Финансовый рынок и использование коммерческой организацией денежных средств финансового рынка
Финансовый рынок — это рынок финансовых активов. Элементами финансового рынка являются: золото и драгоценные металлы, национальная валюта, иностранная вал юта,, ссудный капитал (кредиты), ценныe бумаги (государственные, муниципальные, банковские, акционерных обществ и компаний).
Составными частями финансового рынка являются: валютный рынок, рынок национальных денежных средств; фондовый рынок, разделенный на специализированные рынки по видам ценных бумаг; рынок золота и других драгоценных металлов. Становление этих рынков происходило с разной степенью интенсивности и в настоящее время общая структура финансового рынка РФ далека от совершенства. Если относительно легко и быстро уже к концу 1994 г. были сформированы достаточно емкие и развитые рынки валюты, краткосрочных кредитов и межбанковский денежный рынок, то емкость и масштабы деятельность фондового рынка еще не велики.
Вместе с тем, именно фондовый рынок, в условиях продолжения рыночных реформ, является основным инструментом привлечения и перераспределения денежных средств финансового рынка, которые в значительных объемах сконцентрировались в банках, на предприятиях внешней торговли, строительства, сферы услуг, во внебюджетных фондах и на руках у населения. Период праздного пребывания этого капитала заканчивается и он ищет пути долгосрочного и надежного инвестирования. Это создает благоприятные экономические предпосылки для развития всех составных частей финансового рынка и в первую очередь — фондового рынка. Какие задачи решает финансовый рынок?
1. Финансовый рынок предоставляет эмитентам возможность мобилизовать внутренние источники финансирования и временно свободные денежные ресурсы для долгосрочных инвестиций и удовлетворения других потребностей.
2. Финансовый рынок обеспечивает перелив капитала между его участниками, способствуя концентрации финансовых ресурсов в наиболее рентабельных сферах экономики.
3. Финансовый рынок представляет инвесторам (юридическим и физическим лицам) возможность сформировать свой инвестиционный портфель наилучшим образом с точки зрения сохранности капитала от инфляции и в целях получения дополнительного дохода. Основными признаками развитого финансового рынка являются стабильность нормативно-правовой базы, информационная прозрачность операций и участников рынка (эмитентов и инвесторов), достаточно большой круг участников и высокотехничная инфраструктура. Наличие этих признаков обеспечивает для коммерческих организаций быстрое и эффективное привлечение для своих потребностей денежных средств финансового рынка.
Использование денежных средств финансового рынка коммерческая организация осуществляет с помощью эмиссии (выпуска ценных бумаг), открытия кредитной линии в банках, получения займов у других организаций.
Эмиссия или выпуск ценных бумаг в обращение осуществляется при учреждении общества, а также с целью привлечения заемного капитала или увеличения размеров первоначального уставного капитала предприятия.
Эмиссия ценных бумаг подлежит обязательной государственной регистрации в Министерстве финансов РФ либо в министерстве финансов республик в составе РФ, краевых, областных, городских финансовых управлениях по месту нахождения эмитента.
Эмиссия ценных бумаг может осуществляться в форме открытого (публичного) размещения ценных бумаг среди потенциального неограниченного круга инвесторов и в форме закрытого (частного) размещения ценных бумаг среди заранее известного ограниченного круга инвесторов.
Для открытого размещения в обязательном порядке подготавливается и публикуется в печати проспект эмиссии, который содержит:
1. Данные об эмитенте — статус эмитента как юридического лица, его реквизиты, список всех учредителей и распределение уставного капитала между ними, структура органов управления головной организации и филиалов (дочерних предприятий) с данными о персональном составе дирекции и другие сведения.
2. Данные о финансовом состоянии эмитента — бухгалтерские балансы и финансовые отчеты за последние 3 года, баланс и отчет на конец последнего квартала перед принятием решения об эмиссии ценных бумаг, завершенные аудиторами, подробная расшифровка кредиторской задолженности, данные об уставном капитале и его распределении, о резервных фондах и предыдущих эмиссиях ценных бумаг.
3. Сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг — виды ценных бумаг и их количество по типам, номинал одной ценной бумаги, сведения о порядке выпуска, дату принятия решения о выпуске, дату начала и окончания размещения выпуска, ограничения на потенциальных инвесторов, указания о форме выпуска (наличная, безналичная), порядок начисления дивидендов или процентов по ценным бумагам, направления использования средств, мобилизуемых путем выпуска ценных бумаг, с оценкой ожидаемой эффективности вложений и другие сведения. Итоги размещения ценных бумаг публикуются в печати. Неразмещенные акции находятся в распоряжении совета директоров общества и могут быть использованы им в качестве резерва для последующей эмиссии.
Следует отметить, что открытая эмиссия ценных бумаг является дорогостоящей операцией, требует определенных затрат средств и продолжительного времени (6-9 месяцев), поэтому должна проводиться с привлечением профессионалов фондового рынка.
Потребности предприятия в единовременных денежных средствах удовлетворяются также за счет получения кредита в банке и займа в других организациях.
Предоставление кредитов и займов связано с риском невозврата средств для заимодавцев, потому что достоверность обязательств заемщика трудно проконтролировать. Поэтому при рассмотрении вопроса о предоставлении кредита или займа необходимо прежде всего проверить, имеется ли у заемщика достоверная информация о целевом использовании привлекаемых средств.
Если кредит берется на приобретение товаров, необходимо обращать особое внимание на
o срок поставки,
o вид поставки,
o санкции сторон,
o цену,
o способ расчета.
Если условия контракта не удовлетворяют банк из-за возможной недостоверности заемщика в части вида оплаты, формы оплаты и способа расчета, он вправе потребовать внесения изменения в контракт или отказаться от выдачи ссуды.
Следующим непременным условием для заключения кредитного договора является наличие договоров на поставку товара покупателям, наличие протоколов-заявок, предварительных письменных соглашений и т.п., а также оценка платежеспособности покупателей товара, приобретенного на кредитные средства.
Гарантией платежеспособности покупателей может быть выполнение ими требования их поставщика, т.е. заемщика кредита, выставить аккредитив на предоставляющий ему ссуду банк или открыть целевой депозитный счет в этом банке, либо предоставить надежное гарантийное обязательство об оплате счетов за поставленный товар.
В этом случае банк-кредитор обеспечивает возврат ссуды и процентов. Он рискует только не получить свою долю чистой прибыли от всей коммерческой операции при ее срыве, если участие банка в прибыли предусмотрено кредитным договором.
Кредитный договор должен предусматривать следующие разделы.
1. Наименование и представители сторон, участвующих в договоре; краткое изложение предмета договора.
2. Обязанности сторон:
а) банка,
б) заемщика.
3. Ответственность сторон за выполнение своих обязательств.
4. Особые условия, характерные только для данного договора.
5. Условия изменения договора.
6. Подписи, печати и юридические адреса сторон с указанием их счетов.
В первом разделе рекомендуется указать объект кредитования, срок, в том числе предельный, и особые условия обеспечения возврата кредита, если о них достигнута договоренность - гарантия, залог, страховой полис и т.д.
Во втором разделе в обязательствах банка указываются сумма предоставляемого кредита, срок, процентная ставка, комиссионное вознаграждение и т.д.
При крупных сделках с ожидаемой рентабельностью порядка 50% и выше рекомендуется взимать, помимо процентов за кредит, плату за пользование кредитом, независимо от срока пользования средствами, как правило, от суммы выдаваемого кредита на уровне 2-5%. Необходимость такой оценки вызывается высокой степенью банковского риска и сверхприбыльностью сделки для клиента в случае ее успешного завершения, что было бы невозможно без банковского кредита.
При определении срока, на который выдается кредит, следует учитывать, что указанные выше коммерческие сделки (купля, продажа) должны проходить в течение 1-3 месяцев. За пределами этих сроков возникает большой риск изменения конъюнктуры рынка, финансового состояния участников операции и т.д.
В этом же разделе договора необходимо указать способы предоставления ссуды: целевой аккредитив (его срок, банк поставщика), оплата платежных требований со ссудного счета, прямое перечисление средств на расчетный счет клиента и т.д.
Обязанности заемщика должны включать целевой характер использования ссуды, своевременность возврата и его обеспечение, уплату процентов (комиссионных) и их сроки.
В третьем разделе необходимо точно указать размеры пени, неустоек и случаи их применения. Как правило, за каждый день просрочки заемщик уплачивает 0,5% непогашенной ссуды. Должен быть точно указан срок, после которого наступает право банка на взыскание задолженности с клиента или вступает в силу залоговое право банка.
В четвертый раздел включаются специальные условия именно данного договора — возможность изменения поставщика или покупателя, бронирование авансов или предоплаты, поступающих заемщику на счет в банке-кредиторе, предоставление копий договоров с поставщиками, оптовыми покупателями заемщика, передача банку части поставляемой продукции по цене приобретения (например, компьютеров для учреждений банка), если об этом достигнута договоренность с заемщиком, и т.д.
В пятом разделе точно указываются условия вступления договора в силу — с момента подписания или после выполнения сторонами определенных обязательств.
Срок действия договора обычно определяется до полного погашения кредита и уплаты процентов или комиссионных.
Все изменения, вносимые в договор, должны оформляться протоколом, иметь свой номер, дату, подписи сторон и заверяться печатями.
Для получения ссуды заемщик представляет следующий пакет документов:
а) нотариально заверенные Устав, Учредительный договор (в случае акционерного общества — Заявка), свидетельство о регистрации. Эти документы имеют строго определенный порядок формирования — две гербовые печати: одна скрепляет прошитые листы, другая заверяет подпись нотариуса. Свидетельство о регистрации должно иметь отметку о внесении в государственный реестр.
б) нотариально удостоверенную банковскую карточку с образцами подписей.
Если директором предприятия является один из учредителей предприятия, то подписи на оригиналах учредительных документов должны совпадать с подписями на банковской карточке (на заверенных копиях не должно быть ни одной подписи, кроме подписи нотариуса).
Если предприятие представляет иное лицо, то желательно попросить клиента о представлении протокола собрания учредителей, на котором назначен руководитель (директор). Его данные должны совпадать с данными банковской карточки. Если представитель действует по доверенности — должна быть представлена доверенность, которая определяет полномочия данного лица. Опять же должно быть совпадение подписей.
в) контракт, под который берется кредит. Необходимо потребовать оригинал контракта, а не нотариально удостоверенную копию, тем более ксерокопию.
Контракт должен быть не просрочен, иметь все спецификации, согласно условиям самого контракта, все страницы обычно визируются сторонами, определяются условия разрешения споров, предусматриваются штрафные санкции и неустойки. Контракт должен содержать реальные условия совершения сделки.
Под реальностью штрафных санкций и неустоек следует понимать их размер, достаточный, чтобы покрыть расходы клиента по оформлению сделки и получению кредита в случае срыва контракта. Некоторые предприятия практикуют заключение контрактов без санкций, что может характеризовать либо доверительные отношения между контрагентами, либо высокий риск сделки.
Иногда заемщик просит предоставить ссуду под просроченный контракт, мотивируя это тем, что некая третья фирма платила за него, согласно договору о совместном сотрудничестве, а просрочка возникла по каким-либо не зависящим от него причинам. В этом случае банк должен потребовать оригинал договора о совместном сотрудничестве и оригинал протокола, согласно которому были перечислены денежные средства. Банку следует быть осторожным, так как таким способом списываются средства с ссудного счета и кредит теряет свой цеповой характер.
г) баланс с отметкой налоговой инспекции. Необходим только оригинал.
д) технико-экономическое обоснование (ТЭО). Порой банки не придают большого значения ТЭО и относятся к нему с формальной точки зрения. Но на сегодняшний день ТЭО показывает уровень планирования (уровень «квалификации» компании).
е) документы, подтверждающие обеспечение ссуды — банковская гарантия, поручительство или страховой полис. Получение документов обычно требует определенных затрат ссудозаемщика. Поэтому он может представить предварительные письма от гарантов, которые, при достижении согласия на предоставление кредита, заменяются документами строго определенной формы, имеющими должную юридическую силу
ж) контракты или письма о согласии на сделку от контрагентов заемщика на территории РФ или (в случае реэкспорта) от других фирм.