Анализ реализации продукции
При решении проблемы финансовой стабильности, улучшения платежеспособности предприятий АПК главным является создание условий для беспрепятственного выгодного сбыта продукции. В настоящее время товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В процессе реализации продукции формируется конечный финансовый результат производственно-финансовой деятельности - прибыль или убыток. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это положительная (отрицательная) разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
В современных условиях для предприятий актуальна проблема реализации продукции по ценам не ниже себестоимости: полученный по обмену товар или его часть предприятию необходимо реализовать с оплатой в денежной форме для получения средств на выплату заработной платы, коммунальных платежей, расчетов с бюджетом. Часто товар не удается реализовать даже по цене приобретения. Реализуя товар ниже себестоимости, предприятие получает реальные убытки.
Сельскохозяйственная продукция, реализуемая за пределы хозяйства, называется товарной продукцией. Часть продукции, потребляемой в данном хозяйстве или реализуемой за его пределы, может предварительно подвергаться промышленной переработке. Распределение физического объема сельскохозяйственной продукции может быть представлено в денежном выражении при условии единых цен для всех каналов реализации. Распределение продукции по стоимости (издержкам производства) предполагает учет фактически складывающихся цен.
Цена – это денежное выражение стоимости товаров. Она выступает важнейшим инструментом конкурентного процесса. Цена на товар в условиях рынка складывается под влиянием спроса и предложения. Однако это не исключает участия государства в регулировании цен на отдельные виды товаров, которое осуществляется посредством контроля за необоснованным их завышением.
Цена определяется на основе затратного метода:
Ц=С+П+Н,
где С – себестоимость единицы продукции,
П – прибыль полученная производителем,
Н – косвенные налоги и отчисления в цене товара.
Производственная специализация предприятия определяется по основным товарным отраслям и продуктам, обеспечивающим наибольшую выручку от реализации.
Рассмотрим структуру выручки за реализованную товарную продукцию в СПК «Племзавод «Разлив».
По данным бухгалтерской отчетности можно отметить, что продукция растениеводства приносит прибыль, т.е. покрывает все расходы и реализуется по ценам, выше себестоимости. Но заметно снижение количества реализованной продукции растениеводства к 2010 году, а именно на 1177 тыс.р.
В свою очередь, продукция животноводства приносит убыток, хотя выручка от реализации молока приносит доход хозяйству, а реализация скота в живой массе – значительный убыток, при чем объем продажи этого вида продукции уменьшился к 2010 году.
Необходимо отметить, что продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде приносит больше всего убытка. Дело в том, что эта продукция, а именно молочные продукты, мясо и мясопродукты, реализуются по низкой цене и не покрывают затрат на их производство.
Таблица 17- Структура выручки за реализованную продукцию, тыс.р..
Вид продукции | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||
полная себестоимость | выручка от продажи | полная себестоимость | выручка от продажи | полная себестоимость | выручка от продажи | |
Зерновые и зернобобовые | ||||||
в т.ч. пшеница | ||||||
овес | - | - | - | - | ||
Прочая продукция растениеводства | ||||||
ИТОГО по растениеводству | ||||||
Скот и птица в живой массе | ||||||
в т.ч. КРС | ||||||
лошади | - | - | ||||
Молоко цельное | ||||||
Мед | ||||||
Прочая продукция животноводства | ||||||
Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде | ||||||
ИТОГО по животноводству |
Итак, от продукции растениеводства в 2010 году было выручено 55% от суммы, вырученной в 2008 году, но это на 19,5 % больше запланированной выручки. От продукции животноводства в 2010 году получено на 3 % меньше, чем в 2008, а также на 8 % меньше планируемого.
Себестоимость – это сумма затрат в денежном выражении на производство и реализацию продукции. Себестоимость является одним из основных показателей работы предприятия. Она показывает, во что обошелся производителю произведенный продукт. Себестоимость может быть высчитана и по отрасли в целом. Себестоимость единицы продукции определяют как отношение производственных затрат к объему валовой продукции.
Показатель себестоимости необходим для обоснования рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства, определения его экономической эффективности, установления уровня цен на сельскохозяйственную продукцию.
На себестоимости отражаются результаты всей деятельности предприятия: уровень урожайности культур и продуктивности животных, производительность труда, экономное расходование материальных ресурсов, степень специализации и концентрации производства, использование достижений научно-технического прогресса. Однако себестоимость не показывает, как изменяется доходность производства, и не может служить синтетическим показателем его эффективности.
Проведем факторный индексный анализ изменения стоимости реализации основных видов продукции хозяйства.
Таблица 18 – Показатели стоимости реализации основных видов продукции СПК «Племзавод «Разлив»
Вид продукции | Объем продукции, ц | Себестоимость 1 ц., тыс.р. | ||
2008 г. | 2010 г. | 2008 г. | 2010 г. | |
зерно | 0,39 | 0,46 | ||
молоко | 1,29 | 1,64 |
Стоимость реализации продукции в 2008 г.:
В 2010 г.:
Затраты труда условные:
Общий индекс изменения стоимости реализации:
Индекс себестоимости:
Индекс объема продукции:
Из расчетов видно, что стоимость реализации продукции в 2010 году увеличилась на 7 %, за счет изменения объема продукции она снизилась на 16%, а за счет изменения себестоимости 1 ц. продукции – увеличилась на 27 %, или на 6006,1 тыс.р.
Чтобы охарактеризовать экономическую эффективность сельскохозяйственного производства, используют ряд показателей. Наиболее значимым из них является рентабельность, которая в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия.
Различают показатели рентабельности: рентабельность реализованной продукции, рентабельность конкретного вида продукции. Показатель рентабельности реализованной продукции отражает эффективность текущих затрат. Он исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализационной продукции. Как было проанализировано ранее, уровень рентабельности продаж заметно упал : с 12,34 в 2008 году, до 2,66 в 2010.
( Это составляет всего лишь 21,56% )
Рентабельность – важнейшая экономическая категория, которая присуща всем предприятиям. Уровень рентабельности показывает эффективность производства с точки зрения получения прибыли на единицу материальных и трудовых затрат по производству и реализации продукции. Данные показатели говорят о том, что СПК « Племзавод « Разлив» должно повышать не только эффективность продаж, но и всего производства в целом.
5. КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИЗНАКОВ
Корреляционно-регрессионный анализ – это классический метод стохастического моделирования хозяйственной деятельности, изучающий взаимосвязи показателей хозяйственной деятельности, когда зависимость между ними не является строго функциональной и искажена влиянием посторонних, случайных факторов.
Корреляция (от франц. Correlation- соотношение) в статистике понимается как взаимоотношение между изучаемыми статистическими величинами, рядами и группами. Метод корреляции применяется для определения параллелизма - прямого или обратного - в изменениях чисел в сравниваемых рядах. Путем отыскания коэффициента корреляции статистика подходит к измерению самой меры или степени параллелизма между явлениями. Но внутренние причинные связи между разными факторами таким путем не отыскиваются, т. к. вопрос о причинности не разрешается одними лишь выкладками и приемами абстрактного статистического метода.
Статистические группировки и построения значительно облегчают возможность установления причинных зависимостей: благодаря числовому выражению явлений и фактов для представителей специального знания открывается более легкая возможность всяких сравнений и сопоставлений. С изменениями значения признака X закономерным образом изменяется среднее значение признака У, в то время как в каждом отдельном случае значения признака У может принимать множество различных значений.
Если корреляционный метод применяется к анализу связи между двумя признаками, то такую корреляцию называют простой. Если же исследуется влияние нескольких признаков на изучаемую величину, то такая корреляция - множественная.
Корреляционный метод дает возможность вычислить цифровой показатель, характеризующий степень связи между двумя или несколькими признаками - коэффициент корреляции.
Величина коэффициента корреляции находится в пределах от 0 до 1. Если связь близкая к функциональной, то значение коэффициента корреляции близко к 1. Чем слабее воздействие аргумента на функцию, или сильнее воздействие прочих неустойчивых факторов, тем меньше величина коэффициента корреляции. Определение корреляции связано с изучением взаимосвязанных признаков.
Приведём корреляционный анализ взаимосвязи признаков на примере влияния двух факторов-признаков:
У - урожайность зерна, ц/га;
Х1 – затраты труда на 1ц. зерна чел.-ч.;
Х2 – энергообеспеченность, л.с.
Таблица 16 – Корреляционный анализ
№ п\п | Урожайность зерна, ц/га У | Затраты труда на 1ц зерна, чел.-ч. Х1 | Энергообеспеченность, л.с Х2 |
15,9 | 0,12 | 0,54 | |
13,64 | 0,44 | 0,53 | |
16,63 | 0,44 | 0,54 | |
14,2 | 0,95 | 0,59 | |
11,5 | 0,55 | 0,6 | |
17,2 | 0,67 | 4,28 | |
11,2 | 0,89 | 3,86 | |
15,13 | 0,88 | 4,38 | |
8,5 | 1,41 | 1,03 | |
12,3 | 1,16 | 1,3 | |
1,42 | 1,09 | ||
16,72 | 0,94 | 1,1 | |
8,79 | 0,85 | 2,4 | |
7,23 | 0,76 | 2,53 | |
8,36 | 1,12 | 2,47 | |
среднее значение | 12,55 | 0,84 | 1,82 |
ВЫВОД ИТОГОВ | |
Регрессионная статистика | |
Множественный R | 0,493 |
R-квадрат | 0,243 |
Нормированный R-квадрат | 0,116 |
Стандартная ошибка | 3,169 |
Наблюдения |
Дисперсионный анализ | ||||||||||
df | SS | MS | F | Значимость F | ||||||
Регрессия | 38,707 | 19,353 | 1,926 | 0,188 | ||||||
Остаток | 120,528 | 10,044 | ||||||||
Итого | 159,235 | |||||||||
Коэффициенты | Стандартная ошибка | t-статистика | P-Значение | Нижние 95% | Верхние 95% | Нижние 95,0% | Верхние 95,0% | |
Y-пересечение | 16,375 | 2,288 | 7,155 | 1,16 | 11,389 | 21,361 | 11,389 | 21,361 |
Переменная X 1 | -4,619 | 2,367 | -1,951 | 0,074 | -9,777 | 0,538 | -9,777 | 0,538 |
Переменная X 2 | 0,032 | 0,605 | 0,053 | 0,958 | -1,287 | 1,351 | -1,287 | 1,351 |
Коэффициент корреляции равен 0,493, что свидетельствует о том, что имеет место средняя положительная корреляционная связь, то есть при увеличении затрат труда и энергообеспеченности возрастёт и урожайность. Действительно, чем больше будет зарплата, тем больше работников захотят работать в данном хозяйстве. Действительно, чем лучше будет обработана почва, в соответствии с прихотливостью возделываемой культуры, тем выше урожай Коэффициент детерминации показывает, что урожайность на 0,0116% зависит от затрат труда
Строим уравнение регрессии:
У =а + вх1 + сх2 , тогда
У =16,375 +(- 4,619)х1+ 0,032х2
Вывод: при увеличении затрат труда на 1 ц. зерна на 1% урожайность снизится на 4,619ц/га, а при увеличении энергообеспеченности на 1 % урожайность повысится на 0,032 ц/га.
Определим коэффициент эластичности для каждого параметра.
Для параметра в:
Эв=в* =-4,619*0,84/12,55= - 0,3 %
Если затраты труда увеличится на 1 %, то урожайность снизится на 0,3 %.
Для параметра с:
Эс=с* =0,032*1,816/12,55= - 0,005 %
Если энергообеспеченность увеличится на 1 %, то урожайность уменьшится на 0,005%.
Определим статистическую значимость коэффициента регрессии. При вероятности 0,95 и числом степеней свободы 12, t-критерия= 2,1788, а t-расчетное для параметра в =|-1,951|=1,951, значит tфакт < tтабл. Из этого следует, что связь не существенная, а выбранные факторы весьма незначительно влияют на изменение урожайности.
Заключение
В данной работе был проведён статистико-экономический анализ развития производства СПК « Племзавод «Разлив» Кетовского района, Курганской области. Результаты анализа говорят об отрицательной тенденции развития производства. Так, увеличились:
- Среднегодовая стоимость основных фондов на 9%
- Количество энергоресурсов хозяйства на 3%
В то же время снизились:
- Среднегодовая численность работников на 8,7%
- Среднегодовая выработка 1 работника на 3,5%
- Фондоотдача на 13,5%
- Затраты труда на 5%
- Производственные затраты на 7%
- Выручка от реализации продукции на 4,4%
- Урожайность на 5%
- Среднегодовой надой молока на 9%
- Уровень рентабельности производственной деятельности на 90 %
- Уровень рентабельности продаж на 79%
Таким образом, убыток от продаж со временем будет увеличиваться т.к. для успешного функционирования отраслей животноводства необходима собственная надёжная кормовая база, позволяющая сократить расходы по приобретению кормов у других предприятий, необходимо достаточное количество работников, конкурентный рынок с ценами, покрывающими затраты на производство, а также новые технологии. Следовательно, руководителям СПК «Племзавод «Разлив» следует обратить внимание на проблему снижения объема реализации продукции и на значительное снижение стоимости этой продукции на рынке..
Важным аспектом в развитии производства является состояние основных фондов, т.е. они имеют свойство изнашиваться, а при нерациональном использовании этот процесс значительно ускоряется и руководство в скором времени будет вынуждено совершить затраты на их восстановление.
В процессе проведения анализа сложилось впечатление, что растениеводству уделяется остаточное внимание, а первостепенное – животноводству. В результате увеличения себестоимости 1ц зерна неуклонно отражается на объеме производства и себестоимости производимого молока и прироста живой массы.
В заключении хочу еще раз заострить внимание на очень тесной прямой связи растениеводства и животноводства, поэтому для дальнейшего успешного развития производства СПК «Племзавод «Разлив» важно уделить внимание указанным проблемам.
Список использованной литературы
1. Афанасьев В.Н., Маркова А.И. Статистика сельского хозяйства: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2003. - 272с.
2. Гришин А.Ф. Статистика: Учеб пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003.- 240с: ил.
3. Гусаров В.М./Статистика: Учебное пособие для вузов, - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 463 с.
4. Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: учебник / М. Р. Ефимова, Е. В. Петрова, В. Н. Румянцев. – М.: Инфра-М, 2000. – 416 с.
5. Зинченко А. П. Статистика / А. П. Зинченко. – М.: КолосС, 2007. – 568 с..
6. Курс социально - экономической статистики: Учебник для вузов/Под ред. проф. М.Г.Назарова. - М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДДНА, 2000. -771 с.
7. Практикум по статистике/А.П.Зинченко, А.Е. Шабалкин, О.Б.Тарасова, Е.В. Шайкина; Под ред. А.П.Зинченко.-М.: КолосС, 2003.- 392 с: ил.-(Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений)
8. Савицкая Г.В./ Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник// Г.В.Савицкая. - 2-е изд., испр.-Мн.: Новое знание, 2002.-687 с.
9. Ярных Э. А. Статистика финансов предприятий торговли: учебное пособие / Э. А. Ярных. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 352 с.
10. http://www.zauralbest.ru/