Последовательность процесса покупки действующего предприятия
1. Выявление истинных причин продажи предприятия. Эти причины условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся причины, не связанные непосредственно с работой самой фирмы: преклонный возраст или болезнь владельца, желание уйти от дел, сменить направление деятельности или место жительства, семейные проблемы и т.д. Вторая группа причин зависит от результатов деятельности фирмы и определяет доходность предприятия и цену ее продажи: нет роста объема продаж, высокие издержки, плохое местоположение, некомпетентность менеджеров, финансовые потери, нехватка оборотного капитала и т.д.
2. Оценка независимыми специалистами (аудиторами) состояния продаваемого предприятия с учетом износа, текущих рыночных цен, уровня доходности фирмы. Оценка проводится на основании анализа всех статей отчетного баланса и отчета о доходах. Главное на этом этапе – оценка и сопоставление активов и пассивов, а также потенциальная выгодность для покупателя.
3. Сопоставление результатов оценки активов с запрашиваемой продавцом ценой. Как правило, запрашиваемая цена превышает проведенную покупателем оценку стоимости активов фирмы. Окончательная цена будет компромиссом между оценкой стоимости фирмы покупателем и запрашиваемой ценой. На определение окончательной цены повлияют следующие факторы:
· балансовая стоимость фирмы;
· эффективность функционирования бизнеса;
· дополнительные затраты будущего владельца на ремонт, обновление, перепланировку;
· ожидаемая рентабельность бизнеса;
· оценка делового потенциала фирмы;
· состояние рынка недвижимости коммерческого назначения.
4. Составление договора продажи и его государственная регистрация. До подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены сторонами следующие документы:
· акт инвентаризации;
· бухгалтерский баланс;
· заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия;
· перечень всех долгов (обязательств) предприятия с указанием кредиторов, характера, размера и сроков исполнения их требований.
Все эти документы должны быть приложены к договору продажи предприятия.
Договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Покупка франшизы
Франшиза представляет собой вид отношений, основанный на вертикальной интеграции фирм через оригинальную систему контрактов, которые являются разновидностью лицензионного соглашения (франчайзинговое соглашение).
Франчайзинговое соглашение предусматривает передачу разрешения (лицензии) на ведение определенного вида деятельности под торговой маркой и на основе технологии владельца франшизы. Оно заключается между продавцом франшизы (франчайзером), который является обладателем какого-либо перспективного метода производства и торговли, и ее покупателем (франчайзи). В качестве последнего чаще всего выступает небольшая фирма или индивидуальный предприниматель, которым предоставляется исключительное право на определенной территории заниматься бизнесом с использованием товарного знака, технологии и опыта франчайзера.
Существуют три типа франшизы:
· на продажу готового товара (парфюмерия, бензин, автомобили и т.д.);
· на производство товаров из сырья и материалов, купленных у франчайзера, и их сбыт (безалкогольные напитки, мебель и т.д.);
· на вид деятельности – открытие собственной фирмы с использованием названия и профиля головной фирмы, чаще всего в сфере обслуживания и быстрого питания (МакДональдс, пиццерии и т.п.).
Преимущества организации нового дела на основе покупки франшизы:
· приобретение испытанного и имеющего хорошую репутацию метода ведения определенного вида деятельности;
· поддержка франчайзера в ведении бизнеса: рекомендации по управлению бизнесом, по ассортименту, ценовой политике, помощь в подготовке персонала, ведению учета, рекламной деятельности.
Недостатки:
· бизнес не становится полностью собственностью франчайзи;
· франчайзи не может управлять делом по своему усмотрению, так как франчайзер выставляет определенные требования, невыполнение которых может повлечь за собой расторжение соглашения;
· жесткий контроль над деятельностью франчайзи может неблагоприятно сказаться на его бизнесе;
· покупатель франшизы не может распоряжаться всем доходом, поскольку большинство договоров предусматривают какую-либо форму постоянных платежей продавцу в виде или твердой суммы, или доли в процентах от объема продаж, или процента от валового дохода;
· относительно высокая стоимость франшизы.
Аренда предприятия
В соответствии с договором аренды предприятия арендодатель (собственник предприятия) обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, оборудование, запасы топлива, сырья и иные оборотные средства, право на обозначение, товарный знак, знак обслуживания, а также уступить ему права, требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию.
Договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Если иное не предусмотрено договором аренды предприятия, арендатор вправе без согласия арендодателя продавать, обменивать, входящие в состав имущества арендованного предприятия, сдавать их в субаренду и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу при условии, что это не уменьшает стоимость предприятия.
Арендатор вправе без согласия арендодателя вносить изменения в состав арендованного имущественного комплекса, позволившие увеличить его стоимость.
Арендатор предприятия обязан своевременно вносить плату за пользование предприятием как имущественным комплексом в соответствии с договором аренды. При прекращении договора аренды предприятия арендованный имущественный комплекс должен быть возвращен арендодателю в соответствии с положением договора аренды предприятия и ГК РФ.