Бюджетный процесс Самарской области
Бюджет субъекта, как основа управления регионом.
1. Бюджетная система региона и её функции.
Бюджетная система регионов включает в себя консолидированный бюджет и внебюджетный фонды.
Консолидированный бюджет регионавключает в себя бюджет субъекта РФ (региона), бюджеты городских округов, бюджеты муниципальных районов, поселений.
Функции бюджетной системы региона:
1. Создание условий повышения уровня и качества жизни населения региона.
2. Содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающими на территории региона.
3. Развитие деловой активности путем направления региональных инвестиций подконтрольных администрации (в точки роста) региональной экономики через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций.
4. Выравнивание в условии предпринимательства путем развития инфраструктур (производственная структура: распределительные линии передач, газопроводы; рыночная инфраструктура: ярмарка, биржи; социальная инфраструктура: различные органы власти обеспечивающие лучшей социальной жизни населения).
Бюджет субъекта формируется в соответствии с бюджетным кодексом, налоговый кодекс, Федеральный закон №184 «Об общих принципов организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (статья 26.13 «Непосредственный бюджет»), региональным законодательством (закон Самарской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области»).
В соответствии с Федеральным законом №184 каждый субъект имеет собственный бюджет, органы государственной власти субъектов самостоятельно с соблюдением федерального законодательства осуществляют формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за его исполнением. Отчет об исполнении бюджета субъекта и консолидированного бюджета субъекта представляются федеральным органом государственной власти. Проект бюджета субъекта, закон о бюджете, годовой отчет об исполнении подлежат официальному опубликованию.
К расходом бюджета субъекта осуществляются в формах предусмотренных бюджетным кодексом (глава 11)
Доходы бюджета субъектов включают в себя собственные доходы, доходы от федеральных налогов и сборов, доходы, поступающие в виде межбюджетных трансфертов. К собственным доходам относятся:
1. Налоговые доходы (налог на юридических лиц, транспорт)
2. Неналоговые доходы: доходы от использования имущества, от продажи имущества, доходы от платных услуг оказываемые бюджетным учреждениями, штрафы конфискации, компенсации, средства самообложения граждан и иные не налоговые доходы.
Бюджетный процесс Самарской области
Составление проекта областного бюджета осуществляет правительство самарской области, министерство экономического развития инвестиций и торговли самарской области составляет прогнозы социально-экономического региона. На основе этих прогнозов и прогнозных показателей главных распорядителей средств областного бюджета и органов местного самоуправления министерство управления финансами самарской области составляет проект областного бюджета. Законопроект о бюджете на очередной финансовый год вносится губернатором на рассмотрение в губернскую думу. В состав проекта закона должны входить следующие приложения:
1. Поступление доходов.
2. Распределение расходов в разрезе функциональной и ведомственной классификации.
3. Распределение дотаций, субсидий, субвенций.
4. Источники финансирования дефицита бюджета.
Проект закона рассматривается губернской думой в 2 чтениях:
В первом чтении рассматривается концепция проекта закона (сумма доходов, величина расходов, величина дефицита бюджета). В случае отклонения проекта он отправляется на доработку в правительство с указанием причин отклонения.
Во втором чтении проект бюджета рассматривает более подробно по доходам расходам и источником финансирования дефицита. Во втором чтении утверждает законопроект в целом.
Исполнение областного бюджета осуществляет правительство самарской области, оно обязано публиковать отчеты о годовом и ежеквартальном ходе исполнения бюджета.
Органы контроля за исполнением областного бюджета:
1. Самарская губернская дума
2. Счетная палата самарской губернской думы
3. Министерство правления финансами самарской области
4. Территориальные государственные внебюджетные фонды
5. Главные распорядители и распределители средств областного бюджета