III. Устранение двойного налогообложения
Великобритания является участницей более 100 соглашений об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения направлены на устранение двойного налогообложения в процессе экономического сотрудничества с другими странами и предотвращение применения мер фискального характера в отношении деятельности британских компаний за рубежом. Кроме того, такие соглашения содержат положения о мерах противодействия избежанию от уплаты налогов и сокрытию доходов.
В условиях Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15 февраля 1994 года действует следующий принцип устранения двойного налогообложения.
Статья 22.
- С учетом положений законодательства Соединенного Королевства в отношении разрешения зачета против налога Соединенного Королевства налога, уплачиваемого вне его территории (которые не затрагивают общего принципа):
- Налог Российской Федерации, уплачиваемый согласно ее законодательству и в соответствии с настоящей Конвенцией непосредственно или путем вычета, на прибыль, доход или прирост стоимости имущества, полученных из источников в Российской Федерации (исключая в случае выплаты дивидендов налог, уплачиваемый в Российской Федерации в отношении прибыли, из которой выплачиваются такие дивиденды) должен быть зачтен против любого налога Соединенного Королевства, начисленного на ту же прибыль, доход, или прирост стоимости имущества.
- В случае, если дивиденды выплачиваются компанией, которая является лицом с постоянным местопребыванием в Российской Федерации, компании, которая является лицом с постоянным местопребыванием в Соединенном Королевстве и которая контролирует прямо или косвенно по крайней мере 10 процентов участия в компании, выплачивающей дивиденды, сумма зачета будет включать (в дополнение к любому российскому налогу, зачитываемому в соответствии с подпунктом а) настоящего пункта), налог, уплачиваемый компанией в отношении прибыли, из которой выплачиваются дивиденды.
- Если лицо с постоянным местопребыванием в Российской Федерации получает доход из Соединенного Королевства, который в соответствии с положениями настоящей Конвенции может облагаться налогом в Соединенном Королевстве, сумма налога на этот доход, уплачиваемый в Соединенном Королевстве подлежит зачету при уплате этим лицом налога на доходы в Российской Федерации. Однако размер засчитываемой суммы не может превышать сумму налога на доход, исчисленную в Российской Федерации в соответствии с ее налоговыми законами и правилами.
- Для целей пунктов 1 и 2 настоящей статьи прибыль, доход и доход от прироста стоимости имущества, которыми обладает лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, которые могут облагаться налогами в другом Договаривающемся Государстве в соответствии с настоящей Конвенцией, будут рассматриваться полученными из источников в этом другом Договаривающемся Государстве».
IV. Налоговые вопросы в Бюджете Великобритании на 2003/2004 финансовый год
Следует отметить, что налоговая система эффективно используется Правительством Великобритании для реализации своих экономических приоритетов. В рамках бюджета 2003/2004 финансового года Правительство Великобритании предусмотрело ряд мер в сфере налоговой политики, направленные на стимулирование национальных производителей.
Несмотря на сложности развития британской экономики и прогнозы о необходимости массового повышения правительством налогов, Бюджетом не предусматривается увеличение налогов на доходы от прироста капитала, сборов с авиапассажиров и страховых ставок, до октября отложено повышение налога на бензин (на 1,28 пенса).
Как показывают оценки, реализация бюджетных инициатив Правительства потребует увеличения налогов суммарно на 1,18 млрд. ф. ст., в том числе за счет увеличения акцизов на табак, пиво, вино на 0,3 млрд. ф. ст. В то же время с учетом запланированного ранее сокращения ряда налоговых платежей в размере 1,22 млрд. ф. ст. реальная налоговая нагрузка сократится на 0,04 млрд. ф. ст.
Особое внимание в бюджете уделено поддержке малого бизнеса, внедрению в производство достижений науки и техники. По оценкам британских экспертов, отставание их страны от США по уровню производительности труда (на 20-30%), на треть объясняется, прежде всего, недостаточным вниманием малого бизнеса к НИОКР. Именно поэтому в бюджете предложена серия льгот для вышеназванной группы предприятий по налогообложению средств, направляемых на исследования и разработки, в том числе за счет расширения перечня расходов, относимых к ним.
В числе других мер в бюджете названы упрощение уплаты НДС, расширение доступа малых предприятий к источникам финансирования, отмена ряда административных требований, выполнение которых связано с относительно крупными финансовыми затратами (например, проведение независимого аудита).