||||
Итого сумма налога, тыс. руб. | - | - | - | - |
Налоговая база определяется как общее количество соответствующих объектов обложения, 100% поступлений по налогу перечисляется в региональный бюджет.
10. Рассчитать сумму акцизов с учетом данных таблицы 4.
Т а б л и ц а 4
Расчет акцизов на отдельные группы товаров
Наименование товара | Ед. изм. | Облагаемый объем по всем вариантам | Отпускная цена предприятия за ед., тыс. руб. | Ставка акциза, руб. на 1000 ед. | Сумма акцизов тыс. руб. | Доля перечисляемая в бюджет республики, % |
Водка и ликеро- водочные изделия | тыс. л. | |||||
Спирт этиловый из пищевого сырья | тыс. л. | 19,5 | ||||
Вина, напитки с содержанием спирта 9-25% | тыс. л. | |||||
Другие вина с объемной долей спирта до 9 % | тыс. л. | |||||
Пиво | тыс. л. | 5,3 | ||||
Спирт, отпускаемый медицинским учреждениям | тыс. л. | 19,5 | ||||
Бензин автомобильный | тыс. т | 16,756 | 3,360 | |||
Дизельное топливо | тыс. т | 12,243 | 1,173 | |||
Моторное масло | тыс. т | 3,182 | ||||
Итого | - | - | - | - |
11. Рассчитать поступления по транспортному налогу, 100% сборов по которому перечисляется в региональный бюджет. Ставки по налогу предусмотрены ст. 361 Налогового кодекса РФ в зависимости от мощности двигателя и могут быть изменены законами субъектов не более чем в 5 раз. Расчет сумм транспортного налога представлен в таблице 5.
Т а б л и ц а 5
Расчет сумм транспортного налога
Наименование транспортного средства | Мощность двигателя, л.с. | Ставка налога, руб. | Число единиц техники, штук | Сумма налога, тыс. руб. | ||
Автомобиль легковой | до 100 100-150 150-300 | |||||
Автомобиль грузовой | до 100 100-150 | |||||
Снегоходы, мотосани | до 50 свыше 50 | |||||
Другие транспортные средства, не имеющие двигателя | с единицы транспортного средства | |||||
Итого сумма налога, тыс. руб. | - | - | - | - | - |
12. Определить поступления по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья по данным таблицы 6, если:
- при добыче нефти в бюджете региона остается 5% суммы налога;
- при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья в бюджете региона остается 5% суммы налога;
- налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых остается в полном объеме в бюджете региона;
- налог на добычу прочих полезных ископаемых остается в бюджете региона в размере 60% от суммы;
- регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашения о разделе продукции в виде углеводородного сырья – в бюджете региона остается 5% от суммы налога.
Налоговую базу составляет стоимость добытых полезных ископаемых, определяемая исходя из количества и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
Т а б л и ц а 6
Расчет суммы налога на добычу полезных ископаемых, тыс. руб.
Наименование предприятия | Объем добычи (прогноз) | Среднеры-ночная цена за 1т., тыс. руб. | Объем реализа-ции, тыс. руб. | Ставка налога % | Сумма налога, всего тыс. руб. | Сумма налога в бюджете регио-на. тыс. руб | ||
Объем добычи нефти, т | 16,5 | |||||||
Газовый конденсат, т | 16,5 | |||||||
Объем добычи углеводородного сырья в соответствии с соглашением о разделе продукции, т | 16,5 | |||||||
Объем добычи минеральных руд, т | 3,8 | |||||||
Радиоактивное сырье, т | 5,5 | |||||||
Кондиционная руда черных металлов, т | 4,0 | |||||||
Золоторудное сырье, т | 6,5 | |||||||
Кондиционные руды цветных и редких металлов, т | 8,0 | |||||||
Прочие полезные ископаемые, т | 3,0 | |||||||
Итого: | - | - | - | - | - | - |
Налог установлен 26 главой Налогового кодекса и взимается с пользователей недр. При его установлении упразднены регулярные платежи за добычу полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть.
13. Определить суммы аккумулируемых в бюджете региона сборов за пользование:
- объектами животного мира – в размере 100% от суммы сбора;
- водными биологическими ресурсами в размере 30% суммы сбора.
Уплачивают сумму сбора только предприятия, которые осуществляют фактическое использование таких объектов и имеют лицензию на их использование. В случае несанкционированного использования объектов природы сборы взимаются в 5-кратном размере.
14. Определить суммы поступлений по специальным налоговым режимам, доходную базу по которым формируют:
- единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в бюджете региона остается 90% суммы налога, 10% перечисляется в федеральный бюджет);
- единый сельскохозяйственный налог (в консолидированном бюджете республики остается 90% суммы с подразделением: 30% зачисляется в региональный бюджет, 60% - бюджеты муниципальных образований с разделением суммы: 30% в бюджеты муниципальных районов, 30% - бюджеты сельских и городских поселений);
- единый налог на вмененный доход (100% в консолидированном бюджете региона с подразделением 10% в бюджет региона, 90% - местные бюджеты)
15. Определить в составе доходов суммы поступаемой госпошлины. С 1 января 2005 г. введена гл. 25 НК РФ «Государственная пошлина», согласно которой в размере 100% в бюджете региона остается сумма госпошлины за регистрацию организаций, лицензирование и аттестацию их деятельности, рассмотрение судебных дел конституционными судами республики.
16. Учесть в составе доходов таможенные платежи, которые в полном объеме перечисляются в федеральный бюджет.
17. Определить общий объем финансовых ресурсов, получаемых на территории Республики Башкортостан. Из него выделим суммы, централизуемые в бюджете региона.
18. Полученные объемы доходов распределить по следующим направлениям:
1) объемы перечислений в федеральный бюджет:
- в соответствии с Бюджетным кодексом;
- фактические.
2) финансовые ресурсы, концентрируемые в бюджетной системе Республики Башкортостан;
3) финансовые ресурсы, перечисляемые в местные бюджеты;
4) финансовые ресурсы, остающиеся в распоряжении хозяйствующих субъектов (финансовые ресурсы, остающиеся в распоряжении хозяйствующих субъектов - сумма прибыли, за вычетом налога на прибыль и амортизационных отчислений).
19. Свести полученные результаты в таблицу 7, в которой ФБ – суммы отчислений в федеральный бюджет, РБ – региональный бюджет, МБ – местный бюджет.
Т а б л и ц а 7
Сводный финансовый баланс
Доходы | Сумма, в тыс.руб. | ||
ФБ | РБ | МБ | |
Косвенные налоги - всего | |||
Из них: | |||
Налог на добавленную стоимость | |||
Акцизы | |||
Амортизационные отчисления | |||
Налог на прибыль | |||
Средства для образования государственных внебюджетных фондов | |||
Подоходный налог с физических лиц | |||
Налог на имущество | |||
Транспортный налог | |||
Налог на игорный бизнес | |||
Налог на добычу полезных ископаемых | |||
Сборы за пользование природными объектами | |||
Специальные налоговые режимы: -единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы -единый сельскохозяйственный налог -единый налог на вмененный доход | |||
Продолжение табл. 7 | |||
Доходы от внешнеэкономической деятельности | |||
Прочие налоги, доходы и поступления | |||
Из них: средства, поступающие из республиканского (федерального) бюджета | |||
средства, поступающие из централизованных внебюджетных фондов | |||
Объем финансовых ресурсов, получаемых на территории Республики Башкортостан – всего: | |||
в том числе финансовые ресурсы, централизуемые в бюджете | |||
из них: - перечисления в федеральный бюджет |
20. Доходная часть финансового баланса определяет объемы расходной его части. Для обеспечения бездефицитности бюджетов каждого уровня доходная и расходная его части должны быть равны. Поэтому расходную часть сводного финансового баланса принять равной доходной.
Оформление отчета
По результатам проведенных расчетов требуется подготовить пояснительную записку, в которой следует:
- описать цель исследований;
- привести все расчеты;
- проанализировать структуру доходов бюджета региона.
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс РФ.-М.: Право, 2004.
2. Налоговый кодекс РФ. В 2-х ч.: Официальный текст. - М.: изд. «Элит», 2004.
3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: изд. «Юрайт», 2005.
4. Тарасова, В.Ф. Налоги и налогообложение. - М: изд. «КНОРУС», 2005.