Методы управления активами
Характеристика активных операций.
Активные операции - это операции, связанные с размещением банковских ресурсов. Под управлением активами понимают пути и порядок размещения собственных привлеченных средств.
Цель управления активами - обеспечить оптимальное для данного банка сочетание доходности и ликвидности. Существует противоречие между ликвидностью и доходностью, разрешение которой является основной проблемой рационального размещения ресурсов коммерческого банка. Для достижения названной цели банк должен формировать такую структуру активов, которая обеспечивала бы:
- поддержание ликвидных средств в размере достаточном для своевременного выполнения всех его обязательств;
получение доходов в объемах, позволяющих покрывать все необходимые расходы банка, формировать
резервы и прибыль на уровне, удовлетворяющем интересы акционеров.
2. Структура активов с точки зрения ликвидноси и доходности. По уровню ликвидности все активы банка можно подразделить на четыре группы - ликвидные активы, инвестиции, ссуды и материальные активы.
Ликвидные активы - это активы, которые в короткий срок и с минимальными потерями могут быть обращены на погашение обязательств банка. В практике зарубежных банков ликвидные активы подразделяются на резервы первой очереди (кассовая наличность, остатки на счетах в ЦБ и на корреспондентских счетах в других коммерческих банках) и резервы второй очереди, в качестве которых обычно выступают краткосрочные высоколиквидные государственные ценные бумаги местных органов власти. Состав ликвидных активов (Лат) и высоколиквидных активов (Лам), регламентируется Инструкцией ЦБР . N 139.
Инвестиции - это вложения банка в ценные бумаги и участие в хозяйственной совместной деятельности. В практике зарубежных банков ликвидность банковских инвестиций считается более высокой, чем ликвидность ссуд. Ликвидность ссуд обычно определяется сроком до их погашения, поэтому краткосрочные ссуды ликвиднее, чем долгосрочные, но ликвидность последних может быть повышена на основе использования ступенчатых графиков их погашения.
Материальные активы - это банковские здания, оборудования, средства телекоммуникаций и т.п. Их назначение - обеспечить условия для банковской деятельности. Они отличаются чрезвычайно низкой ликвидностью (но при необходимости могут быть проданы и обращены в ликвидные средства), не приносят банку дохода.
С точки зрения доходности активы делятся на три группы:
1) доходные (ссуды, инвестиции, вторичные резервы)
2) недоходные (кассовая наличность)
3) условно-доходные (материальныеактивы)
Структура активов с точки зрения рискованности.
С точки зрения риска активы делятся на пять групп.
Состав и порядок расчета активов, взвешенных с учетом риска, регламентируется Инструкцией ЦБР № 139
См положение инструкции http://base.garant.ru/70286876/2/#friends
Методы управления активами
Под управлением активами понимают пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств с целью получения дохода и обеспечения ликвидности коммерческого банка. Применительно к коммерческим банкам - это распределение наличных денег, ссуд, инвестиций в ценные бумаги и другие активы. Особое внимание при размещении средств уделяется ссудным операциям и инвестициям в ценные бумаги. Размещение банковских средств в различных видах активов зависит от существующих законов и регулирующих актов, необходимости поддерживать высокий уровень ликвидности и потребности получать достаточно высокий доход. В попытках разрешить проблему "ликвидность - прибыльность" обозначились три подхода к управлению активами, различающихся тем, на что делается упор в самом процессе управления активами:
• метод общего фонда средств;
• метод распределения активов или конверсии средств;
• математический метод, как правило, с применением ЭВМ.
Ни один из методов нельзя считать идеальным, поскольку у каждого из них свои достоинства и недостатки. В любом из методов имеются элементы, которые можно использовать при решении конкретных проблем отдельного коммерческого банка.
В управлении активами российских коммерческих банков просматривается общая закономерность – чрезмерная ориентация на один из оправдавших себя методов, например на формирование общего фонда денежных ресурсов. В этом случае в одном фонде мобилизуются все средства, поступающие в банк из самых разных источников, включая собственный банковский капитал, вклады до востребования, сберегательные, срочные и т. д. В зависимости от установленных приоритетов эти ресурсы распределяются между активами, которые управляющий коммерческого банка определяет как наиболее прибыльные, ликвидные.
Задачей номер один при определении структуры размещения средств является установление их доли, выделяемой в качестве первичного резерва, который выступает основным источником ликвидности коммерческого банка. Он может быть использован для немедленных выплат, например, изымаемых вкладов и расчетов. В большинстве случаев в роли первичных резервов (т.е. мгновенно ликвидных актов) представлена кассовая наличность, средства на счете фонда обязательных резервов в Центробанке, средства на корсчете. Величину средств, включаемых в первичные резервы, определяют на основе отношения суммы наличных денег и приравненных к ней средств к общей сумме активов. Обычно около 15% средств, поступающих в банки, рекомендуется использовать как кассовую наличность. На практике в большинстве случаев этого не происходит, то есть сумма этого резерва значительно ниже.
Важной задачей при размещении средств является также создание вторичных резервов общего фонда средств. Они также играют немалую роль в обеспечении ликвидности коммерческих банков, создавая при этом определенный доход. Имеется в виду портфель первоклассных ценных бумаг и средства на ссудных счетах. В большинстве случаев их легко превратить в наличность, пополняя первоочередные резервы. Объем вторичных резервов определяют установлением определенного процента от общего объема средств, руководствуясь при этом темижефакторами, под воздействием которых изменяются вклады и ссуды. При значительных колебаниях объемов вкладов в банке, спрос на кредит и вторичный резерв должны быть весьма существенными.
Третий этап размещения средств - формирование портфеля кредитов. Аксиома банковского бизнеса гласит: после того, как банк обеспечил первичные и вторичные резервы, он имеет право остаток средств использовать для предоставления ссуд своим клиентам, это самая важная часть банковских активов, поскольку приносит наибольший доход (около 80%). Но в то же время ссудные операции являются одновременно и самым рискованным видом банковской деятельности.
И наконец, в последнюю очередь при размещении средств, после удовлетворения потребностей заемщиков в кредитах, появляется возможность формировать портфель инвестиций: направлять деньги в долгосрочные проекты, "длинные" межбанковские кредиты, первоклассные ценные бумаги и т. д. Назначение портфеля инвестиций - приносить банку доход и быть дополнением резерва второй очереди. При использовании метода общего фонда средств для управления активами у банка имеются широкие возможности выбора категорий активных операций, что, естественно, положительно. Негативным моментом выступает отсутствие четких критериев распределения средств по различным видам активов. Здесь характерны существенные отличия по требованиям к ликвидности по вкладам до востребования, сберегательным и срочным вкладам, основному капиталу. Для принятия правильных решений банкирам необходимы глубокие знания, опыт и интуиция.
Многие российские банки сейчас довольно интенсивно активно стали внедрять в управление активами математические методы, что позволяет оперировать одновременно и активами, и пассивами с учетом ликвидности, прибыльности сделок и т. д. Но и здесь есть подводные камни. Далеко не все управляющие банков способны на современном уровне определять задачи, решаемые на основе, например, линейных или квадратичных моделей программирования. Необходимо профессионально разобраться в результатах вычислений, в многоплановом значении различных состовляющих управления. К тому же экономическаая нестабильность России мешает эффективному использованию матемаатических методов в управлении.
Таким образом, выбор метода управления активами зависит от конкретных условий , в которых работает банк, целей которые он ставит перед собой, и, конечно, компетенции руководства банка. Но при использовании любого метода управления активами, выходя на рынки кредита, покупая и продавая ценные бумаги, предоставляя своим клиентам разнообразные услуги по осуществлению денежных расчетов, выдаче гарантий и т.д., банки должны постоянно контролировать состояние своих пассивов, наличие свободных денежных средств, сроки востребования депозитов, стоимость привлекаемых капиталов и сбережений.