Согласно ст. 124 ГК РФ в качестве субъектов гражданских правоотношений могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Названным субъектам присущи все признаки, необходимые для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях: организационное единство, наличие обособленного имущества, самостоятельная имущественная ответственность, право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.
Особенности участия Российской Федерации, субъектов федерации,
муниципальных образований в гражданском обороте:
– они не используют свои публично-властные полномочия;
– к отношениям с их участием применяются нормы, относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов;
– от имени данных субъектов права и обязанности приобретают их органы либо специально уполномоченные на то граждане и юридические лица;
– указанные субъекты участвуют в таких специфичных гражданско-правовых отношениях, как изъятие в доход государства всего полученного по некоторым недействительным сделкам, принудительным сделкам, от принудительного выкупа памятников истории и культуры, от приватизации;
– по своим обязательствам они отвечают всем своим имуществом, кроме имущества, закрепленного за унитарными предприятиями или изъятого из оборота;
– указанные субъекты несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий, финансируемых ими учреждений и в иных случаях, предусмотренных законом;
– по общему правилу указанные субъекты не несут ответственности по обязательствам друг друга;
– они несут ответственность за незаконные действия их органов и должностных лиц.
2. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме:
– имущества, закрепленного за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
– имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Юридические лица не отвечают по обязательствам создавших их государственных и муниципальных образований, а образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц.
Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований.
Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга и РФ. Исключение составляют случаи, когда РФ приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица, либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РФ.
Библиографический список
Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 дек. 2008 г. № 7‑ФКЗ] // Рос. газ. – 2009. – 21 янв.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : [федер. закон. : от 30 нояб. 1994 г. № 51‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации.
– 1994. – № 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : [федер. закон : от 26 янв. 1996 г. № 14‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации.
– 1996. – № 5, ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) : [федер. закон : от 26 нояб. 2001 г. № 1456‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 49, ст. 4552.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации : [федер. закон : от 31 июля 1998 г. № 145] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 31, ст. 3823.
6. Водный кодекс Российской Федерации : [федер. закон от 3 июня 2006 г. № 74‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 23, ст. 2381.
7. Жилищный кодекс Российской Федерации : [федер. закон : от 29 декаб. 2004 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 1 (часть I), ст. 14.
8. Земельный кодекс Российской Федерации : [федер. закон : от 25 окт. 2001 г. № 136‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 44, ст. 4147.
9. Лесной кодекс Российской Федерации : [федер. закон : от 4 дек. 2006 г. № 200‑ФЗ] //Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 50, ст. 5278.
10. Об автономных учреждениях : федер. закон : [от 3 нояб. 2006 г. № 174‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 45, ст. 4626.
11. О концессионных соглашениях : федер. закон : [от 25 июля 2005 г. № 115‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 30 (часть II), ст. 3126.
12. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : федер. закон : [от 21 июля 2005 г. № 94‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 30 (часть I), ст. 3105.
13. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон : [от 6 окт. 2003 № 131‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2003. – № 40, ст. 3822.
14. Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта : федер. закон : [от 27 февр. 2003 г. № 29‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2003. – № 9, ст. 805.
15. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федер. закон : [от 25 июня 2002 г. № 73‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 26, ст. 2519.
16. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях : федер. закон : [от 14 нояб. 2002 г. № 161‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 48, ст. 4746.
17. О приватизации государственного и муниципального имущества : федер. закон : [от 21 дек. 2001 г. № 178‑ФЗ : в ред. 18 июля 2009 № 181‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 4, ст. 251 ; 2009. – № 29, ст. 3618.
18. О соглашениях о разделе продукции : федер. закон : [от 30 декаб. 1995 г. № 225‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 1, ст. 18.
19. О поставках продукции для федеральных государственных нужд : федер. закон : [от 13 декаб. 1994 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 34, ст. 3540; 1995. – № 26, ст. 2397; 1997. – № 12, ст. 1381; 1999.
– № 19, ст. 2302.
20. О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд : федер. закон : [от 2 декаб. 1994 г. № 53‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32, ст. 3303.
21. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон : [от 6 октября 1999 г. № 184‑ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 42, ст. 5005.
22. Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации : [от 21 июля 1993. № 5473 // Ведомости Совета нар. депутатов и Верхов. совета Рос. Федерации. – 1993. – № 33, ст. 1316.
23. О Федеральном казначействе : постановление Правительства Рос. Федерации от 1 дек. 2004 г. № 703 // Собр. законодательства Рос. Федерации.
– 2004. – № 49, ст. 4908.
24. О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом : указ Президента Рос. Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1624 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – № 47, ст. 5430.
25. О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом : постановление Правительства Рос. Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 3, ст. 379.
26. О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом : постановление Правительства Рос. Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – № 23, ст. 2721.
27. О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий : постановление Правительства Рос. Федерации от 15 декабря 2007 г. № 872 //Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 52, ст. 6456.
28. Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков : постановление Правительства Рос. Федерации от 11 нояб. 2002. № 808 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 46, ст. 4587.
29. Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды : постановление Правительства Рос. Федерации от 22 февр. 1997 г. № 214 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 9, ст. 1114.
Судебная практика
1. О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации: информ. письмо Президиума Высш. арбитр. Суда Рос. Федерации от 23.10.2000 № 57 // Вестн. Высш. арбитражного Суда Рос. Федерации. – 2000. – № 12.
2. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ : постановление Пленума Высш. арбитр. Суда Рос. Федерации № 8, Пленума Верховного суда Рос. Федерации № 6 от 1 июля 1996 г. // Вестн. Высш. арбитр. Суда Рос. Федерации. –2001. – № 1.
3. О приватизации специализированных унитарных предприятий жилищно-коммунальной сферы, оказывающих коммунальные услуги населению: Информационное письмо Президиума Высш. арбитр. Суда Рос. Федерации от 5 сентября 2006 г. № 111 // Вестн. Высш. арбитр. Суда Рос. Федерации. – 2006. – № 10.
4. По спорам о применении мер ответственности : постановление Президиума Высш. арбитр. Суда Рос. Федерации от 15.02.2002 № 3858/01 // Вестн. Высшего арбитражного Суда Рос. Федерации. – 2002. – № 7.
Учебники, учебные пособия, статьи
1. Андреева, Е. М. Соотношение норм федерального и регионального законодательства РФ, устанавливающих статус субъекта осуществления права муниципальной собственности / Е. М. Андреева. – Калининград, 2000. – С. 68–75.
2. Бублик, В. А. Гражданско-правовой статус Российской Федерации / В.А. Бублик // Актуальные проблемы правопорядка. – М., 2003. – Вып. 6. – С. 38–44.
3. Загидуллин, М. Р. Казна заплатит ли?.. / М. Р. Загидуллин – Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4. Зеленский, К. С. Гражданская правоспособность государства и государственных образований / К. С. Зеленский // Современные проблемы гражданского права и процесса. – Новосибирск, 2004. – Вып. 2. – С. 19–27.
5. Кондрашов, Ю. Обладать или являться / Ю. Кондрашов – Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
6. Костин, А. В. Взыскание задолженности Российской Федерации за счет казны / А. В. Костин // Законодательство. – 1999. – № 3.
7. Костин, А. В. Интерес публично-территориальных образований в гражданском праве / А. В. Костин // Законодательство. – 2002. – № 3, 4.
8. Кравченко, Т. В. Правовое регулирование участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в коммерческом обороте : автореф. дис. … канд. юрид. наук. – СПб., 2003.
9. Прус, Е. Субсидиарная ответственность публично-правового образования / Е. Прус – Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
10. Пышкин, И. И. Представительство интересов публично-правовых образований в акционерных обществах / И. И. Пышкин // Законодательство. – 2003. – № 10.
11. Пятков, Д. В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях: на примере разграничения публичной собственности / Д. В. Пятков; Ассоциация Юридический центр. – СПб., 2003.
12. Рязанцев, В. Ю. Формы участия публично-правовых образований в соглашениях с хозяйствующими субъектами, совершаемых на товарных рынках / В.Ю. Рязанцев // Проблема правосубъектности. – Самара, 2004. – Вып. 2. – С. 117–120.
13. Сметанин, А. В. Правовое регулирование использования федеральной недвижимости, находящейся за рубежом / А. В. Сметанин // Адвокат. – 2004. – № 5.
14. Суханов, Е. А. Государство и гражданский оборот / Е. А. Суханов // «эж-ЮРИСТ». – 2004. – № 22.
15. Усков, О. Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления / О.Ю. Усков // Журн. рос. права. – 2003. – № 5.
16. Щербакова, Ю. В. К вопросу о министерстве как юридическом лице / Ю.В. Щербакова // Законодательство и экономика. – 2003. – № 10.
Тема 6. Объекты гражданских прав
План
1. Понятие и виды объектов гражданских прав.
2. Понятие и классификация вещей
3. Деньги и ценные бумаги
1. Под объектами гражданского права понимается то, по поводу чего возникают гражданские правоотношения.
Объекты гражданских прав осуществляют функцию удовлетворения определенных потребностей граждан и юридических лиц.
К объектам гражданских прав закон относит:
– движимые и недвижимые вещи, включая деньги, валютные ценности и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;
– работы и услуги;
– информацию;
– охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность);
– нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ).
Вещи как объекты гражданских прав представляют собой предметы и явления материального мира, которые обладают полезными свойствами и которые способны удовлетворять потребности людей.
Деньги – всеобщий эквивалент, платежное средство. Их особенность состоит в том, что они оцениваются в гражданском обороте не количеством денежных знаков, а числом выраженных в этих знаках денежных единиц.
К валютным ценностям относятся иностранная валюта, ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, драгоценные металлы, камни.
Ценная бумага представляет собой документ установленной формы с обязательными реквизитами, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (облигации, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты и др.).
Под работами понимаются действия, направленные на достижение материального результата, который может состоять в создании вещи, ее переработке, обработке или ином качественном изменении, например ремонте.
Услуга представляет собой деятельность, осуществляемую по заказу, которая не имеет материального результата.
Интеллектуальная собственность – результаты интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.
Нематериальные блага как объекты гражданских прав характеризуются тем, что не имеют экономического (имущественного) содержания, неразрывно связаны с личностью субъектов (жизнь и здоровье, достоинство личности), принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Все объекты гражданских прав можно разделить на следующие виды:
– материальные блага – предметы природы, вещи, созданные трудом человека и удовлетворяющие имущественный интерес;
– нематериальные блага – продукты духовного творчества (произведения искусства, науки, изобретения).
В гражданском праве существует такое понятие, как оборотоспособность, которая определяется как возможность граждан свободно распоряжаться объектами гражданских прав путем их передачи другим лицам. Законом установлено правило оборотоспособности объектов гражданских правоотношений.
Все объекты гражданских правоотношений
в зависимости от оборотоспособности делятся на объекты:
– не изъятые из оборота, т.е. объекты гражданских прав, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства, (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом;
– ограниченные в обороте, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, например огнестрельное оружие. Такие объекты определяются в порядке, установленном законом;
– изъятые из оборота, т.е. объекты, оборот которых не допускается на основании закона (земля, недра, воды, ископаемые, ядерное оружие, энергетические природные и другие ресурсы).