Финансы профессиональных участников финансового рынка (кредитных и страховых орган-й)

Кредитные орган-и – юрид. Лицо, которое на основе специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ осущствляет банковские операции с целью извлечения прибыли. Кредит. орган-и относятся к коммерческим орган-ям, образуются на основе различных форм собственности и функционируют либо как банк, либо как небанковская кредитная орган-я (выполняет лишь отдельные банковские операции, т.к. не удовлетворяет требов-ям, предъявленным к банковским учреж-ям по достаточности капитала).

Финансы кредит. орган-й - совокупность денежных перераспределительных отнош-й, связанных с формир-ем и использ-ем доходов, накоплений на основе оказания услуг, опосредующих процесс движения денежных ср-в в нац. хоз-ве. Особенности финансов кредитных орган-й: 1)высокая степень гос. регламентации. ЦБ РФ устанавливает знач-е экон. нормативов, регулирующих размер собств. ср-в, устойчивость, платежесп-ть и ликвидность баланса кред. орган-й 2) перераспределительный хар-р, т.к. кредит. орган-и опосредуют процесс перераспр-я фин. Ресурсов как на макро так и микроэкон. уровнях

3)создание и функционир-е сис-мы резервов с целью обеспеч-я устойч-ти и кред. орган-й и кред. сис-мы страны. Финансы кред. орган-й базируются на след. принципах: 1. свободное распоряжение собств. денежными ср-ми в рамках установленных действующим законодательством 2. стремление к получению прибыли 3. уклонение от риска 4. предпочтение устойчивой и эффективной деят-ти на длительную перспективу, краткосрочным результатом 5. обязательное соблюдение установленных гос-вом законодательных норм экон. Нормативов. В распоряжении у кред. орган-й находятся: а)постоянно-собственные ср-ва б)временно-собственные ср-ва, принадлежащие др. субъектам хозяйств-я гос-ва, гражданам.

Соотв-но в составе денежных ресурсов кредит. орган-й можно выделить: собственные ср-ва, включающие уставный капитал, прибыль, резервный и др. фонды, ср-ва, привлеченные кредит. орган-ми в рез-те проведения пассивных операций и используемые для осущ-я активных операций. Эти ресурсы рассматриваются как обязательства кред. орган-и.

Финансовые ресурсы кредитной орган-и представляют собой денеж. доходы, накопления и поступления, являющиеся собственными для банков и небанк. кредит. учрежд-й. Размер финансовых ресурсов непосредственно влияет на деят-ть кред. орган-й: 1)для ведения банковских операций, открытия филиалов кред. орган-я должна выполнять требов-я ЦБ к размеру собственных ср-в 2)величина финн. ресурсов учитыватся при опред-и лимитов по инвестициям и ссудным операциям.

Основу финн. ресурсов кред. орган-й составляет прибыль, которая рассчитывается как разность между доходами и расходами кред. орган-й.

Доходы кредитных орган-й: 1. %, полученные по размещенным кред. ресурсам 2. Плата за расчетно-кассовое обслуж-е клиентов 3. Доходы по операциям с ц.б., иностранной валютой, драг. металлами 4. Доходы от проведения лизинговых и факторинговых операций 5. Доходы от оказания консультационных и посреднических услуг клиентов и т.д. Расходы кред. орган-й: 1. содержание аппарата управ-я 2. Уплата налогов и др. обязательных платежей в бюдж. сис-му 3. Расходы по уплате % по вкладам, по долговым обяз-вам, межбанковским кредитам 4. Оплата услуг банков-корреспондентов 5. Расходы по образов-ю резервов и т.д.

В кред. орган-ях используется фондовая и не фондовая форма использ-я фин. ресурсов. Фондовая форма обеспечивает строго целевое использ-е фин. ресурсов. Нефондовая форма позволяет кред. орган-и оперативно решать различные проблемы, такие как расшир-е филиальной сети, приобретение основных ср-в, материальное стимулирование работников, благотворительная помощь и т.д. Страхование – отнош-е по защите интересов физ. и юр. лиц при наступлении опред. страх. случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страх. взносов, а также за счет иных ср-в страховщиков. Страхование предполагает: 1)необх-ть формиров-я денеж. фондов, за счет которых осущ-ся страхов. Выплаты 2)вероятностный хар-р страх. Выплат 3)перераспред-е ср-в страх. фондов между субъктами страх. отнош-й.

Страх. орган-и явл. юр. лицами как правило создаются в форме коммерч. орган-й функционируют на основе лицензий. Законодательно определены, минимальный размер уставного капитала страх. орган-и, возможные направл инвистир-я активов. Финансам страх. орган-й присущи некоторые специфические признаки: а) специфическим источником ср-в страх. орган-и явл. страх. премия (плата за страх. услуги), которая поступает по договору и явл. привлеченными ср-ми б) в стр-ре финн. ресурсов страх. орган-и значительный удельный вес занимают резервы в) между моментом поступления страх. премии и страх. выплаты может проходить длительный промежуток времени, в связи с чем страх. орган-я получает возможность инвестировать аккумулированную премию, получая инвестиц. доход. Источники фин. ресурсов страх. орган-й: 1)при созд-и страх. орган-й – уставный капитал 2)в процессе функционирования страх. орган-и – доходы от страх. деят-ти, доходы от инвестир-я страх. резервов, прочие доходы.

Фин. ресурсы страх. компаний формируются в виде денеж. Доходов, накоплений и поступлений. Денежные доходы включают: 1. Прибыль от страх. деят-ти, которая опред-ся как разница между доходами и расходами страх. орган-й. Доходы от страх. деят-ти – это страх. премии, поступления ср-в из страх. резервов и т.д. расходы по страх. деят-ти-страх. выплаты, отчисления в резервы. 2. прибыль от инвестиц. деят-ти. В наст. время страх. компании могут вкладывать свои ср-ва в гос. ц.б., облигации, банк. вклады, недвижимое имущ-во и т.д. 3. прибыль по прочим внереализ. операциям (от оказ-я консультационных услуг, сдачи имущ-ва в аренду, штрафы, пени, неустойки) К накоплениям относятся амортизация, ср-ва фин. фондов, созданных за счет прибыли в предыдущие годы. Поступления формируются в порядке перераспределения фин. ресурсов.

Направления использ-я фин. ресурсов страх. орган-й включают: 1)уплату налогов и др. обязательных платежей в бюдж. сис-му РФ 2)расчеты с финансово-кредитными учреж-ми 3)формир-е за счет прибыли резервного фонда в соотв-и с законодательством 4)рост уставного капитала 5)инвестирование свободных фин. ресурсов 6)материальное поощрение сотрудников орган-и. В процессе управления финансами страх. орган-и большое знач-е приобретают следущие вопросы: - установление обоснованного размера платы за страх. Услугу - формир-е адекватных обязат-ам страх. Резервов - передача рисков в перестраховании

- проведение эффективной и инвестиционной политики.

22. Содержание финансов некомм организаций. Формир и использ фин ресурсов некоммерческих организаций.Некоммерческая организация – организация, имеющая извлечение прибыли в кач-ве основной цели деят-ти и не распределяющая полученную прибыль между участниками.Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных целей, охрана здоровья граждан, развитие физ. культуры и спорта, удовлетворение духовных потребностей и т.д.Финансы некоммерческих организаций – отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организации для достижения целей деят-ти, предусмотренных в уставе организации.Финансы некоммерческих орган-й представлены разнообразными финансовыми отношениями:1) с органами гос. власти и местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использ-я2) с другими орган-ми и физич. лицами по поводу формир-я внебюджетных источников доходов. Предпринимательскую деят-ть некоммерч. орган-я может осуществлять лишь в целях, ради которых она создана3) с органами гос. власти и МСУ по поводу выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджет. Фондами4) со своимим работниками по поводу формир-я и использ-я фонда оплаты труда.

В России большинство некоммерч. орган-й созданы в форме бюджетных орган-й, правовой статус которых определен БК РФ.

Бюджетное учреждение-орган-я, созданная органами гос. власти РФ, субъектов РФ, органами МСУ для лсущ-я управленческих соц.-культурных научно-технических и иных функций некоммерч. хар-ра, деят-ть которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. К бюджетным учреждениям остносятся: 1. учреждения общего и профессионального образования 2. здравоохранения и соц. обеспеч-я 3. научно-исследов. Учреждения 4. органы гос. власти и МСУ 5. суды, прокуратура 6. учреж-я обороны, правопорядка и безопасности гос-ва

Отношения с бюджетом: -Для бюджетных учреждений носит двусторонний хар-р (в части получ-я финансирования из бюджета и уплаты налогов в бюджетную сис-му).В случае отсутствия внебюджетных источников доходов учреж-я получают бюджетное финансирование, тем не менее уплачивают налоги и взносы (НДФЛ, страх. взносы)

Если учреж-е помимо бюджетной осущ-ет еще и предпринимат. деят-ть, оно уплачивает налоги, связанные с этой деят-ью (НДС, налог на прибыль, земельный налог..) -Для некоммерч. орган-й иных организационно-правовых норм (общественные и религиозные орган-и, фонды) Отношения с бюджетом также могут быть двусторонним (получение бюджет. ср-в на опред. цели и необх-ть уплаты налогов). Отношения остальных некоммерч. орган-й с бюджетами ограничиваются только уплатой налогов в соотв-и с действующим законодательством.

Формы предоставления бюджетных ср-в: 1)для бюджетных учреж-й – в виде ассигнований на содержание бюджетных чреждений.

Бюджетные ассигнования доводятся до бюджетных учреж-й 2 разными способами: а) через орган управ-я, которому подчинено бюджетное учреж-е – применяется для бюджентных учреж-й, функционирующих в сфере образ-я здравоохранения, культуры и т.д.б) непосредственно самому учреж-ю – применяется в отношении отдельных,особо значимых бюджетн. учреж-й.2)для общественных, религиозных орган-й и фондов бюджетн. ср-ва предоставляются в форме субсидий в рамках выполнения ими федеральных целевых программ.

Отношения некоммерч. орган-й с др. орган-ми и физич. лицами обуславливает формир-е внебюджет. Источников доходов – взносы учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от предпринимательской деятельности. Финансовые ресурсы некоммерч. орган-й представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деят-ти этих орган-й.

Источники формир-я финансовых ресурсов бюджетных учреж-й:1. бюджетные ассигнования 2. Поступления от оказания платных услуг населению 3. Выручка от реализации продукции собственного пр-ва 4. Творческая продукция учреж-й культуры 5. Сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия. 6. Выручка от реал-и основных ср-в и сдачи имущ-ва в аренду.7. выручка от оказания посреднических услуг. 8. Доходы от долевого участия в деят-ти др. орган-ях. 9. Доходы от приобретения акций, облигаций и ценных бумаг. 10. Доходы, связанные с размещением ср-в на текущих счетах в кредитных организациях. 11. Добровольные взносы предпр-й, учреж-й, благотворительных фондов и отдельных граждан.

Направления использ-я финансовых ресурсов бюджетных учреж-й независимо от источника их образования определяются в строгом соотв-и с экономической классификацией ресурсов. Все ресурсы делятся на 2 группы: 1)текущие расходы (расходы на оплату труда с начислениями , приобретение продуктов питания, медикаментов, мягкого инвентаря, оплата коммунальных, транспортных услуг и услуг связи и т.д.) ??? 2)капитальные (затраты на капитальное строит-во, ремонт, приобретение оборуд-я)

Состав расходов и их соотношение различно в учреж-ях разных отраслей. Общим для всех учреж-й явл. приобладание расходов на оплату труда. В настоящее время гос-вом за счет бюджетных ср-в реально финансируется ограниченный состав расходов – расходы на оплату труда с начислениями, стипендии, питание, медикаменты. Финансирование остальных видов расходов (коммунальные услуги, приобретение оборуд-я, капитальное строит-во, кап. Ремонт…) учреж-я вынуждены производить за счет внебюджетных источников ср-в. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Основными источниками финансирования здравоохранения явл. бюджетные ср-ва, ср-ва обязат. и добровольного мед. страх-я и ср-ва, поступающие от оказ-я платных услуг.

За счет ср-в мед. страх-я осуществляется финансиров-е большинства стационарных и амбулаторных поликлинических учреж-й в соотв-и с договорами по ОМС. Бюджетные ср-ва использ-ся только для финансир-я учреж-й, оказывающих помощь при социально значимых заболеваний (инфекционная болезнь, туберкулез, психиатрия), а также учреж-1 скорой мед. помощи, станций переливания крови, родильных домов, домов ребенка. За счет бюджет. ср-в также финансир-ся приобретение дорогостоящего оборуд-я и кап. Ремонт объектов здравоохран-я. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО Финансовые ресурсы учреж-й культуры и искусства формир-ся как за счет бюджет. и внебюджет ср-в. Такие учреж-я как библиотеки, клубы находятся на сметном финансировании и получают ср-ва из бюджетов. Остальные орган-и культуры (театры, филармонии, цирки, выстовочные залы) оказывают большую часть услуг на частной основе. Особенности формир-я и использ-я финансовых ресурсов некоммерч. орган-й иных (кроме бюджетных учреж-й) организационно-правовых форм Источники формир-я финансовых ресурсов:

1. регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов) 2. Добровольные имущественные взносы и пожертвования 3. Выручка от реал-и товаров, работ, услуг 4. Дивиденды (доходы, %), полученные по акциям, облигациям и др. ц.б. 5. Доходы от собственности некоммерч. орган-й 6. Бюджетные субсидии в рамках утвержденных целевых программ. Основные направления использ-я ср-в: а) административно-хозяйственные расходы (расходы по оплате труда с начислениями, аренда, амортизация, расходы на коммунал. услуги и т.д.) б) расходы на выполнение программ и мероприятий в) расходы по осущ-я предпринимательской деят-ти.

Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией.

Финансовый менеджмент — наука управления финансами предприятия, направленная на достижение его стратегических и тактических целей.

Ф. м. - система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия.

Ф. м. - система действий по оптимизации финансовой модели фирмы (баланса фирмы). Ф. м. неотъемлемая часть общей системы управления предприятием, состоящая из двух подсистем (управляемой — объект управления и управляющей — субъект). Субъект включает 5 элементов: 1. Оргструктура. 2. Кадры финансовой службы. 3. Финансовый инструментарий. 4. Информации финансового характера. 5. Технические средства управления организацией. Цели управления финансами:

- устойчивое генерирование прибыли; - рост благосостояния собственников, то есть рост рыночной системы предприятий.

Практический финансовый менеджмент включает следующие области: 1. Оценка положения фирмы в конкурентной рыночной бизнес среде и планирование мер по его неухудщению. 2. Управление текущими денежными расчетами и оптимизация платежно-расчетной дисциплины.3. Управление прибылью и рентабельностью. 4. Управление активами.5. Управление источниками финансирования.

Наши рекомендации