Бюджетная система и бюджетное устройство
Бюджетная система представляет собой основанную на экон. отношениях и юрид. нормах совокупность всех видов бюджетов.
Бюджетное устройство – это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи её звеньев. В РК бюджеты следующих уровней: респуб бюджет; областной бюджет, бюджет города респуб значения, столицы; бюджет района (города областного значения). В РК может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный гос бюджет. Республ бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных гос органов, подведомственных им гос учреждений и реализации общереспубл направлений гос политики. Респуб. бюджет на соответствующий финансовый год утверждается законом РК. Областным бюджетом, бюджетом города республ значения, столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных гос органов областного уровня, города республ значения, столицы, подведомственных им гос учреждений и реализации гос политики в соответствующей административно-территориальной единице. Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы утверждаются решением Маслихата области, города республиканского значения, столицы. (ИПН, соц налог). Бюджетом района (города областного значения) является централизованный денежный фонд, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов района (города областного значения), подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующем районе (городе областного значения).
Бюджет района (города областного значения) утверждается решением Маслихата района (города областного значения).
Бюджетная система основывается на следующих принципах: 1) принцип единства - применение единых принципов организации и функционирования бюджетной системы, использование единой бюджетной классификации и единых процедур бюджетного процесса в РК;
2) принцип полноты - отражение в бюджете и Нац фонде РК всех поступлений и расходов,;
3) принцип реалистичности - соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам и направлениям среднесрочной фискальной политики и среднесрочного плана социально-экономического развития РКи регионов;
4) принцип транспарентности - обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного закон.РК,;
5) принцип последовательности - соблюдение органами государственного управления принятых ранее решений в сфере бюджетных отношений;
6) принцип результативности - разработка и исполнение бюджета, ориентированного на достижение прямых и конечных результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов;
7) принцип самостоятельности бюджетов - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей компенсации.
8) принцип преемственности – планирование респ и мест бюджетов, основанное на прогнозах соц-эк развития и бюдж программ, базовых расходах.
9) принцип обоснованности – планирование б-та на основе норматив прав актах и др док-в.
10) принцип своевременности - зачисление поступлений в респ и местные бюджеты, на контрольный счет наличности Нац фонда РК и перевод их на счета Правительства в Национальном Банке РК.
11) принцип единства кассы - зачисление всех поступлений в бюджет на единый казначейский счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого казначейского счета в национальной валюте
12) принцип эффективности - разработка и исполнение бюджета исходя из необходимости достижения наилучшего прямого результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижения прямого результата с использованием меньшего объема бюджетных средств
13) принцип ответственности - принятие необходимых административных и управленческих решений, направленных на достижение прямых и конечных результатов и обеспечение ответственности администраторов бюджетных программ и руководителей государственных учреждений за принятие решений, не соответствующих законодательству Республики Казахстан