Каждое решение принимается или по шаблону или является изобретением
Сильное решение — это правильный выбор из тысяч или, иногда, миллионов альтернатив.
Слабое решение это выбор из двух трех банальных и слабых, лежащих на поверхности альтернатив.
В связи с тем что проблемы становились все более сложными и многогранными в 50-е годы в США был создан системный анализ — методология решения проблем.
Как уже говорилось в центре методологии системного анализа находится операция количественного сравнения альтернатив, которая выполняется с целью выбора альтернативы, подлежащей реализации.
П. Никаноров
Но в системном анализе, при всех его достоинствах, поиск альтернатив так и остался слабым местом.
В той степени, в какой многократно повторяющееся рассмотрение альтернатив является существом метода, метод является эвристическим. Пробы и ошибки продолжают существовать, но в рамках формальной процедуры.
Станфорд Л. Оптнер «Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем»
Нельзя позволить себе отдать нахождение сильного решения на волю случая.
Создание сильных решений может и должно являться профессией. Я различаю нахождение решения и его реализацию. Нахождение сильного решения является сложной интеллектуальной деятельностью. Для того, чтобы находить сильное решение, необходима специальная подготовка. Подготовка заключается в тренинге, а не в наборе знаний.
Извините за банальный пример, но интеллектуальное знание, как нужно плавать, на уровне кандидатской диссертации, и умение проплыть сто метров на первый спортивный разряд, существенно разные вещи.
Для умения делать изобретения нужно тренировать навыки, а не набирать знания. Это тренируемо, но очень плохо на сегодня передается через лекции и книги. Наука об изобретениях в бизнесе пока находится на уровне «алхимии».
Каждая наука проходит стадии «алхимии» и «химии». На стадии «алхимии» она старается охватить все многообразие мира одной — двумя формулами. Алхимия, например, смотрела на область, изучаемую ныне химией, как на нечто, третьестепенное, побочное. Алхимики стремились получить философский камень, дающий вечное здоровье, вечную молодость, мудрость, способный оживлять мертвых и превращать любой металл в золото... Психология творческого мышления все еще находится на уровне «алхимии»: пытается простыми опытами овладеть механизмом творчества (всякого!). Созданию общей теории творчества должно предшествовать исследование конкретных видов творчества. Только опираясь на теорию изобретательского творчества, теорию научного творчества, теорию литературного творчества, можно со временем создать общую теорию творчества, которая, в свою очередь, даст новый толчок развитию частных теорий.
Г. Альтшуллер
В конце двадцатого века уже не очень прилично полагаться на «озарения».
Вот вполне «научная» рекомендация как повысить способность к нахождению сильных решений.
Многие известные руководители считают, что для решения наиболее сложных проблем иногда нужно не «ускорять бег», а «остановиться»...
Дэвид Огилви, основатель рекламной фирмы, носящей его имя, пишет: «Я сомневаюсь, чтобы хоть одна компания из ста содержала крупную идею. Меня считают одним из самых плодовитых авторов рекламных идей, но за всю свою долгую рекламную карьеру я не могу насчитать и двух десятков крупных идей. Большие идеи появляются из подсознания. Это верно для искусства, для науки, но и для бизнеса. Однако ваше подсознание должно быть хорошо насыщено информацией, иначе ваша идея будет неподходящей. Напитайте информацией ваш мозг, а затем отключите рациональное мышление. Этому может способствовать длительная прогулка, горячая ванна, полпинты пива. Если линия связи из вашего подсознания открыта, внутри вас вдруг выбьется масштабная идея»
Энтони Рибо президент французской компании «БСН», продающей йогурт в Америке, смог преобразовать ее из компании производившей листовое стекло в фирму, выпускающую потребительские товары. Он советует менеджерам и вполне серьезно принимать ванну. «Что вы делаете, когда принимаете ванну? Во-первых, вы моетесь. Но, во-вторых, вы думаете. ВЫ ДУМАЕТЕ». Это проблема для современных руководителей: слишком многие принимают душ и слишком немногие ванну. Некогда думать»
Идеи приходят, обязательно приходят.
… Мечтал отец Востриков о собственном свечном заводике. Терзаемый видением больших заводских барабанов, наматывающих толстые восковые канаты, отец Федор изобретал различные проекты, осуществление которых должно было доставить ему основной и оборотный капитал для покупки давно присмотренного в Самаре заводика.
Идеи осеняли отца Федора неожиданно, и он сейчас же принимался за работу. Отец Федор вдруг начинал варить мраморное стирочное мыло; наваривал его пуды, но хотя мыло, по его уверению, заключало в себе огромный процент жиров, оно не мылилось и вдобавок стоило втрое дороже, чем «плугимолотовское». Мыло долго потом мокло и разлагалось в сенях, так что Катерина Александровна, проходя мимо него, даже всплакивала. А еще потом мыло выбрасывали в выгребную яму.
Прочитав в каком-то животноводческом журнале, что мясо кроликов нежно, как у цыпленка, что плодятся они во множестве и что разведение их может принести рачительному хозяину немалые барыши, отец Федор немедленно обзавелся полдюжиной производителей, и уже через пять месяцев собака Нерка, испуганная неимоверным количеством ушастых существ, заполнивших двор и дом, сбежала неизвестно куда.
«Двенадцать стульев»
Чем все это кончилось вы, я надеюсь, помните.
Уже создана теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), есть попытки подобраться к теории решения предпринимательских задач. Джордж Сорос назвал свою книгу «Алхимия финансов». Полноценной науки пока нет, но некоторые законы, закономерности найдены. Кое-что, на что можно опираться, уже есть.
Качество изобретений можно оценивать объективно.
У Дага Холла я прочитал хороший метод определения уровня гениальности идеи.
Предложите оценить идею, например по десятибалльной системе, случайным людям. Если идея получает, в основном, низкие и высокие оценки, и практически нет средних, вы обладаете чем-то весьма ценным. То есть если одни говорят, что это полная ахинея, а другие что гениально, значит скорее всего идея сильная. Если большинство оценивает вашу идею как неплохую, значит она слабая.
Еще один критерий. Это ваша эмоциональная реакция — сильное решение радует и пугает одновременно.
Маркетологи говорят, что те материалы, которые больше всего поляризуют аудиторию и являются самыми эффективными. Это относится как к рекламе, так и к публичным выступлениям.
Декан калифорнийского университета Кейт Симонтон:
В результате изучение деятельности 2 036 ученых за всю историю науки было обнаружено, что самым гениальным принадлежат не только наиболее знаменитые и лучшие работы, но и самые худшие». Они просто беспрерывно творили. Временами — удачно, временами нет.
Я думаю, что возможно, самые худшие работы этих ученых, другие люди могли бы назвать гениальными.
Интуицию во многих случаях, а особенно когда мало времени, не удается заменить.
Зигмунд Фрейд разработал уникальный способ активизации интуиции. Он подбрасывал монетку и подсчитывал количество орлов и решек, за и против. Перед этим он решал, что — орел или решка — будет за и что против. Если решение было в пользу «да», но было огромное желание перебросить, то интуитивное решение было ясно и обнаруживало себя.
Даг Холл
Почему простые решения, а сильные решения всегда очень просты, так тяжело даются?
Ж. Санд так отвечает на этот вопрос так: «Простота — это крайний предел опытности и последнее усилие гения».
Приведу пример, который я нашел у И. Викеньтьева, насколько бывают просты очень эффективные решения:
В США в 30 годы жестко конкурировали две фирмы торгующие товарами ширпотреба по каталогам. В семьях на журнальных столиках они обычно лежали друг на друге. Тогда владелец одной из фирм выпустил и стал распространять свой каталог меньшим форматом. И его конкурент прогорел. Почему? Любой нормальный человек кладет книжку меньшего формата на большую…
Еще одно очень простое решение, давшее значительный эффект.
Страховая компания меняет политику и получает значительные прибыли, обнаружив, что 90% дохода поступает за счет 10% страховых взносов.
Принцип Парето, названный так в честь Вильфредо Парето, итальянского экономиста и социолога 19 века, констатирует, что важные вопросы обычно составляют относительно малую часть всей массы вопросов. Джозеф Юран, автор и лектор по управлению, первый употребил термины «жизненно важные в малом количестве» и «незначительные в большом количестве», применяя принцип Парето к огромному разнообразию управленческих ситуаций. Он рассказывает о страховой компании, которая никогда не разделяла страховые взносы в зависимости от их размера, и решила, что это стоит попробовать. В результате выяснилось, что всего 10% страховых взносов приносят компании 90% дохода. И все же на эту маленькую, но жизненно важную для компании группу клиентов, никогда не были направлены ее усилия.
Соответствующее радикальное изменение политики компании принесло значительные прибыли на следующий год.
Питер Дракер
И все-таки, почему же так трудно находить простые решения?
В экономике есть закон, который гласит, что фальшивые монеты вытесняют настоящие монеты из обращения. Если у вас есть фальшивые монеты и подлинные монеты, человек склонен к тому, чтобы первым делом пустить в обращение фальшивые монеты.
Аналогично и со знаниями, настоящие знания люди инстинктивно придерживают и пускают в обращение очень похожие на настоящие, но фальшивые. Сын часто может успешно продолжить дело отца, потому, что отец рассказывает сыну настоящую правду, а не то что выглядит прилично. А если чего-нибудь не знает, старается не ввести его в заблуждение, а так и говорит: «Не знаю».
Люди часто заблуждаются, оценивая что хорошо и что плохо, поверхностно, не заглядывая в суть вещей.
Крестьянин, у которого была лошадь, считался богатым человеком в своей деревне. Ему завидовали. Но когда его лошадь ушла в лес и не вернулась, ему перестали завидовать, а некоторые даже жалели его. Но когда его лошадь вернулась и привела с собой из леса ничейного коня, все снова стали ему завидовать, но когда его сын упал с этого коня и сломал ногу, некоторые перестали завидовать ему. Но когда началась война и всех парней забрали в армию, а его сына не взяли, все снова стали завидовать ему.
Только сам крестьянин не печалился и не радовался.
Владимир Тарасов
К сожалению, большинство знаний лишь похожи на правду, это не знания, а мнения, они сложны и правдоподобны, но они фальшивы. Люди заблуждаются и делятся своими заблуждениями с другими и эти заблуждения передаются из поколения в поколения.
Кроме этого существует специфика в решении предпринимательских задач и для разных задач нужны разные методы
Попробуйте задать вопрос: «Как надо охотиться?» — и вас сразу попросят уточнить, на кого именно охотиться. Микробы, комары, киты — живые существа, на них можно охотиться. Но охота на микробов, комаров, китов — три качественно отличающихся вида охоты. Никто не изучает эти три вида охоты «вообще». В изобретательстве же долгое время изучали творчество «вообще», а выводы по «микробным» изобретениям распространяли на изобретения «китовые», и наоборот.
Г. Альтшуллер
Для того, чтобы прийти к простому решению, нужны особые качества, особые методы.
Простота — это то, к чему человек приходит нелегко.
Вот, что Ошо говорит о простых вещах и их отличии от сложных.
Например, если я спрошу Вас: «Что такое желтое?». Что вы ответите? Желтое — это так просто, в нем нет ничего сложного. Если я спрошу: «Что такое вода?», вы можете ответить: «Н2О», это сложно: есть водород, есть кислород, и поэтому вы можете определить, что такое вода. Но если я вас спрошу: «Что такое желтое?», — то самое большее, вы скажете, что желтое — это желтое. Но это тавтология, она не образует смысла. Что вы будете делать, когда я спрошу вас: «Что такое желтое?»? Вы можете указать на желтый цветок, вы можете указать на желтое восходящее солнце, но вы ничего не говорите, вы только указываете.
На простую вещь можно только указывать; сложная вещь может быть определена, расчленена, проанализирована.
Логика, которая часто бывает полезна, является в то же время опасной, она мешает находить сильные решения. Сильные решения парадоксальны, противоречат логике. Изобретение разрешая противоречие, внутренне противоречиво, оно сочетает в себе лед и пламень, жесткое и мягкое, белое и черное, движение и покой.
Человек пил в течение тридцати лет, разрушал свое здоровье и знал это. Но он не мог прекратить все это, потому что жена была против. Я сказал жене: «Прекрати бороться. Просто разреши ему; и не только разреши ему, делай все, что он захочет. Помоги ему пить. Когда он придет домой, спроси его: «Не хотел бы ты немного выпить?»
Она сказала: «Что вы говорите? Тридцать лет я старалась, а он не прекращал! Теперь мне нужно помогать ему пить?».
Я сказал: «Попытайся. Может быть это ты не давала ему бросать. Он мог бы остановиться, я знаю его. Он любит меня, он приходит ко мне, говорит со мной и плачет; он говорит: «Я знаю, что это неправильно, я разрушаю себя, свою семью, все».
И жена сказала: «Я тоже знаю, что он любит вас, потому что, когда он напивается, то начинает говорить как вы. Но это уже слишком! Посредине ночи в два часа он начинает читать проповедь. И так в течение ровно девяноста минут! И он повторяет вас слово в слово».
Но жена послушалась меня и прекратила говорить этому человеку...
Это было тяжело для нее, поскольку за тридцать лет у нее тоже выработалась привычка «пилить». Муж был озадачен. Он не мог поверить, что жена приносит ему алкоголь, обслуживает его. Он пришел ко мне через неделю. Он сказал: «Что вы сделали с моей женой? Это странно, но внезапно я почувствовал, что пришло время бросить это дело».
Ошо