Темы практических занятий. 080501 Менеджмент (по отраслям)
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
080501 Менеджмент (по отраслям)
базовый уровень среднего профессионального образования
г. Тула
2009 г.
ОДОБРЕНА кафедрой экономики, финансов и прикладных дисциплин ЮК РС МПА Протокол № ___ от «___» ______ 200 г. | Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)»(базовый уровень среднего профессионального образования). |
Зав. кафедры экономики, финансов
и прикладных дисциплин ЮК РС МПА А. В. Богданов
Рецензенты:
Преподаватель ЮК РС МПА | С.Б. Морозов |
Зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и кредита Тульского филиала Института управления и бизнеса | С.Я. Боброва |
Автор: Ю.Д. Липатов, преподаватель Юридического колледжа РС МПА.
Пояснительная записка
Программа дисциплины «Бизнес-планирование» составлена на основании Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования).
Дисциплина «Бизнес-планирование» является общепрофессиональной дисциплины для специальности 080501 и устанавливает базовые знания, необходимые студентам для освоения специальных дисциплин и дисциплин углубленной подготовки.
Главными задачами курса «Бизнес-планирование» является изучение основных методов планирования финансовых расчетов для составление бизнес-планов, а также составление конкретного бизнес-плана для предприятия.
Дисциплина «Бизнес-планирование» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении дисциплин «Математика», «Маркетинг», тесно связана с изучением таких дисциплин как «Экономическая теории», «Экономика организации», «Менеджмент», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Бухгалтерский учет».
Целью курса являются:
· сформировать у студентов теоретические знания в области бизнес-планирования;
· научить будущих специалистов использовать бизнес-планирование на практике.
В результате изучения дисциплины студенты должны
иметь представление:
· о взаимосвязях дисциплины с другими общеэкономическими и специальными курсами;
· о роли бизнес-планирования в решении прикладных экономических задач;
знать:
· методику бизнес-планирования;
· структуру бизнес-плана и его составляющие;
уметь:
· осуществлять контроль за разработкой и выполнением бизнес-плана организации и ее отдельных подразделений
· составлять простейшие бизнес-планы;
· оценивать эффективность бизнес-планов;
· использовать справочный материал и информацию в своей профессиональной деятельности.
Данная программа рассчитана на применение таких методов обучения, которые носят теоретико-прикладной характер и могут быть представлены в виде лекций, практических занятий и КГЗ.
Программа рассчитана на 38 часов максимальной учебной нагрузки студентов, в том числе, 32 часов обязательных учебных занятий.
Для углубленного изучения курса, программой предусмотрено время для самостоятельной работы студентов (не менее 6 часов).
Программа включает в себя:
1. Тематический план.
2. Содержание учебной дисциплины.
3. Темы практических занятий.
4. Вопросы к зачету.
5. Рекомендуемая литература.
6. Технические средства обучения.
Итоговый контроль знаний проводится в форме комплексного экзаменас дисциплиной маркетинг.
Тематический план
Дисциплина: Бизнес-планирование.
Специальность: «Менеджмент (по отраслям)» (080501).
Форма обучения: Очная.
№ темы | Наименование разделов и тем | Макс. нагрузка | Аудиторных часов всего, в том числе | Самост. работа (час) | Форма контр. | ||||
Всего | Лек | КГЗ | ПЗ | Зач | Экз | ||||
1. | Структура и функции бизнес-плана. | ||||||||
2. | Этапы бизнес-планирования. | ||||||||
3. | Требования к разработке бизнес-планов. | ||||||||
4. | Составление бизнес-плана. | ||||||||
Зачет | |||||||||
Всего по дисциплине. |
Тематический план
Дисциплина: Бизнес-планирование.
Специальность: Менеджмент (по отраслям) (080501)
Форма обучения: Заочная.
№ темы | Наименование разделов и тем | Количество часов | Форма контр. | ||||||
Всего | Лекций | Практ. | Конс. | Зач. | Экз. | ||||
Всего | Установ. | Итог. | |||||||
1. | Структура и функции бизнес-плана. | ||||||||
2. | Этапы бизнес-планирования. Требования к разработке бизнес-планов. | ||||||||
3. | Консультации | ||||||||
Экзамен | 1к | 1к | |||||||
Всего по дисциплине | 1к |
Содержание учебной дисциплины.
Тема 1. Структура и функции бизнес-плана.
Студент должен знать:
· определение бизнес-плана
· место бизнес-плана в системе планирования.
Студент должен уметь:
· определить структуру бизнес-плана для конкретной области деятельности.
Содержание учебного материала.
Определение бизнес-плана. Место бизнес-плана в системе планирования. Функции бизнес плана. Структура бизнес-плана. Возможности фирмы (резюме). Виды товаров (услуг). Рынки сбыта товаров (услуг). Конкуренция на рынках сбыта. План маркетинга. План производства. Организационный план. Правовое обеспечение деятельности фирмы. Оценка риска и страхование. Финансовый план. Стратегия финансирования. Приложения к бизнес-плану.
Тема 2. Этапы бизнес-планирования.
Студент должен знать:
· этапы бизнес планирования;
· этапы построения модели;
Студент должен уметь:
· разрабатывать стратегию финансирования предприятия.
Содержание учебного материала.
Построение модели. Определение потребности финансирования. Разработка стратегии финансирования. Анализ финансовых результатов. Формирование и печать отчета. Анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации.
Тема 3. Требования к разработке бизнес-планов.
Знать:
· общие требования к бизнес-планам;
· методы оценки бизнес-планов.
Студент должен уметь:
· проводить анализ бизнес-планов.
Содержание учебного материала.
Общие требования к бизнес-планам. Общие требования к бизнес-планам. Факторы, влияющие на оценку бизнес-плана. Методы оценки и анализ бизнес-планов.
Тема 4. Составление бизнес-плана.
Студент должен знать:
· порядок составления бизнес-плана;
· порядок формирования разделов бизнес-плана.
Студент должен уметь:
· составлять простейшие бизнес-планы.
Содержание учебного материала.
Пример составление простейшего бизнес-плана. Возможности фирмы (резюме). Виды товаров (услуг). Рынки сбыта товаров (услуг). Конкуренция на рынках сбыта. План маркетинга. План производства. Организационный план. Правовое обеспечение деятельности фирмы. Оценка риска и страхование. Финансовый план. Стратегия финансирования. Приложения к бизнес-плану.
Виды самостоятельной работы студентов (6 часов): Разработка конкретного бизнес-плана.
Темы практических занятий.
№ п/п | № темы | Содержание практического занятия |
1. | Пример формирования структуры бизнес-плана. | |
2. | Пример. Возможности фирмы (резюме). Виды товаров (услуг). | |
3. | Пример. Рынки сбыта товаров (услуг). | |
4. | Пример. Конкуренция на рынках сбыта. | |
5. | Пример. План маркетинга. | |
6. | Пример. План производства. Организационный план. | |
7. | Пример. Правовое обеспечение деятельности фирмы. Оценка риска и страхование. | |
8. | Пример. Финансовый план. Стратегия финансирования. |
4. Вопросы к экзамену по дисциплине «Бизнес-планирование».
1. Определение бизнес-плана.
2. Место бизнес-плана в системе планирования.
3. Функции бизнес плана.
4. Структура бизнес-плана.
5. Содержание раздела «Возможности фирмы (резюме)».
6. Содержание раздела «Виды товаров (услуг)». Факторы изменения спроса.
7. Содержание раздела «Виды товаров (услуг)». Характеристика товара.
8. Содержание раздела «Рынки сбыта товаров (услуг)». Понятие рынка сбыта товаров. Емкость рынка. Типы рынка.
9. Содержание раздела «Рынки сбыта товаров (услуг)». Конъюнктура и сегментирование рынка.
10. Содержание раздела «Конкуренция на рынках сбыта».
11. Содержание раздела «План маркетинга». Цели и стратегии маркетинга.
12. Содержание раздела «План маркетинга». Ценообразование.
13. Содержание раздела «План маркетинга». Канал сбыта.
14. Содержание раздела «План маркетинга». Методы стимулирования продаж (сбыта).
15. Содержание раздела «План маркетинга». Реклама и паблик рилейшнз.
16. Содержание раздела «План маркетинга». Бюджета и контроллинг маркетинга
17. Содержание раздела «План производства».
18. Содержание раздела «Организационный план». Организационная структура.
19. Содержание раздела «Организационный план». Сведения о персонале.
20. Содержание раздела «Правовое обеспечение деятельности фирмы».
21. Содержание раздела «Оценка риска и страхование». Оценка риска.
22. Содержание раздела «Оценка риска и страхование». Страхование.
23. Содержание раздела «Финансовый план».
24. Содержание раздела «Стратегия финансирования».
25. Содержание раздела «Приложения к бизнес-плану».
26. Этапы бизнес-планирования.
27. Построение модели для бизнес-плана.
28. Общие требования к бизнес-планам.
29. Методы оценки бизнес-планов.
30. Анализ бизнес-планов инвесторами.
Рекомендуемая литература.
Основная
1. Буров В. П., Ломакин А. Л., Морошкин В. А. Бизнес-план фирмы: Теория и практика. М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 2000. 176 с.
2. Уткин Э. А Бизнес-план компании. М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 2000. 96 с.
3. Уткин Э. А., Кочеткова А. И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 1999. 96 с.
4. Маниловский Р. Г., Юлкина Л.С, Колесникова Н. А. и др. Бизнес-план. Методические материалы. 3-е изд., доп. / Под ред. Колесниковой Н. А., Миронова А. Д. М.: Финансы и статистика, 2000. 256 с.
5. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями. Под ред. В. М. Попова. 3-е изд., перераб. и доп. КноРус. М.: ГНОМ и Д, 2000. 360 с.
6. Бизнес-план инвестиционного проекта. / Практическое пособие. Под ред. Иванниковой И А М.: "Экспертное бюро — М", 1997.112 с.
Дополнительная
1. Бизнес-планирование: Учебник. / Под ред. В.М. Попова и СИ. Ляпунова. М.: Финансы и статистика, 2001.
2. П. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. / Пер. с англ. яз. М.: Прогресс, 1985.
3. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. / Пер. с англ. яз. 1992.
4. Управление проектами. Под ред. Шапиро В.Д. Спб.ДваТри 1996.
5. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. / Пер. с нем. яз. М.: Экономика, Интерэксперт, 1995.