Вопрос 16-17-18-19. формы контроля.
Способы конкретного выражения и организации контрольных действий, направленные на выполнение функций контроля, являются его формами. В качестве форм финансово-хозяйственного контроля в РБ в настоящее время выделяют: проверку, мониторинг, аудит.
Проверка и мониторинг регламентируются Указом №510, которым утверждены следующие документы:
- Положение о порядке организации и проведения проверок;
- Положение о порядке проведения мониторинга;
- перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности;
- критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.
Понятие «проверка» введено Указом №510 (ранее применялось понятие «ревизия»). В п.2 Положения о порядке проведения проверок указано, что проверка – форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставляемые законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий. Таким образом, понятия «проверка» и «ревизия» отождествляются, так как они являются формами последующего контроля и у них общая цель – установление законности, достоверности, целесообразности совершаемых операций, выявление нарушений, злоупотреблений, их пресечение и устранение негативных последствий.
В процессе проверок исследуется финансово-хозяйственная деятельность организаций в рамках определенного круга вопросов.
К объектам проверок можно отнести:
• фактическое наличие денежных средств и материальных ценностей - устанавливается посредством инвентаризации, обеспечивающей реальность и достоверность учетных данных, что стимулирует материально ответственных лиц к созданию условий, необходимых для сохранности подотчетных денежных и материальных ценностей. Неизбежность проверки способствует правильному и своевременному документированию движения ценностей;
• финансовые операции, хозяйственные процессы и другие факты финансово-хозяйственной жизни субъекта хозяйствования, отражаемые в первичных документах, учетных регистрах, формах бухгалтерской и статистической отчетности, других источниках информации;
• управленческую деятельность — это организация работы по подбору и расстановке кадров; текущий контроль за исполнением приказов и распоряжений; рассмотрение писем, заявлений, жалоб и предложений; внутрихозяйственный контроль за работой структурных подразделений и подведомственных субъектов хозяйствования.
Субъектами проверок (контролирующими органами) являются государственные органы (их структурные подразделения, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в перечни контролирующих (надзорных) органов (утверждены указами № 510 и № 325).
В настоящее время с учетом принятого порядка осуществления контрольной деятельности в Республике Беларусь можно выделить несколько видов проверок.
В зависимости от контролирующего органа, осуществляющего проверку выделяют вневедомственные и ведомственные проверки.
По объему охватываемых проверкой хозяйственных операций проверки делятся на сплошные (полные), выборочные (частичные) и комбинированные.
В зависимости от места проведения проверки различают камеральную, выездную, рейдовую.
Камеральная проверка проводится специалистами контролирующих органов по месту своего нахождения на основе данных, расчетов, бухгалтерской и статистической отчетности и имеющихся у проверяющего органа документов и сведений.