Упрощенная форма бухгалтерского учета

Упрощенная форма бухгалтерского учетаиспользуется только

субъектами малого предпринимательства. В соответствии с Федеральным законом

от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого

предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого

предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном

капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и

религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов

не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим

лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает

25% и средняя численность работников в которых за отчетный период не

превышает следующих предельных уровней:

• в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

• в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

• в оптовой торговле – 50 человек;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности –

50 человек.

Кроме того, под субъектами малого предпринимательства понимаются

физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без

образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности

(многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида

деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или

годовом объеме прибыли.

В зависимости от объема учетной работы руководитель малого

предприятия может:

• создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение,

возглавляемое главным бухгалтером;

• ввести в штат должность бухгалтера;

• передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета

специализированной организации (централизованной бухгалтерии)

или бухгалтеру-специалисту;

• вести бухгалтерский учет лично.

Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом

или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние

бухгалтерского учета. При этом необходимо утвердить:

• рабочий план счетов;

• формы первичных документов, применяемые для оформления

хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы

первичных документов;

• порядок проведения инвентаризаций и методы оценки видов имущества и

обязательств;

• правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями.

Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может

вестись двумя способами по:

1) простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров

бухгалтерского учета имущества малого предприятия);

2) форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского

учета имущества малого предприятия.

Простую форму бухгалтерского учета применяют малые предприятия,

которые совершают незначительное количество хозяйственных операций (не

более тридцати в месяц) и не осуществляют производства продукции и работ,

связанного с большими затратами материальных ресурсов.

При применении этой формы учет всех операций ведется путем их

регистрации только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности (форма №

К-1; табл. 3.11).

Наряду с этим для учета расчетов по оплате труда с работниками по налогу

с физических лиц малое предприятие должно вести ведомость учета

заработной платы (форма № В-8).

Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром

аналитического и синтетического учета, на основании которого можно

определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у

малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую

отчетность. Помимо этого она служит комбинированным регистром

бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием

бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом

из них. Поэтому она должна быть достаточно детальной для обоснования

содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Малое предприятие может вести Книгу учета фактов хозяйственной

деятельности в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости

используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме книги, в

которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае она должна

быть прошнурована и пронумерована.

На последней странице указывается количество содержащихся в ней

страниц, что заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица,

ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также

оттиском печати малого предприятия.

Книга учета фактов хозяйственной деятельности открывается записями сумм

остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по

каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они

имеются.

Затем в графе 3 «Содержание операций» записывается месяц и в

хронологической последовательности позиционным способом на основании

каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого

месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в книге

учета фактов хозяйственной деятельности по графе «Сумма», отражаются

методом двойной записи одновременно по графе «Дебет» и «Кредит» счетов

учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.

В течение месяца на счете 20 «Основное производство» в графе «Затраты

на производство – дебет» собираются данные о затратах на производство

продукции (работ, услуг). По завершении месяца эти затраты в сумме,

приходящейся на реализованную в течение месяца продукцию (работы,

услуги), списываются в дебет счета 90 «Продажи», с отражением

соответственно в графах книги учета фактов хозяйственной деятельности

«Затраты на производство – кредит» и «Реализация – дебет», при этом в графе 3

«Содержание операции» книги учета фактов хозяйственной деятельности

делается запись «Списаны затраты на производство проданной продукции».

Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) выявляется

как разница между оборотом, показанным по графе «Реализация – кредит», и

оборотом по графе «Реализация – дебет».

Выявленный результат отражается в книге учета фактов хозяйственной

деятельности отдельной строкой; в графе 3 делается запись «Финансовый

результат за месяц»; в графах «Сумма», «Реализация – Дебет» (если получена

прибыль) и «Прибыль и ее использование – Кредит» или «Реализация – кредит»

(если получен убыток) и «Прибыль и ее использование – дебет» показывается

сумма финансового результата за месяц.

По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов. По

дебету и кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны

быть равны итогу средств, показанному в графе 4.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и

источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их

виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского

учета имущества малого предприятия. Для учета финансово-хозяйственных

операций малое предприятие, осуществляющее производство продукции

(работ, услуг), может применять следующие регистры бухгалтерского учета:

• ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных

отчислений (форма № В-1);

• ведомость учета производственных запасов и товаров, а также

НДС, уплаченного по ценностям (форма № В-2);

• ведомость учета затрат на производство (форма № В-3);

• ведомость учета денежных средств и фондов (форма № В-4);

• ведомость учета расчетов и прочих операций (форма № В-5);

• ведомость учета реализации (форма № В-6 (оплата));

• ведомость учета расчетов и прочих операций (форма № В-6

(отгрузка));

• ведомость учета расчетов с поставщиками (форма № В-7);

• ведомость учета оплаты труда (форма № В-8);

• ведомость (шахматная) (форма № В-9).

Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из

используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в

одной – по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе

«Корреспондирующий счет»), в другой – по кредиту корреспондирующего счета

и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах

«Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на

основании форм первичной учетной документации о сути совершенной

операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с

соответствующими данными первичных документов, на основании которых

были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности

малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости

(шахматной) по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная

ведомость.

Оборотная ведомость является основанием для составления

бухгалтерского баланса малого предприятия.

Во всех ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в

необходимых случаях – наименование синтетических счетов. В конце месяца

после подсчета итога оборотов ведомости подписывают лица, производившие

записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к

прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного

месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов – красной).

Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного

текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или

суммы. Неправильная запись должна быть зачеркнута так, чтобы ее можно

было прочитать. Всякое исправление ошибки должно сопровождаться

надписью «Исправлено» с указанием даты и подтверждаться подписью лица,

отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.

Тема 1.3. Система внутреннего контроля организации

Наши рекомендации