Государственный финансовый контроль, его органы и функции
Организовав различные формы финансовых отношений, нацелив их определенными стимулами и создав систему финансового механизма в стране, государство не может оставить их вне среды дальнейшего управления. Это связано с тем, что государство или его отдельные органы должны иметь информацию о результатах хозяйствования в обществе в условиях применения субъективно установленной системы финансового механизма. Для того чтобы иметь информацию, позволяющую делать выводы об эффективности финансового механизма и на этой основе намечать пути его совершенствования, необходим финансовый контроль.
Финансовый контроль – это совокупность действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления; это деятельность уполномоченных органов по проверке выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию; это – комплекс действий по проверке хозяйственной и финансовой деятельности предприятий и организаций в целях объективной оценки экономической эффективности деятельности, установления законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций, выявления внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства [11, c.68].
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов как способности объективных видов финансовых отношений проявлять последствия в экономике при их субъективной организациисо стороны органов власти и управления.
Реализация контрольной функции финансов состоит в том, что посредством финансового контроля происходят обнаружение, предупреждение и устранение отрицательных последствий в экономике, вызванных выработанными и применяемыми формами финансовых отношений. Реализация контрольной функции состоит также и в том, что посредством финансового контроля обнаруживаются и закрепляются положительные последствия в экономике, вызванные применением форм финансовых отношении, выработанных для локальных участков деятельности.
Объект финансового контроля – финансовые отношения и финансовые потоки хозяйствующих субъектов (распределительные отношения на стадии образования и использования финансовых ресурсов, централизованных и децентрализованных денежных фондов), субъект – органы, осуществляющие финансовый контроль.
Основными задачами органов финансового контроля являются:
- проверка правильности соблюдения установленных финансовых отношений и методов их осуществления;
- изучение отрицательных и положительных сторон действующих в данный момент форм и методов осуществления финансовых отношений;
- подготовка предложений по совершенствованию действующих форм и методов осуществления финансовых отношений.
Изучение форм финансовых отношений и подготовка положений по их совершенствованию представляют собой действия органов управления финансами, направленные на изучение и совершенствование контроля рублем.
Контроль рублем – не вид финансового контроля, не форма, а стимулирующий механизм, заложенный в ту иную форму финансового отношения. Чем совершеннее контроль рублем, тем эффективнее будет финансовый механизм, функционирующий в хозяйственной системе страны.
Финансовый контроль классифицируется по различным признакам.
1. В зависимости от субъектов, осуществляющих ФК, различают:
Общегосударственный (проводится органами государственной власти: Президентом, Правительством, парламентом, Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам и др. Главная цель – обеспечить интересы государства при поступлении и расходовании государственных средств); ведомственный (осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетный предприятий, учреждений и организаций); внутрихозяйственный (проводится экономическими и финансовыми службами организаций, является непрерывным и представляет собой элемент управления предприятием); общественный (осуществляют неправительственные, организации: общественные структуры, комитеты и группы народного контроля, трудовые коллективы, постоянно действующие комиссии и т.п.); аудиторский или независимый (осуществляется специальными аудиторскими фирмами или аудиторами – физическими лицами) контроль. Основные виды такого рода контроля представлены на рисунке 4.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства. Это в первую очередь разработка, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов и внебюджетных фондов, контроль за финансовой деятельностью организаций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой затрагивает лишь выполнение денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности при расходовании выделенных им бюджетных средств, установленных правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерской отчетности.
Финансовый контроль по субъектам осуществления:
- Государственный финансовый контроль:
- общегосударственный финансовый контроль,
- ведомственный финансовый контроль (внутриведомственный финансовый контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль));
- Аудит:
- внешний,
- внутренний.
Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого субъекта деятельности, независимо от подчиненности и формы собственности.
В Республике Беларусь этот контроль осуществляют:
- Национальное собрание (через свои палаты и комитет);
- Президент страны и его администрация (через Комитет государственного контроля);
- Совет Министров (через Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк, Комитет по борьбе с экономической преступностью и др.).
Каждый из органов общегосударственного финансового контроля имеет свои функциональные задачи и цели. Основная проблема состоит в том, чтобы была обеспечена координация указанных органов финансового контроля и не допускалось дублирование контрольной деятельности.
Ведомственный финансовый контроль подразделяют на внутриведомственный и внутрихозяйственный.
Внутриведомственный финансовый контроль осуществляется во всех министерствах и ведомствах по отношению к подведомственным государственным предприятиям, организациям, учреждениям. Таким образом, внутриведомственный финансовый контроль есть вид государственного контроля, так как министерства, ведомства – атрибуты государства, его исполнительных органов.
Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе министерств, ведомств создаются в зависимости от объема работы контрольно-ревизионные отделы или управления. Их функциональные задачи практически те же, что и у органов общегосударственного финансового контроля, но в пределах своей сферы деятельности, т.е. своего министерства, ведомства.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. А так как указанные субъекты деятельности могут быть государственными и негосударственными, то и внутрихозяйственный финансовый контроль может быть видом государственного и хозяйственного контроля. Функциональные же задачи органов, осуществляющих данный финансово-хозяйственный контроль, практически одинаковые, но цели их существенно отличаются.
На государственных предприятиях, в государственных организациях, учреждениях внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляют финансовый (или планово-финансовый) отдел, бухгалтерия. На крупных предприятиях и в организациях для осуществления внутрихозяйственного контроля созданы контрольно-ревизионные группы или отделы.
2. По времени проведения:
Предварительный (проводится до совершения финансовых операций, важен для предупреждения нарушений).
Текущий (проводится в процессе осуществления финансовых операций. Он также предупреждает возможные нарушения).
Последующий (проводится по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и эффективности финансовой политики, связан с предварительным и текущим контролем и базируется на их выводах).
3. В зависимости от источников информации:
Документальный (направленный на проверку и оформление документов, учетных регистров, бухгалтерской и другой отчетности).
Фактический (количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании осмотра, обмера, обследования, взвешивания и т.д.).
4. В зависимости от методов проведения:
Проверка (производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она может быть счетной или тематической. Счетная проверка – это проверка достоверности бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов. Тематическая проверка – это изучение отдельных сторон и участков хозяйственно-финансовой работы подконтрольного объекта, например, проверка правильности удержаний из заработной платы; проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции и т.д.).
Обследование (в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого объекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития». В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию и т.д.).
Надзор (проводится за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает проверку соблюдения ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии. Например, со стороны Центрального банка осуществляется надзор за деятельностью коммерческих банков).
Анализ финансово-экономической деятельности (предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов» хозяйственной деятельности, финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования). Это оценка результатов хозяйственно-финансовой работы субъекта деятельности, выявление и определение путей улучшения экономического положения. Он может быть внешним и внутренним. Внешний анализ осуществляют органы общегосударственного и внутриведомственного финансового контроля. Внутренний анализ проводят планово-финансовые и бухгалтерские службы предприятий, организаций и их вышестоящих инстанций.
Наблюдение (мониторинг) (постоянный контроль со стороны чаще всего кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности могут привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды).
Ревизия – комплексный метод последующего финансового контроля, его наиболее глубокий и всеобъемлющий метод. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.
Ревизия – основная форма финансового контроля, осуществляемого органами контрольно-ревизионных служб. Ревизия – комплексный вид последующего финансового контроля. Она представляет собой детальное изучение всех сторон и участков хозяйственно-финансовой деятельности подконтрольного субъекта.
Ревизии подразделяются в зависимости от:
1. Порядка назначения - на плановые и неплановые;
2. Круга охватываемых вопросов – на полные (проверка всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля), частичные (проверка отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности), комплексные (наиболее полная, охватывающая все стороны финансово-хозяйственной деятельности), тематические (проводится на определенную тему по деятельности однотипных организаций, что позволяет выявить типичные недостатки);
3. Метода изучения документов – на сплошные (проверка всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период), выборочные (проверка определенной части первичных документов за определенный промежуток времени), комбинированные (проверка одних участков сплошным методом, а других – выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты, осуществляющие крупные хозяйственные операции);
4. Организационных форм - на индивидуальные (один проверяющий), бригадные (несколько проверяющих, один из которых является бригадиром), комплексные (бригадные, но с привлечением специалистов-экспертов: инженеров, бухгалтеров и др.).
На основании подготовительной работы (изучение законов, постановлений, инструкций, приказов и т.д., ознакомления с материалами прошлых проверок) составляется программа и рабочий план ревизии, которая разбивается на этапы, и выбирается метод изучения документов (хронологический или систематизированный).
Основные методы установления правильности и достоверности
операций: формальный (соблюдение форм, наличие подписей, исправлений и т.д.), фактической проверки (проведение инвентаризации материальных ценностей и денежных средств), аналитически-нормативный (проверка фактически выполненных работ, затраченного времени, соблюдения норм, контрольные замеры, анализ состава продукции и т.д.), встречной проверки (установление достоверности операций субъекта через его партнеров и клиентов), корреспондирующий (отражение операций в различных документах) и др.
На основе материалов ревизии составляется акт (справка) - документ, который служит основанием для выводов о качестве, законности, целесообразности работы проверяемого объекта и на базе этого – для выработки предложений и предписаний в целях устранения выявленных нарушений, принятия мер к виновным лицам. Напечатанный текст подписывается проверяющим, руководителем и главным бухгалтером ревизуемого объекта. Ревизия (проверка) считается окончательно завершенной после того, когда выявленные нарушения устранены и виновные наказаны.
Основным видом предварительного и текущего финансового контроля является визуальная проверка. Данный вид проверки не оформляется актами, справками. Дело ограничивается устными или письменными указаниями со стороны проверяющего о недопущении или прекращении незаконного или нецелесообразного действия.
Методы изучения финансово-хозяйственных операций при осуществлении финансового контроля.
Основными методами изучения хозяйственно-финансовых операций при осуществлении финансового контроля являются:
- хронологический;
- систематизированный.
Хронологический метод состоит в изучении всех документов по всем операциям в той последовательности, в какой они были осуществлены. Он приемлем при проверке небольших субъектов деятельности, где количество документов небольшое.
Систематизированный метод применяется при проведении крупных субъектов деятельности с большим количеством личных документов по многочисленным видам хозяйственно-финансовых операций. Он заключается в проверке документов по отдельным видам операций, т.е. по определенной системе. Например, проверяются все операции, связанные с оплатой труда, затем – со списанием затрат на себестоимость продукции, услуг и т.д.
Как уже отмечалось, финансовый контроль предназначен для решения двух крупных функциональных задач.
Первая из них состоит в проверке соблюдения установленных форм финансовых отношений, т.е. ставится задача: выявить нарушения в хозяйственно-финансовой деятельности. Для решения такой задачи органами финансового контроля используется несколько методов. Основными из них являются следующие:
Метод формальной проверки. Он заключается в контроле за правильностью оформления документов, т.е. соблюдена ли установленная форма; имеются ли в наличии необходимые подписи и их достоверность; имеются ли необходимые печати, штампы и их подлинность; заполнены ли все реквизиты на документах; имеются ли неоговоренные исправления, подчистки; правильно ли подсчитаны итоги и т.д.
Метод фактической проверки. Он состоит в проверке сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств и выведении результатов этой проверки. В итоге выявляются недостачи, излишки или полная сохранность материальных ценностей и денежных средств.
Аналитически-нормативный метод заключается в химико-технологическом анализе выпускаемой продукции, контрольном выпуске продукции; контрольных замерах объемов выполненных работ; проверке соблюдения установленных норм и нормативов; в проверке фактически выполненных работ и т.д.
Для осуществления данных проверок привлекаются специалисты (инженеры, химики, технологи, эксперты и т.д.).
Метод встречной проверки состоит в установлении достоверности произведенных хозяйственно-финансовых операций на проверяемом объекте путем сверки их с аналогичными документами, имеющимися у партнеров проверяемого предприятия, организации, учреждения.
Корреспондирующий метод представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах подконтрольного объекта. Если после такого сопоставления не получается один и тот же итог, то это является сигналом к допущенным нарушениям (приписки невыполненных работ, наличие неучтенной продукции, нарушение технологии производства и т.д.).
Метод установления законности хозяйственно-финансовых операций. Он состоит в установлении соответствия произведенной хозяйственно-финансовой операции действующим формам финансовых отношений.
Результативность последующего финансового контроля и его действенность зависят от составленного документа – акта ревизии, справки проверки и др. В частности, названные документы должны содержать четкое, системное, достоверное и объективное изложение выявленных нарушений, основанное на конкретных фактах, со ссылкой на законодательный документ, положения которого нарушены.
Второй функциональной задачей финансового контроля является систематическое изучение эффективности форм финансовых отношений с целью их совершенствования.
Дело в том, что в практике финансового контроля нередко встречаются случаи, когда различные негативные последствия в хозяйственно-финансовой деятельности подконтрольных объектов являются результатом дефектов в действующих формах финансовых отношений и методов их осуществления. В результате выработанные финансовые рычаги не являются преградой Для появления негативных последствий в экономике региона, отрасли народного хозяйства, сферы деятельности и др.
Отсюда и вытекает вторая функциональная задача финансового контроля. Для достижения поставленной задачи применяются следующие методы:
Метод проверки полного соблюдения установленных форм финансовых отношений и способов их осуществления. Он состоит втом, что прежде чем делать вывод о недостатках форм финансовыхотношений, надо убедиться в их полном и правильном применении.
Метод установления взаимной согласованности форм финансовых отношений (финансовых рычагов), образующих финансовый механизмдля осуществления определенного видадеятельности.
Метод сбора данных о результатах хозяйствования в условиях применения функционирующих форм финансовых отношений (т.е. финансового механизма).
Метод анализа установленных форм финансовых отношений и финансового механизма с позиций их реального влияния на результаты хозяйствования. В процессе этого анализа необходимо установить теснотусвязи между экономическими последствиями и установленными формамифинансовых отношений, т.е. определить, какая часть экономических последствий является результатом применения установленных форм финансовых отношений, а какая из них – результат собственной деятельностисубъекта хозяйствования.
Прогрессивным, эффективным и современным методом финансового контроля является аудиторский контроль.
Аудит - независимая проверка финансовой отчетности с целью подтверждения ее достоверности и установления соответствия учета законодательству. Это контроль вневедомственный. Все аудиторские услуги платные. Право на аудит имеют аудиторы и аудиторские организации, получившие лицензию и включенные в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Основные направления аудита: подтверждающее (подтверждается практически каждая операция), системно-ориентированное (предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции) и базирующееся на риске (выборочная проверка, исходя из специфики субъекта, наиболее узких мест, где риск ошибок наиболее вероятен). Различают внешний (сторонними организациями), внутренний (службами предприятия), финансовый (соответствие отчетности правилам), управленческий, производственный, обязательный, инициативный, банковский, страховой, инвестиционный, общий аудит.
В перечень юридических лиц, не имеющих официального статуса без аудиторского контроля и подлежащих обязательной ежегодной проверке, входят: банки и небанковские финансовые организации, товарные и фондовые биржи, ОАО, ЗАО, страховые организации, инвестиционные фонды, предприятия с иностранными инвестициями и др.
Основные задачи аудита – установление достоверности финансовой отчетности и соответствия финансовых операций нормативным актам; проверка документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований. Аудиторские службы могут оказывать услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах, анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства и др.
Координирует аудиторскую деятельность Главное управление аудита Минфина. Оно объединяет аудиторов и аудиторские организации на основе обязательного членства, разрабатывает нормативныедокументы и методологию аудита, обеспечивает соблюдение требований законодательства, контролирует соблюдение стандартов, устанавливает формы и периодичность контроля, содействует развитию аудита и повышению его эффективности.
Итог аудиторской проверки - заключение, которое имеет юридическую силу для всех организаций и физических лиц.
Различают четыре варианта заключения:
- без замечаний (подтверждается достоверность показателей финансовой документации);
- с замечаниями или оговорками (положительное заключение с указанием на отдельные упущения);
- отрицательное заключение составляется в случаях, когда учет не соответствует законодательству, а отчетность не дает достоверного представления о финансовом состоянии проверяемой организации;
- заключение не составляется (аудитор не смог выразить свое мнение о качестве учета и отчетности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств).
Таким образом, аудит есть независимый, платный финансовый контроль, а также система оказания платных услуг по совершенствованию хозяйственно-финансовой деятельности, предприятий, организаций, учреждений негосударственной мы собственности.
3.5 Понятие финансовой политики государства, её содержание, основные задачи на современном этапе
Финансовая политика – это программа действий хозяйствующего субъекта (государства, организации, физического лица) в сфере финансовых отношений. Она является составной частью экономической политики. По своей сути финансовая политика – это совокупность мероприятий, связанных с материальным обеспечением воспроизводственных процессов в обществе, регулированием этих процессов и контролем за их оптимальным развитием.
Субъектом финансовой политики выступает хозяйствующий субъект (например, государство). Финансовая политика государства –совокупность мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых органамигосударственной власти и государственного управления в сфере финансовых отношений [11, c.77].
Государство разрабатывает концепцию социально-экономического развития общества на ближайшую и отдаленную перспективу, определяет средства и методы ее реализации.
Объектом финансовой политики выступают финансовые отношения по поводу формирования и использования фондов денежныхсредств.
Финансовая политика две составляющие: финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – план действий на долгосрочную перспективу. Это программа материального обеспечения выполнения задач, предусмотренных концепцией социально-экономического развития. Финансовая тактика конкретизирует направления финансовой стратегии в рамках коротких отрезков времени и подчинена ей. Стратегия и тактика диалектически взаимосвязаны. Задачи тактики не только вытекают из задач стратегии, но и существенным образом влияют на последнюю.
Различают внутреннюю и внешнюю финансовую политику государства. Внешняя финансовая политика - программа действий правительства в сфере международных финансовых отношений с целью привлечения международных кредитов, добровольных пожертвований иностранных юридических и физических лиц и т.д. Внутренняя финансовая политика определяет способы, пути и объемы мобилизации денежных средств государства и осуществляет контроль за эффективным их расходованием на воспроизводственные нужды. Внутренняя ФП включает налоговую, бюджетную, страховую, кредитную и амортизационную политику.
Бюджетная политика есть стратегия и тактика выработка форм финансовых отношений, при помощи которых мобилизуются доходы в консолидированный фонд государства (бюджет), определяется уровень сосредоточения в бюджете национального дохода страны с целью осуществления расходов на развита» государственного сектора народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, а также на государственное управление, оборону и резервы. Бюджетная политика зависит от государственного устройства, его общей экономической политики, развития форм собственности в стране.
Налоговая политика – стратегия и тактика государства по выработке форм финансовых отношений, предназначенных для прямого изъятия части доходов у субъектов хозяйствования и населения в бюджет и одновременного обеспечения экономической заинтересованности плательщиков в результатах своего хозяйствования.
Налоговая политика тесно связана с ценовой политикой государства.
Ценовая политика – стратегия и тактика государства по вмешательству в процесс ценообразования и на этой основе по выработке форм финансовых отношений, связанных с внешне скрытым движением стоимости с целью получения доходов консолидированный фонд государства (бюджет) от субъектов хозяйствования и населения сверх установленных прямых налогов, сборов и пошлин. Это есть так называемое косвенное налогообложение.
Кредитная политика – стратегия и тактика государства в лице Национального банка по выработке форм финансовых отношений, предназначенных для предоставления ссуд субъектам хозяйствования и населению, а также связанных с установлением уровня оплаты за пользование заемными средствами. От кредитной политики государства зависит уровень развития кредитной политики коммерческих банков.
Фискальная финансовая политика - это налогово-бюджетная политика (лат. fisk – казна, государственная казна).
В зависимости от целей различают стимулирующую, сдерживающую или стабилизационную финансовую политику. Стимулирующая финансовая политика - система мер, направленных на увеличение занятости и деловой активности населения, т.е. на увеличениеобъемов ВВП. Сдерживающая финансовая политика – программадействий в условиях кризиса перепроизводства, направленная наснижение деловой активности и уменьшение объемов ВВП. Стабилизационная финансовая политика призвана удержать экономику данного государства на типичном для него уровне. Используется какпервоначальная мера борьбы с кризисом экономики.
Различают дискреционную (ДФП) (политику сознательного изменения налогов и расходов для достижения определенных целей) и автоматическую (АФП) (встроенных стабилизаторов) политику (лат. discretio – принятие решения должностным лицом или властным органом по своему усмотрению; англ. discretion - усмотрение, свобода действий, благоразумие). Дискреционная финансовая политика осуществляется через государственные закупки товаров, трансферты и налоги. Ее основными инструментами являются: изменение ставок налогообложения, оплата общественных работ, трудоустройство населения. Автоматическая финансовая политика реагирует на изменение социально-экономической ситуации без необходимости принятия мер со стороны власти. Ее суть состоит в автоматическом изменении величины налоговых поступлений при изменении величины облагаемого дохода (это пассивная фискальная политика). К встроенным стабилизаторам относятся: трансферты (transfer – перевод денег с одного счета на другой) - денежные платежи, не связанные с куплей-продажей: пособия по безработице, социальные выплаты, субсидии фермерам и др.; прогрессивный подоходный налог, система участия в прибылях и т.д.
Основная задача финансовой политики – установление оптимальных пропорций распределения вновь созданной стоимости, установление оптимальных направлений расходования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Требования к финансовой политике - базирование на выводах науки, на достоверной информации; учет существующего финансового и хозяйственного строительства, конкретных исторических условий развития общества.
Основными задачами финансовой политики являются:
- финансовая поддержка проводимых в республике экономических реформ и программ;
- определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава и структуры, а также возможных резервов увеличения;
- обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
- взаимная сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
- ликвидация и минимизация бюджетного дефицита;
- разработка и постоянное совершенствование финансового механизма как средства реализации финансовой политики.
Финансовая политика государства, как правило, многовекторна. Это связано с тем, что государству для выполнения своих функций необходимо вырабатывать финансовую политику не единым блоком, а в виде ее отдельных частей, имеющих свои цели и задачи.
Финансовая политика государства не только состоит из различных частей (бюджетная, налоговая, ценовая, кредитная) но и сама является составной частью общей экономической политики.
В связи с этим она, как и общая экономическая политика, определяется рядом факторов. К ним относятся:
- объективные законы развития экономических (денежных) отношений в обществе;
- политическое и экономическое устройство государства;
- исторические условия, в которых государство осуществляет свои функции;
- конкретные экономические и социальные задачи, которые ставит перед собой государство на данном этапе его развития.
Финансовая политика государства не является неизменной, выработанной раз и навсегда. Это означает, что она находится в диалектическом развитии, т.е. меняется на разных этапах развития общества.
Вырабатывая финансовую политику, государство как надстройка общества должно согласовывать ее с требованиями объективных экономических законов, возникающих и функционирующих в товарно-денежном хозяйстве. Государство может только постигать сущность объективных экономических законов товарно-денежного хозяйства и обеспечивать их реализацию в своей финансовой политике, но не создавать их. Создавать можно только субъективные экономические законы. Финансовая политика государства, направленная на создание субъективных экономических законов (форм финансовых отношений) без учета требований объективных экономических законов, обречена на неудачу.
Успешная финансовая политика зависит от такого фактора, как политическое и экономическое устройство государства. Если государство построено на недемократических принципах управления, отрицании всеобщего характера товарных отношений, непризнании многообразия форм собственности, то его финансовая политика будет строиться только в соответствии с придуманными законами. Подобная финансовая политика, несмотря на стремление государства добиться при ее помощи успехов в экономическом и социальном развитии общества, приведет в конечном счете к серьезным негативным последствиям.
Важным фактором определения финансовой политики государства являются исторические условия, в которых оно осуществляет свои функции. С изменением политического и экономического устройства государства изменяется и его экономическая (в том числе и финансовая) политика.
С изменением геополитической обстановки и образованием Республики Беларусь наше государство стало проводить самостоятельную финансовую политику в условиях функционирования различных форм собственности, наличия полных рыночных отношений. Цель такой финансовой политики – обеспечить относительно безболезненный переход к полным рыночным отношениям при сохранении и дальнейшем развитии социальной направленности форм финансовых отношений. Социальная направленность финансовой политики Республики Беларусь состоит в том, чтобы при неизбежной существенной дифференцизации доходов населения в условиях рыночных отношений снизить их отрицательные последствия путем разработки и осуществления молодежной, жилищной, пенсионной, продовольственной, здравоохранительной, образовательной, экспортной, инвестиционной и других программ. Реализация этих и других программ – не единовременный акт. Для их осуществления требуется значительное время. В связи с этим финансовая политика конкретизируется государством на каждом этапе реализации поставленных экономических и социальных задач.