Государственный налоговый контроль

Гос. нал. контроль – это сис-ма меропр-й по проверке законности, целесообр-ти и эфф-ти действий по форм-ю ден. фондов гос-ва в части нал. дох.; выявлению резервов увел-ния нал. поступлений в б-т и улучш-ю нал. дисциплины. ЗАДАЧИ: обесп-е поступлений в б-ты разных ур-ней налогов и платежей, воспрепятствование уходу от налогов. Осн. критерием эфф-ти НК явл-ся его безусловное соответствие принципам законности, объективности, независимости и др.

Суб-миГНК явл-ся: нал. органы (Фед. нал. служба РФ и ее тер-ные подразд-я), тамож. органы, органы гос. внебюдж. фондов, правоохранит. органы (по запросу нал. органов). Меропр-я НК осущ-ся в отн-и фискально-обязанных лиц (ф.л. и ю.л.), к-рые признаются : Н/пл-ками, пл-ками сборов, нал. агентами.

Выдел-т след формы гос контроля: учет Н\плат-в и плат-в сборов; прием налог отчет-ти; осущ-е налог проверок; контроль за исчисл-ем и уплатой налогов, сборов, пени, штрафов.

Методы НК: осмотр помещ-ий и тер-рий, вызов Н\плат-ка для дачи пояснений, требов-я предъявить док-ты в установл-ый срок, провед-е экспертизы, выемка док-в (предметов).

Учет Н\плат-в – обяз-ть налог органов. Орг-ции и ИП, а т\же др лица, заним-ся частной проф деят-ю обязаны встать на учет в момент гос рег-ции либо в момент получ-я лиц-зии на осущ-е проф деят-ти. Постановка на учет осущ-ся на основе заявл-я.

Орг-я обязана встать на учет: - по месту нах-я (место гос рег-ции);- по месту нах-я недвиж им-ва и трансп ср-в, признав-х объектом облож-я;- по месту нах-я каждого обособл-го подраздел-я.

ИП и лица, заним-ся частной практикой, обязаны встать на учет: по месту жит-ва, по месту нах-я недвиж им-ва и трансп ср-в.

Постановка на учет физ лиц, не яв-ся ИП, осущ-ся налог органами самост-но на основе инф-ции от органов, осущ-х рег-цию физ лиц по месту жит-ва, органов, соущ-х гос рег-ю им-ва и сделок с ними.

При постановке на учет Н\плат-ку присваив-ся ИНН. Доп-но присваив-ся КПП. ИНН и КПП в обязат-м порядке указ-ся во всех док-х, связ-х с исчисл-ем и уплатой Н и С.Налог проверки яв-ся осн и самой действенной формой налог контроля.

Выдел-т 2 вида налог проверок:- камеральные - выездные

Целью налог проверок яв-ся контроль за соблюд-м фискально-обязанным лицом законод-ва о Н и С.

Камерал. проверка:Осущ-ся по месту нах-я налог органа на основе нал отч-ти и др док-в, представл-х в инспекцию в теч-е 3 мес и 10 дн. с даты, устан-ой д\представ-я этой отч-ти. В рез-те осущ-ся визуал контроль за формой и сод-ем отч-ти, а т\же проверка арифм подсчетов. Если выявлены ошибки - треб-я в пояснении или исправлений; треб-я о пред-ии копий док-ов. При обнар-ии Ош состав-ся акт налог. проверки+ извещение о месте и вр.Реш о привл к отв-ти за наруш-е (- в безакцептном порядке, - самост-но упл-ет налог и штраф, - обжалует решение в адм-ом порядке)или об отказе. Инф-я по данным камерал учета яв-ся основой для выездных проверок.

Выезд налог проверки:осущ-ся на основе реш-ий рук-ля налог органа, либо их замов по месту нах-я Н\плат-ка, а в исключит случаях по месту нах-я нал органов. М\б тематич или комплекс, по 1 и тому же налогу.За 1 и тот же период дважды не м\б, за искл повтор проверок. Срок проверк –и 2 мес., в нек сл от 4 до 6мес.; справка о проверке, акт проверки (не позднее 2 мес.); если не согласен то в теч 15 дней возражения и документы.; если согласен с актом, то в теч 10 дн. Решение о рез-ах проверки выносит рук-ль налог. орг: о привлеч. к отв-ти за наруш-е налогового правонарушения (выполнение треб-я об уплате налогов и штрафов в теч 10 дн.) или решение об отказе в привл-ии.

Повтор проверку м/осущ-ть: 1)вышестоящ налог органом в рамках проверки деят-ти нижестоящ органа.2)нал орг, провод проверку, если Н/плат-кпредставил уточнен деклар-ю с указ-ем суммы налога менее ранее заявл-ой. Все меропр-я осущ-ся на основе постановл-я, по рез-м состав-ся акт.

М\б вынесено реш-е о привлеч-ии к отв-ти, либо об отказе привлеч-я к отв-ти.

Налог правонар-е – виновно совершенное противоправ деяние (действие\бездействие) Н\плат-ка или др. лица, за кот НК предусм-т отв-ть.

Виды налог правонар-ий: наруш-е сроков постановки на учет, непредостав-е налог деклар.

Отв-ть за правонар-е – это санкция –это изыскание штрафов. Налог санкция налаг-ся налог органом.

Если есть признаки налог преступ-я (неуплата налогов и сборов в круп и особо круп р-ре), то примен-ся уголов отв-ть (дело перед-ся в правоохр органы). Орг-я, ИП вправе обрат-ся в арбитраж суд д\обжалов-я. Физ лицо, не яв-ся ИП, вправе подать иск в суд общей юрисдикции.

Админ способ: подача жалобы в вышестоящ налог орган, вышестоящ долж лицу.

71.Система обязательных платежей за пользованием природными ресурсами

Ресурсные нал.платежи: * нал-г на добычу полезн.ископаем НДПИ; * водный налог; * сборы за польз-е объектами животн.мира и пользование объектами водных биол.; * зем.н-г.

1. НДПИ Н/пл-ки: орг.з и ИП, признаваемые пользователями недр и получив.лицензию(должны встать на учет) Объект: 1) пол. иск., добытые из недр на тер-и РФ; 2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства; 3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами РФ, наход-ся под ее юрисдикцией.

НБ опред-ся н/пл-ком самост-но в отношении каждого добытого ПИ: а) как кол-во доб.полез.ископ (ДПИ) если специфич.ставка (в руб) б) как ст-ть добполез.ископ.-когда адвароная ставка(%) В учет.полит д/б закреплены метод опред.НБ: прямой (освнов.метод-по данным измер.приб) косвен.метод-по %му содерж.полез.ископ в минер.сырье. Налог. период - календарный месяц.

Ставки –1)0 % по отдельн.операциям (попутный газ; подземных вод, содержащих полезные ископаемые 2) адварон.ставка (от 3,8до17,5%) 3) по нефти и прир.газу ставки устан-ся в руб. и корректир-ся от измен-ния мировых цен 3) если налог-к возместил гос-ву все расх на геолог изучение недр он уплвчив-ет налог с коэф-том 0,7., деклар.способ.Сумма налога по ДПИ исчис-ся как соответ. нал. ставке процентная доляНБ.

Водный н. Н/пл-ки:орг-и и ИП,осущест-щие спец или особое водопольз-е Объекты н/о: 1) забор воды из водных объектов – НБ опред-ся: в тыс.куб.м забранной воды по данным водоизм приб, по времени работы устройств, по нормам водопотреб-я; 2) использование акватории водных объектов – НБ опред-ся в кв.км на основании дог-ров или технич.документации (частные озера, плав.нефт.скважины) 3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики – НБ кол-во выработан эл/энерг в тыс.кв.часов; 4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях – Нб объем сплавляемой древесины в тыс.куб.м на 100км сплава.

Нал.период-квартал.Ставки-дифферен-ся по видам объектообл.,по эк.р-ам, по бассейн рек,озер.(устан-ся лимиты)При заборе воды для населения – 70 руб. с тыс.кв.км.

При заборе воды сверхустновл.лимитов ставка увелич-ся в 5раз.

Порядок исчил-я и уплаты: Деклар.способ, в т.ч. ф.л. Сумма налога по итогам каждого нал. периода исчисляется как произведение НБ и соответ. ей нал. ставка. Налог платится по местонахождению объекта н/обл. Плата- не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим нал.периодом.

Сборы за польз ОЖМ и ОВБР Нал-ки: организ и физ.л, получающие лицензию на изъятие из среды обитания ОЖМ и ОВБР, Вт.ч. морских.млекоп. Объекты облож: объекты ОЖМ по закрытому перечню НК РФ, ОБВР-по открытому перечню рыбных запасов в завис-ти от экон.районов, морск.млекоа-закрытый перечень. Ставки сбораустанавливаются за каждый ОЖМ либо на 1 тонну ОВБР. НБ-кол-во объектов в тонну и на голову.

Установлена ставка 0руб. при изъятии обекта на опред.цели (наприм, при угрозе жизни человека, для промышл.экспертиз). Сбор взим-ся в размере 50% от ставки при изъятии молодняка копыт.жив. в возрасте до года. Поселко или градообразующие рыбохоз.п/п уплач. сбор в размере 15% от ставки в пределах.квот.

Порядок исчисления сборов. Сумма сбораопред-ся как произведение соответ.кол-ва объектов и ставки сбора. Сбор за ОЖМ уплач-ся при получ-я лицензии по месту органа, выдавшего лицензию, за ОВБР уплач-ся 10% до полу.лицензии, оставшаяся часть ранвомерно в теч.срока действ.лицензии ежемесячно по месту гос.регист-ии орг-ии и ИП,ф.л-по месту выдачи.

Плата за недра. Согл.ФЗ «О недрах» уствновлены след.виды платежей: 1) разовые и регуляр платежи за пользование недрами. Разовые уплач-ся при получ-и лицензии, размер платежа опред-ся по ре-там конкурса или аукциона. Регуляр платежи уплач-я ежекв-но в завис-ти от вида деят-ти. 2) сборы за польз-е геолог.инфи о недрах (сумму опред-ет ПравитРФ) 3) Сбор за участие в конкурсе или аукционе 4) Сбор за выдачу лицензии-уплач-ся победителес конкурса.

Плата за польз-ем лесным фондом.Предусмотрена лесным кодексом, плата за использ-е лесов (заготовка древесины, смолы, недревесных рес-ов, пищевых лесных рес-ов и сбор лек трав)

Взымается аренд плата за польз. Лесным фондом. Миним р-р опр-ся ст 73 лесного кодекса. При заготовке древесины в руб на 1000кв. м, в ост случ. Ст-ка платы на 1 кв. км площади лесного уч-ка.

Сумма платы. Не превышающей минимальный р-р, уст-ый лесным код, зачисл-ся в фб. В части превышения миним. Р-ра – в бюдж суб-ов. Если уч-ок нах-ся в бессрочном польз-ии или в аренде – ежегодно под-ся лесная декл-я.

Наши рекомендации