А коллективное поклонение и музыкальное прославление? Разве нам не нужно переживать эту динамику?
Ясно, что «коллективно прославление» - это не новозаветный термин. Ясно, что первые три века не было органов, хоров и специальной хоровой одежды. Также не было стиля рок-группы и с громкой музыкой, прыганием, танцами и лидером, ведущим себя как эстрадный артист. С этим относительно недавним феноменом также появились термины – «коллективное помазание», «явление славы Божьей», «вес славы», «построение жертвенника из прославления, чтобы снизошел огонь Бога», и т.д. Эти выражения подразумевают, что больше исцеления и освобождения появляется в атмосфере, когда люди переживают это совместное поклонение и «явление славы Божьей».
Правда? А большая ли разница между ощущениями «коллективного помазания на прославлении» и ощущениями на рок-концерте или футбольном матче?.. Все переживания такого рода подразумевают толпу людей, в унисон сфокусированную на чем-то одном, скандирующую, поющую и переживающие единство с рядом находящимися. Все религии делают уклон на силе единства и силе количества присутствующих. Тем не менее, вероятность, что Бог ответит на просьбу, не повышается в зависимости от количества людей в молитве! Иаков говорит, что «усиленная молитва праведного может много» и приводит в пример Илия (Иакова 5:16-17). Бог нас слышит не в зависимости от количества людей и количества повторений одного и того же. Нас Бог слышит благодаря смирению и отношениям с Иисусом.
Как мы понимаем это «коллективное помазание»? Дэррен Браун, британский иллюзионист, бывший когда-то харизматическим верующим, сказал бы, что православные используют свечи, благовония и повторяющиеся песнопения и фразы, чтобы ввести людей в состояние легкой эйфории, которую дальше они расценивают, как присутствие Бога, «достигнутое» ритуалами. Дэррен сказал бы, что харизматы используют живое ритмичное прославление, танцы и повторяющиеся провозглашения, чтобы ввести людей в похожее состояние эйфории и расположенности к «ощущениям», которые расцениваются как присутствие Бога, «достигнутое» такими действиями. Интересно!
Когда-нибудь задумывались, почему так много людей, свидетельствовавших, что получили исцеление на массовых евангелизациях, вскоре его теряют? Он бы сказал, что атмосфера собрания создает эйфорическое состояние или легкий гипноз, когда толпа открыта для внушаемых ощущений типа «Чувствуйте помазание!», «Вы себя уже лучше ощущаете?». В состоянии гипноза боль почти не ощущается. Как только проходит это состояние, боль возвращается и вы «теряете свое исцеление». Вы теряете исцеление, которого даже и не получали.
С каких пор «поклонение» стало часом или двумя интенсивного пения, которое ведется профессиональной музыкальной группой? Когда целью такого пения стало вхождение в эйфорическое состояние? Поклонение в Новом Завете – это жизнь, положенная пред Иисусом в жертвенном послушании.
«Итак, умоляю вас, братья, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная» Римлянам 12:1 — 2.
Нет ничего в Писании, говорящего об эмоциональных ощущениях, которые достигаются часом пения. В этих стремлениях к ощущениям мы соображаемся миру. Мы ищем эмоциональных переживаний и часто имеем мало стремления на самом деле послушаться Иисусу, как только выходим их этого состояния. Все ли коллективное поклонение плохо? Конечно нет! Каждый ли там находится для того, чтобы заниматься эмоциональным самоудовлетворением и «прорывами»? Конечно, нет. Тем не менее, смысл в том, что это полностью вне Нового Завета и наставлений от Иисуса. Все вещи, которые являются сверхъбиблейскими или внебиблейскими, заканчиваются в проблемах, независимо от того, насколько прекрасными намерениями они начинались.
Понимание, стоящее за этим коллективным поклонением, разрушительно для Новозаветных реалий.
1. Поклонение как особенное событие в здании, которое ведется профессиональными музыкантами, помещает нас назад в религиозный режим, одинаковый для всех религий. Оно превращает поклонение в эстрадное выступление, шоу, где цель - эмоциональные переживания, его «качество» и приемлимость оценивается людьми. Человек в центре. Это – религиозный гуманизм.
2. Поклонение как выступление и специальное событие обосновывается Ветхозаветным порядком. В Ветхом Завете Бог жил в скинии и затем в храме. Его огонь опускался и уходил. Святой Дух спускался и уходил. У них были священнические классы, чьей единственной задачей было поклоняться в шесть смен. Эти Ветхозаветные реалии импортированы в наши современные переживания поклонения, и используется язык приглашения Святого Духа, снисхождения Духа посредством превозношений с уст различных звезд, якобы имеющие способность служить и передавать помазание. Мы с головой переносимся в Ветхий Завет. Новозаветная реальность – «Христос в вас, надежда славы»!
3. Слова, которые часто употребляются в такого рода мероприятиях, - Бог встречает только жаждущих и что нам нужно быть жаждущими и отчаянными по Богу. Бог действительно встречает жаждущих и мы все переживали Его наполнение и обновление, когда искали Его в состоянии сокрушенности и разбитости.
Однако этот язык с легкостью становится Ветхим Заветом. Например «мы должны воззвать к Богу, чтобы Он пришел и встретился с нами». «Мы должны построить жертвенник, чтобы снизошел огонь». Все эти выражения несут в себе элемент эмоционального возбуждения и атмосферы ожидания, что непременно что-то произойдет.
Что с этим не так? Может быть, не очень много, но если это откидывает нас в мышление Ветхого Завета, мы переживаем проблемы. Они имели видные очам переживания присутствия Бога в том завете потому, что Бог не мог жить в Своем народе, внутри них. А на высоты ходят язычники! Бог где-то там. Сравните же этот язык отдаленности Бога с этой молитвой:
«Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всей полнотой Божьей. А тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, о чем мы просим, или о чем помышляем, тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (Эфесянам 3:14-21).
Будь то большое или маленькое собрание, некоторые получают исцеление, а некоторые нет. Чудеса исцеления, которые остаются надолго, зависят от сердца получателя больше, чем от места, где они происходят. Мы видели и слышали свидетельства о чудесных исцелениях, произошедших по молитве святых за своих друзей где-то в домах, на кухнях, на улице. Не было профессиональной музыки. Не было особой атмосферы. Была только тихая вера во Христа, живущего в них, и помазание Святого Духа, трудящееся и пребывающее обильно в них, потому что Он любит людей и любит приносить славу Иисусу.
Исцеление от Иисуса остается, не уходит.
Истинное поклонение – это жизнь, которая постоянно и во всех сферах живется во славу Бога. Истинное поклонение не означает музыку или толпу. Новозаветное поклонение было вечерей любви – ужином, когда они служили и ждали друг друга. Оно не было связано с созданием атмосферы или ожиданием, чтобы что-то снизошло.
Поклонение было основано на Христе внутри человека и как мы почитаем друг друга, будучи храмами Святого Духа.
Все речи вокруг жажды и голода по Богу – злоупотребление одного из блаженств, когда Иисус говорит: «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся», Матфея 5:6. «Правда» здесь может быть переведена как «справедливость», или «социальная справедливость». В данном случае это не индивидуалистичная, личная, внутренняя святость, а правильные взаимоотношения, справедливость в отношении обездоленных, обеспечение для сирот и вдов.
Если это та правда, которую вы ищите, то для этого не нужно идти на собрание! Вы это делаете в реальной жизни, на улицах. Вы ищите Иисуса в наименьших мира сего.
Если вы жаждете Иисуса, то даже Сам Иисус сказал, что Он больше не с теми девяносто девятью, которые пребывают в безопасности, но с тем, кто заблудился (Луки 15:4). Вы все также идете на улицы!
Что делал Павел, ища Бога? Он не пошел в Иерусалим, где были лучшие собрания. Он пошел в пустыню. Что делал Иисус? Он проводил ночи в молитве. Он выходил ранним утром и молился. Хотите Бога? Идите туда, где можете искать Бога без отвлечений, прерываний, отклонений. Встретьтесь с Ним в храме сердца своего. Встретьтесь с Ним в тайном месте. Христос – в вас, надежда славы (Колоссянам 1:27).
Жаждать и ревновать по Богу может означать разное, но не хождение по нескончаемым собраниям. В это вас хотят заставить верить некоторые проповедники пробуждения (зарабатывающие деньги, проводя собрания и конференции с толпами и концертами). Бегание по собраниям не доказывает, что вы жаждете. Но это определенно доказывает, что вы купились на религиозную культуру, сфокусированную на экстатических собраниях, проводимыми харизматическими личностями.
Что по поводу постоянной, глубокой пасторской заботы? Нужно ли нам прилагать усилия, удостоверяясь, что люди действительно идут с Богом? Как можно быть с человеком мира ненадолго и оставить их?
Новый Завет показывает, что Павел редко оставался надолго в местах. Он был долго в Эфесе - два года, и то со свидетельством, что это в результате этого пребывания «все жители Асии услышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (Деяния 19:10). Училище Тирана было скорее всего местом у тротуара недалеко от борделя, где Павел мог взаимодействовать с малыми группы. Как оттуда могли все жители Асии услышать слово Господа оттуда? Павел делал учениками тех, кто был на том месте и после этого они шли служить, а на их месте уже появлялись другие. Эти ученики шли по всей Асии, поэтому вся Асия слышала. Динамика была послать и достичь преумножения, а не привлечь на одно место новых и раздуть прибавлением.
Павел понимал, что закладывал основание Христа в их жизнях и затем вверял их Христу, высылая их. Послушайте Павла в 1 Коринфянам 3. Вся глава – мощное подтверждение действия Бога а жизни Своего народа. У Павла была полная вера в Божью способность действовать. Посмотрите на эти фразы о труде Бога:
«Господь дает каждому»
«а все Бог возращающий (дающий рост)»
«ибо мы – соработники у Бога»
«вы Божья нива»
«вы – Божье строение»
«все – ваше»
«вы – Христовы, а Христос – Божий».
«я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос».
Куда бы он ни шел, Павел закладывал такое основание и знал, что его задача была выполнена. Он мог оставить церковь после трех или четырех месяцев и доверять, что Бог продолжит строительство на нем. В чем было это основание? Основание было Христос.
Иисус умер, чтобы вы могли быть в Нем. Иисус умер, чтобы вы могли слышать Его голос. Иисус умер, чтобы вы могли быть наполнены Его Духом. Иисус умер, чтобы Он мог показать вам Своего Отца. Иисус умер, чтобы быть вашей главой. Иисус умер, чтобы Его слава была вашим покрытием и защитой. Иисус умер, чтобы быть единственным посредником между вами и Богом. Иисус умер, чтобы дать вам власть в Его имени.
Павел после этого позволял людям своим строить на том основании. Он не пытался защитить их от ошибок. Он не нянчился с ними с неотлучной заботой мамочки. Он был им отцом. Огонь откроет, что они построили. Если они разрушили то, что строил Бог, Бог разрушит их. Павел не брал никакой ответственности за то, что строил другой человек. Он поместил их в руки Бога. Как это действовало на практике?
Большими вопросами того времени были – в какой день недели собираться и кушать ли или нет мясо, предложенное идолам. Можно подумать, что Павел, апостол, брат с откровением, тот, кто основывал церкви и духовный отец попросту разрешит эти вопросы указом и однозначным решением. Но он не стал этого делать.
В Римлянам 14 он выкладывает вопросы и принципы, но не делает никаких правил, кроме правил любви.
Во 2 Коринфянам 1:24 он провозглашает: «не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы сильны». Пожалуйста, обратите внимание, что это было обращено к наименее зрелой церкви из тех, о которых заботился. В вопросах дисциплины он не командовал, но взывал. Если бы он брал власть над их верою, то стал бы причинной их падения. Почему? Он заложил основание Христа. Если он не почитал и не доверял этому основанию, как бы сами коринфяне верили в это основание? Павел позволял Иисус строить Свою Церковь. Он практиковал то, что Роланд Аллен называет «искусство отойти». Если отец продолжает принимать все решения, сыны никогда не вырастут.
Нет такого понятия, как делегированная власть в теле Христа. Есть только авторитет и власть в Теле Христа. Есть только власть Христа. Христос распределяет Свою власть каждому до единого члену Тела. И этот авторитет должен использоваться для взаимного служения.
Если вы заложили основание Христа, то обязаны отойти и позволить им взять свою ответственность членов тела Христа. Если вы не делаете этого, люди станут зависимыми от вас. Это разрушает вас и это разрушает их. Лидерство перестает действовать через пример и естественное влияние, а начинает действовать через контроль и власть над другими.
Да, многие люди хотят иметь царя и да, многие хотят быть царем. Да, это может выглядеть успешно и сильно в краткосрочном периоде. Однако даже царство Соломона не длилось долго. Кто-то из вас уже говорит: «Но это спровоцирует бунт и индивидуализм». Конечно, но Павел хотел идти на этот риск. Лучше видеть открыто, что в сердцах, чем иметь внешнее послушание как маску амбиции и похоти по власти.
Я говорил как-то на одной лидерской конференции, и после случайно услышал как один пастор говорил, что если он высвободил бы своих людей слышать голос Бога самостоятельно, как я говорю, то большинство людей в его церкви уйдут от него. Его собеседник согласился. Если это так, то вы строите разные формы законничества и манипуляции. Если так, то лучше пусть это вскроется скорее и сейчас, а не позже огнем Бога.
Если вы закладываете основание Христа в других, то вам лучше продемонстрировать первым, что вы доверяет этому основанию, иначе ваш ученик никогда не сможет. Бог сохранил место для Себя вокруг каждого мужчины и женщины. Он есть наша слава и тот, кто поднимает нашу голову. Одна из причин тому, что так много лидеров истощаются и изнемогают – они заняли собой то место, которое Бог предназначил Себе. Если мы заставляем людей зависеть от нас, то занимаем место Бога. Как кто-то однажды сказал: «вы можете сесть на трон Бога, если хотите, но будет очень больно, когда Он будет садиться».