Перечень рекомендуемой литературы

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Главное управление образования, науки и кадров

УО «Ошмянский государственный аграрно-экономический колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Директор УССО «Ошмянский ГАЭК»

__________________Н.Ю.Липовая

«__»______________ 2011г

Финансы и кредит

Методические рекомендации

По изучению дисциплины и выполнению

Контрольных заданий для учащихся заочной формы обучения

По специальности 2-250135 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль».

Рассмотрено на заседании

цикловой комиссии

учетно-экономических дисциплин

« » 2011 года

Протокол №__

Председатель: ________________

С.В. Алексеева

Автор: Новосельская Иоланта Марьяновна, преподаватель Ошмянского государственного аграрно-экономического колледжа.

Разработаны на основе типовой учебной программы дисциплины «Финансы и кредит», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 18.05.2006 г.

Пояснительная записка.

Программой дисциплины «Финансы и кредит» предусматривается изучение финансово-кредитных отношений в условиях перехода к рыночным условиям хозяйствования.

Дисциплина «Финансы и кредит» имеет междисциплинарные связи с такими дисциплинами как «Основы экономической теории», «Бухгалтерский учет», «Экономика организации», «Основы права».

Для приобретения учащимися навыков расчета необходимых показателей предусмотрено проведение практических занятий.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

- сущность и функции финансов и кредита;

- структуру финансовой, кредитной и банковской систем Республики Беларусь;

- источники формирования финансовых ресурсов;

- сущность экономического потенциала организаций и источники его формирования;

- порядок формирования, использования и финансирования оборотных средств;

- порядок распределения и использования доходов (прибыли);

- порядок осуществления безналичных расчетов;

- виды банков, их функции финансов и банковские операции, осуществляемые для клиентов;

должны уметь:

- осуществлять финансовые расчеты по определению выручки (валового дохода), прибыли;

- оформлять платежные документы при осуществлении банковских переводов;

- определять кредитоспособность;

- рассчитывать потребность в кредите;

- определять эффективность инвестиций;

- составлять кредитные договоры;

- определять потребность в оборотных средствах и эффективность их использования;

Примерный тематический план

  Раздел и тема Количество учебных часов
  Всего по дневной форме обучения В том числе
На обзорные и установочные занятия На практические занятия На самостоятельную работу учащихся
Тема 1. Сущность и функции финансов.    
Тема 2. Финансовая система Республики Беларусь. Управление финансами. Финансовая политика.  
Тема 3. Финансовый механизм.      
Тема 4. Государственный бюджет.    
Тема 5. Государственный кредит и государственный долг.    
Тема 6. Внебюджетные (специальные) фонды.      
Тема 7. Страхование.  
Тема 8. Финансы предприятий.
Тема 9. Средства предприятий и источники их финансирования.
Тема 10. Инвестиционная деятельность.    
Тема 11. Сущность кредита.  
Тема 12. Кредитная система.  
Тема 13. Кредитование предприятий.
Тема 14. Роль финансов и кредита в развитии международных экономических отношений.    
Итого:

Перечень рекомендуемой литературы.

Основная литература

1. Дадалко В.А., Дадалко А.В. Финансы и кредит: Курс лекций. – Мн.: «Арлента – Маркетинг, Менеджмент», 1999.

2. Финансы предприятий: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, В.И. Ильчих и др.; Под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь. – Мн.: БГЭУ, 2000.

3. Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц. М. К. Фисенко. Т. Е. Бондарь и др.: под общ. ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. - 2-е изд., стереотип. - Мн.2005.

4. Финансы и кредит: Учеб. пособие /Под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.:Книжный Дом; Мисанта, 2005.

5. Ханкевич Л.А. Финансовое право РБ. Практ. пособие. – Мн.: «Молодежное научное общество», 2000.

6. Ханкевич Л.А. Банковское право РБ. Практ. пособие. – Мн.: «Молодежное научное общество», 2000.

Дополнительная литература

1. Деньги, кредит, банки. Учебн. для студентов ВУЗ-в / Под общ. ред. Г.И. Кравцовой. – Мн. “Миссанта”, 1997.

2. Жук И.Н., Киряева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы”. Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. – Мн.: БГЭУ, 2001.

3. Ильчик В. И. Финансирование сельскохозяйственного производства. - Мн.: БелНИИЭИ АПК, 1997. 125 с

4. Основы банковского дела: Учеб. пособие / В.С. Войтешенко, В.В. Козловский, Т.Д. Брежнева и др.; Под ред. Ю.М. Ялинской. – Мн. Тесей, 1999.

5. Теория финансов: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Н.Е. Заяц, М.К. Филенко, Т.Е. Бондарь и др. – Мн.: «Выш. школа», 1997.

6. Теория финансов: Учебное пособие / Н.Е. Заяц, М. Н. Фисенко, Т.И. Василевская и др. – Мн.: “Выш. школа”, 1995.

с.9-25.

Нормативная литература

1. Банковский кодекс Республики Беларусь.

2. Налоговый кодекс Республики Беларусь.

3. О внешнем государственном долге РБ: Закон РБ от 22 июня 1998 // Ведомости Нац. собр. РБ. – 1998. - № 25-26. – ст. 431.

4. О внутреннем государственном долге РБ: Закон РБ от 27 мая 1993 г. (с изм. и доп.) // Ведомости Верховного Совета РБ. – 1993. - № 19. – ст. 213.

5. Закон о бюджете РБ на текущий год.

6. О страховании // Ведомости Верховного Совета РБ. 1993. № 22.

План самостоятельного изучения дисциплины.

Раздел, тема Требования к знаниям и умениям Литература; задание для самостоятельной работы учащихся Вопросы для самоконтроля
Тема 1. Сущность и функции финансов. Ориентируется в истории развития финансов и науки о финансах, во взаимосвязях финансов с экономическими законами и категориями. Раскрывает сущность финансов. Высказывает общее суждение о финансовых отношениях, определяющих содержание финансов, о функциях финансов, источниках формирования финансовых ресурсов. Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц. М. К. Фисенко. Т. Е. Бондарь и др.: под общ. ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. - 2-е изд., стереотип. - Мн.2005.с.9-25. Финансы и кредит:Учеб. пособие /Под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.:Книжный Дом; Мисанта, 2005. с. 7-10 Законспектировать вопросы: 1.Взаимосвязь финансов с экономическими законами и категориями: финансы и цена, финансы и зарплата, финансы и кредит. 2.Функции финансов: распределительная и контрольная. 3.Понятие финансовых ресурсов и источники их формирования. Ответить на вопросы для самоконтроля. 1.Назовите основные причины возникновения финансов и их характеристики. 2.Раскройте сущность финансов как экономической категории. 3.Дайте характеристику функций финансов. 4.Какие виды денежных отношений определяют содержание финансов?    
Тема 2. Финансовая система Республики Беларусь. Управление финансами. Финансовая политика. Описывает финансовую систему Республики Беларусь, органы управления финансами, их структуру и функции. Ориентируется в содержании, задачах и требованиях финансовой политики   Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц. М. К. Фисенко. Т. Е. Бондарь и др.: под общ. ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. - 2-е изд., стереотип. - Мн.2005.с.58-83. Финансы и кредит:Учеб. пособие /Под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.:Книжный Дом; Мисанта, 2005. с. 13-16. Законспектировать вопросы: 1.Общее понятие об управлении финансами. 2.Финансовая политика и ее основные звенья. 3.Органы управления финансами и их функции. Ответить на вопросы для самоконтроля. 1.Дайте определение понятия «финансовая система». 2. Назовите состав финансовой системы государства. 3. Дайте определение понятия «финансы предприятий». 4.Назовите звенья, которые входят в состав общегосударственных финансов. Кратко охарактеризуйте их.  
Тема 3. Финансовый механизм. Раскрывает сущность финансового механизма, характеризует его структуру, систему финансо­вых рычагов и стимулов. Ориентируется в целях и задачах программы фи­нансовой стабилизации, направлениях развития финансов.   Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц. М. К. Фисенко. Т. Е. Бондарь и др.: под общ. ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. - 2-е изд., стереотип. - Мн.2005.с.168-173. Финансы и кредит:Учеб. пособие /Под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.:Книжный Дом; Мисанта, 2005. с. 20-22 Законспектировать вопросы: 1.Понятие финансового механизма. 2.Правовая регламентация финансового механизма. 3.Процесс финансового механизма. Ответить на вопросы для самоконтроля. 1.Опишите сущность финансового механизма. 2.Охарактеризуйте структуру финансового механизма.  
Тема 4. Государственный бюджет. Освещает роль бюджета в системе финансов, бюджетное устройство и бюджетный процесс. Излагает классификацию доходов и расходов бюджета. Раскрывает сущность по­нятий «сбалансирован­ность бюджета» и «бюд­жетный дефицит». Выска­зывает общее суждение об экономических и социаль­ных последствиях бюд­жетного дефицита.   Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц. М. К. Фисенко. Т. Е. Бондарь и др.: под общ. ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. - 2-е изд., стереотип. - Мн.2005.с.234-254. Финансы и кредит:Учеб. пособие /Под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.:Книжный Дом; Мисанта, 2005. с. 57-79. Законспектировать вопросы: 1.Доходы бюджета. 2.Расходы бюджета. 3.Дефицит государственного бюджета, источники покрытия и меры по его преодолению. 4.Бюджетный процесс, его принципы. Ответить на вопросы для самоконтроля. 1.Дайте определение бюджету. 2.Назовите звенья бюджетной системы Республики Беларусь и перечислите уровни бюджетов. 3.Назовите и охарактеризуйте принципы построения бюджетной системы Республики Беларусь. 4.Охарактеризуйте структуру доходов консолидированного бюджета республики Беларусь. 5.Охарактеризуйте структуру расходов консолидированного бюджета республики Беларусь. 6.Перечислите экономические и социальные последствия бюджетного дефицита.
Тема 5. Государственный кредит и государственный долг. Раскрывает сущность государственного кредита. Описывает формы государственного кредита и виды государственного долга, меры по управлению :государственным долгом   Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц. М. К. Фисенко. Т. Е. Бондарь и др.: под общ. ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. - 2-е изд., стереотип. - Мн.2005.с.274-289. Законспектировать вопросы: 1.Сущность государственного кредита. 2.Формы и виды государственного кредита, его отличие от банковского. 3.Внутренний государственной долг. 4.Внешний государственный долг. Ответить на вопросы для самоконтроля. 1.Раскройте сущность и функции государственного кредита. 2.Назовите виды государственного долга. 3. Назовите принципы используются в управлении государственным долгом. 4. Назовите показатели, которые приняты международной практикой для оценки долгового бремени страны и уровня ее кредитоспособности.  
Тема 6. Внебюджетные (специальные) фонды. Освещает виды и состав внебюджетных (специальных) фондов. Раскрывает сущность социального страхования. Излагает порядок формирования и использования фонда социальной защиты населения, инновационного фонда. Финансы и кредит:Учеб. пособие /Под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.:Книжный Дом; Мисанта, 2005. с. 79-85. Законспектировать вопросы: 1.Понятие внебюджетных фондов. 2.Государственные целевые бюджетные фонды. 3.ФСЗН РБ, его формирование и использование. 4.Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на детей малообеспеченных семей и др. Ответить на вопросы для самоконтроля. 1. Назовите внебюджетные фонды, которые вы знаете. 2.Опишите как формируется и используется фонд социальной защиты населения. 3. Назовите и опишите пособия, выплачиваемые за счет средств фонда социальной защиты населения.
Тема 7. Страхование. Раскрывает сущность страхования, его роль в экономической системе общества. Характеризует виды страхования. Излагает принципы и механизм функционирования страховых рынков. Освещает задачи и функции страховых посредников. Высказывает общее суждение о страховом маркетинге. Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц. М. К. Фисенко. Т. Е. Бондарь и др.: под общ. ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. - 2-е изд., стереотип. - Мн.2005.с.207-225. Финансы и кредит:Учеб. пособие /Под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.:Книжный Дом; Мисанта, 2005. с. 97-136 Законспектировать вопросы: 1.Отрасли, формы и виды страхования. 2.Страховой рынок, его принципы. Ответить на вопросы для самоконтроля. 1.Опишите необходимость страхования. 2.Охарактеризуйте особенности обязательного и добровольного медицинского страхования. 3. Назовите организационно-правовые формы страховых компаний. 4. Охарактеризуйте страховых посредников, их задачи и функции.  
Тема 8. Финансы предприятий. Освещает содержание финансов предприятий и принципы их организа­ции, сущность финансо­вого планирования. Рас­крывает сущность де­нежных затрат и доходов предприятия, экономиче­скую сущностьприбыли, описывает методы их планирования. Излагает порядок распределения прибыли. Высказывает общее суждение об основах орга­низации денежных расче­тов. Называет принципы организации денежных расчетов. Освещает порядок и документальное оформле­ние открытия счетов в бан­ке, порядок осуществления безналичных расчетов и оформления соответст­вующих платежных доку­ментов.   Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц. М. К. Фисенко. Т. Е. Бондарь и др.: под общ. ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. - 2-е изд., стереотип. - Мн.2005.с.149-186. Финансы и кредит: Учеб. пособие /Под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.:Книжный Дом; Мисанта, 2005. с. 141-182 Законспектировать вопросы: 1.Прибыль и ее распределение. 2.Обращение наличных денег. Общие принципы организации безналичных расчетов. 3.Порядок расчетов между юридическими лицами. Очередность платежей. 4.Счета организаций в учреждениях банков. 5.Основные формы безналичных расчетов. Ответить на вопросы для самоконтроля. Научиться заполнять до­кументы, необходимые для открытия счетов в банке и получения чеко­вой книжки. Научиться заполнять платежные документы по осуществлению безна­личных расчетов. 1.Перечислите отличия государственных финансов и финансов предприятий. 2. Опишите в чем Вы видите проявление функций финансов предприятий. 3.Перечислите принципы управления финансами предприятий в рыночной экономике. 4.Перечислите источники формирования финансовых ресурсов предприятия.  
Тема 9. Средства предприятий и источники их финансирования. Освещает сущность финансовых ресурсов и капитала предприятия, описывает собственные, заемные и привлеченные средства. Раскрывает сущность экономического потен­циала, описывает его эле­менты, основные фонды и источники финансирова­ния их воспроизводства. Излагает принципы и ме­тоды нормирования обо­ротных средств, порядок определения источников и ( размеров финансирования их прироста и показателей эффективности использования.   Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц. М. К. Фисенко. Т. Е. Бондарь и др.: под общ. ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. - 2-е изд., стереотип. - Мн.2005.с.149-186. Финансы и кредит: Учеб. пособие /Под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.:Книжный Дом; Мисанта, 2005. с. 141-182 Законспектировать вопросы: 1.Источники финансирования воспроизводства ос­новных фондов. 2.Определение среднегодовой стои­мости основных фондов на планируемый период и амортизационного фонда. 3.Оборотные средства сельскохозяйственных организаций, их состав, структура. 4.Эффективность использования оборотных средств. Ответить на вопросы для самоконтроля. Научиться определять источники финансирова­ния капитальных вложе­ний. Научиться определять источники финансирования прироста норматива оборотных средств, их размер. Научиться рассчитывать показатели эффективно­сти использования обо­ротных средств. 1. Перечислите принципы организации и планирования оборотных средств предприятия. 2. Охарактеризуйте роль и назначение оборотных средств. 3.Перечислите принципы и методы нормирования.  
Тема 10. Инвестиционная деятельность. Раскрывает сущность инвестиций, освещает их субъекты и объекты. Ха­рактеризует виды инве­стиций, источники финан­сирования инвестицион­ной деятельности и пока­затели ее эффективности. Излагает цели, описывает ' формы и методы государ­ственного регулирования инвестиционной деятель­ности, порядок ее орга­низации, планирования и управления ею.   Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц. М. К. Фисенко. Т. Е. Бондарь и др.: под общ. ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. - 2-е изд., стереотип. - Мн.2005.с.9-25. Финансы и кредит:Учеб. пособие /Под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.:Книжный Дом; Мисанта, 2005. с. 192-223 Законспектировать вопросы: 1.Понятие инвестиций, их виды. 2.Субъекты и объекты инвестиционной деятельности. 3.Цепные бумаги как особая форма инвестиций. Виды цен­ных бумаг. 4.Инвестиционный фондовый портфель, его дивер­сификация. Ответить на вопросы для самоконтроля. Научиться рассчитывать показатели эффективно­сти инвестиций. 1.Дайте определение понятию инвестиции. 2.Перечислите субъекты и объекты инвестиций, виды инвестиций. 3.Перечислите источники финансирования инвестиционной деятельности, дайте их классификацию. 4.Перечислите показатели экономической эффективности инвестиций.  
Тема 11. Сущность кредита. Освещает историю воз­никновения и развития кредитных отношений. Раскрывает сущность кредита, описывает типы кредитных отношений, функции, границы, формы кредита, излагает принципы кредитования.   Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц. М. К. Фисенко. Т. Е. Бондарь и др.: под общ. ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. - 2-е изд., стереотип. - Мн.2005.с.149-186. Законспектировать вопросы: 1.Функции кредита. 2.Границы кредита. 3.Типы кредитных отношений. 4.Формы кредита. Виды кредита. Ответить на вопросы для самоконтроля. 1.Раскройте сущность кредита. 2.Перечислите и раскройте функции кредита. 2.Перечислите и опишите принципы кредита.    
Тема 12. Кредитная система. Ориентируется в структуре кредитной системе. Характеризует банковскую систему, Национальныйбанк РБ и коммерческие банки. Финансы и кредит :Учеб. пособие /Под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. с. 293-301 Законспектировать вопросы: 1.Государственное регулирование деятельности банковской системы. 2.Банковские операции, их виды и классификация. Ответить на вопросы для самоконтроля. 1.Перечислите принципы кредитования. 2.Раскройте сущность кредита. 3.Дайте понятие кредитной системы, перечислите ее звенья. 4.Национальный банк Республики Беларусь, его цели, задачи, функции. 4.Коммерческие банки, их функции, классификация.  
Тема 13. Кредитование предприятий. Трактует понятие о кредитных ресурсах, излагает порядк выдачи и погашения кредита, составления кредитного договора.   Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц. М. К. Фисенко. Т. Е. Бондарь и др.: под общ. ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. - 2-е изд., стереотип. - Мн.2005 Ответить на вопросы для самоконтроля. Научиться рассчитывать показатели ликвидности и платежеспособности. 1.Опишите порядок выдачи и погашения кредитов. 2.Охарактеризуйте формы обеспе­чения возвратности кредита. 3.Дайте определения понятиям «депозитный процент», «ссудный процент», «маржа банка».  
Тема 14. Роль финансов и кредита в развитии международных экономических отношений. Раскрывает сущность международного интеграционного процесса, международного кредита, его видов. Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц. М. К. Фисенко. Т. Е. Бондарь и др.: под общ. ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. - 2-е изд., стереотип. - Мн.2005.с.331-351. Законспектировать вопросы: 1.Роль финансов в международном интеграционном процессе. 2.Международный кредит, его субъекты, виды. Ответить на вопросы для самоконтроля. 1.Раскройте сущность международной экономической интеграции. 2.Дайте понятие международного кредита.  

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы.

Контрольная работа является формой самостоятельной работы студента-заочника, которую он выполняет, изучая курс «Финансы и кредит». Приступая к написанию контрольной работы, рекомендуется изучить основные разделы курса по учебникам, учебным пособиям, рекомендованным в списке литературы.

В каждом варианте 3 вопроса и 2 задачи. Номера контрольных вопросов и заданий определяются по таблице в зависимости от начальной фамилии учащегося.

При выполнении контрольной работы необходимо придерживаться следующих правил:

- на титульном листе указать номер контрольной работы, фамилию, имя и отчество (полностью), курс, почтовый адрес, номер учебной группы, наименование учебной дисциплины;

- контрольную работу выполнять только по своему варианту. Работа, выполненная не по своему варианту, на проверку не принимается.

- записать правильно в задании вопрос, выделить его, а затем писать ответ.

- ответы писать только чернилами одного цвета, оставляя поля для замечаний преподавателя.

- в конце работы указать используемую литературу, поставить подпись и дату выполнения.

- страницы в тетради необходимо пронумеровать.

Контрольная работа высылается в колледж в соответствии с графиком.

Если работа не зачтена, то должна быть выполнена вновь согласно указаниям преподавателя. При повторном направлении в учебное заведение работы обязательно следует приложить к ней рецензию преподавателя на незачтенную работу.

По прибытии на экзаменационную сессию учащийся обязан до начала сдачи экзамена пройти собеседование с преподавателем по контрольной работе.

В случае возникновения вопросов в процессе изучения материала, вы можете обратиться в колледж за консультацией.

Наши рекомендации