Понятие бюджетной компетенции

В России как федеративном государстве с наличием местного самоуправления бюджетное право формируется и реализуется, главным образом, с участием таких субъектов права как Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования.

.Характеристикой правосубъектности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований является их бюд­жетная компетенция. Иначе говоря, основная функция бюджет­ной компетенции вышеназванных субъектов — характеристика их право- и дееспособности в сфере бюджета. В этом смысле для Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований бюджетная компетенция имеет столь же важное значение как, например, для налогоплательщика — физического лица ха­рактеристики его налоговой правосубъектности — права и обя­занности, а также возраст наступления налоговой дееспособности (16 лет), закрепленные в НК РФ.

Понятие «компетенция» применимо не только к общественно-территориальным образованиям как субъектам права, но, в пер­вую очередь, к государственным органам и органам местного самоуправления. Под компетенцией государственного органа по­нимают круг осуществляемых им управленческих функций (предмет ведения) и объем необходимых для их реализации пра­вомочий (обязанностей и прав). Таким образом, бюджетная ком­петенция Российской Федерации, субъектов федерации и муни­ципальных образований складывается из двух составляющих:

а) предметов ведения, т.е. круга управленческих функций, осуществляемых этими субъектами в области бюджета, и б) бюджетных правомочий (обязанностей и прав) этих субъектов.

Права и обязанности, составляющие компетенцию органа, в том числе бюджетную, традиционно определяются в науке как полномочия соответствующих субъектов. Для государственного органа все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права в классическом понимании, т.е. такие, которые он может использовать или не использовать исключительно по собственному свободному усмотрению, а «служение государству», т.е. в широком плане — выполнение своих обязанностей перед ним.

О компетенции Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований можно судить только на основе анализа законодательства. Речь идет прежде всего о Конституции РФ, устанавливающей, что в ведении РФ находится федеральный бюджет (п. «з» ст. 71). Кроме того, бюджетную компетенцию устанавливает Бюджетный кодекс РФ; Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»; законодательные акты субъектов РФ, регулирующие бюджетные отношения; постановления представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения, и др.

Специальную регламентацию бюджетная компетенция Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований получила в БК РФ, в главе второй которого определены предметы ведения вышеназванных субъектов в области бюджете. Конкретные же полномочия данных субъектов не выделены н отдельную главу, а содержатся в различных главах БК РФ. Например, в ст. 7 БК РФ установлено, что к ведению РФ в области регулирования бюджетных отношений относятся «разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, и также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации». Конкретизиция этого предмета ведения РФ осуществляется через правомочия (обязанности и права) РФ, Которые зафиксированы, в частности, в ст. 52 БК РФ, предусмат­ривающей, что «собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый и год...». Равным образом, в рамках вышеуказанного предмета ведения Российская Федерация имеет право оказывать финансовую помощь из федерального бюджета бюджетам субъектовРФ в формах, указанных в ст. 133 БК РФ, а именно: в форме предостав­ления дотации, субвенций, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд.

Бюджетная компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований, являясь характеристикой право- и дееспособности этих субъектов, приходится одновременно на долю представляю­щих их органов. Это обусловлено тем, что ни Российская Федера­ция, ни субъекты РФ, ни муниципальные образования не могут самостоятельно (как явления) реализовать свою дееспособность без помощи конкретного органа. В связи с этим, бюджетная ком­петенция Российской Федерации, субъектов РФ и муниципаль­ных образований в части бюджетных правомочий (прав и обязан­ностей) фактически принадлежит органам (государственным и муниципальным), представляющим РФ, субъекты РФ и муници­пальные образования в конкретных правоотношениях и, таким образом, реализующим их бюджетную компетенцию.

К числу органов, на долю которых приходится бюджетная дее­способность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципаль­ных образований и которые, таким образом, реализуют бюджетную компетенцию этих субъектов, относятся:

— представительные органы государственной власти и мест­ного самоуправления, рассматривающие, утверждающие бюдже­ты, а также отчеты об их исполнении;

— исполнительные органы государственной власти и местно­го самоуправления, осуществляющие учет доходов и расходов бюджетов.

Бюджетной компетенцией обладают не только общественно-территориальные образования как субъекты бюджетного права, но и органы государственной власти и местного самоуправления как самостоятельные субъекты бюджетного права, а также Банк России. В этом случае правоспособность и дееспособность субъек­та бюджетного права приходится на долю одного лица — того ор­гана, который наделен бюджетной компетенцией.

К сожалению, БК РФ не делает различий между общественно-территориальными образованиями (Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями) как субъек­тами бюджетного права и прочими субъектами бюджетного

права. В БК РФ компетенция Российской Федерации, субъектов ГФ и муниципальных образований раскрывается через полномо­чия органов, на долю которых приходится дееспособность этих субъектов. Поэтому на основе анализа одного лишь БК РФ невоз­можно четко разграничить компетенцию органов государствен­ной власти и местного самоуправления как самостоятельных субъектов бюджетного права и компетенцию общественно-терри­ториальных образований как субъектов бюджетного права. Для !ггого необходимо привлечение дополнительной научной инфор­мации.

Наши рекомендации