Предпосылки становления корпоративной культуры на предприятии
Индивидуальность предприятия, его отличие от других предприятий, определяется корпоративной культурой. В словосочетании "корпоративная культура" первичным есть слово "культура". В ее основе лежит философия предприятия, которое избирается им самостоятельно при его создании. Она определяет идеи, взгляды, основные ценности, которые должны поддерживаться его сотрудниками. Ценности могут быть абсолютно разными в зависимости от того, что лежит в основе деятельности предприятия; его собственные интересы или интересы его отдельных работников. Корпоративная культура формирует внутреннюю политику предприятия, что является основой внешней прозрачности бизнеса. Развитие корпоративной культуры необходимо для позиционирования предприятия на рынке и для развития его бренду.
В рыночных условиях хозяйствования корпоративная культура присутствует как естественный, незаметный и всеобъемлющий фактор. Невыразительность культуры не означает ее ничтожества. Основная функция корпоративной культуры в таком понимании заключается в регулировании отношений между людьми с помощью принципов поведения, правил и норм. Культура дает предприятию ощущения стабильности, а его сотрудникам - ощущение эмоционального привлечения к деятельности предприятия. Она также оказывает содействие реализации основной потребности человека - потребности в самоуважении, которое мотивирует положительную оценку любого работника. Если у сотрудников конкретного предприятия возникает вопрос относительно их отличительных особенностей от работников других предприятий, предметом гордости может быть успешность функционирования предприятия на рынке, прогрессивное руководство, новые бизнес - технологии, престижность объятой должности и т.п.. Если предприятие не имеет указанных характеристик, то предметом гордости могут стать благоприятный микроклимат в трудовом коллективе, доброжелательные отношения с коллегами. Для рядового сотрудника эти характеристики могут быть не менее значимыми: работник может согласиться на невысокую заработную плату, отсутствие перспектив и т.п. ради сохранения этих отношений (хотя в сегодняшних условиях хозяйствования отечественных предприятий это почти нереальная ситуация).
Значимость корпоративной культуры возрастает в условиях жесткой конкуренции, легкой и быстрой ротации товаров, сильной рыночной позиции поставщиков и клиентов. В таких условиях сбыт продукции становится более проблемным, чем ее производство. Основными причинами, которые заставляют современные предприятия изменять корпоративную культуру, есть рост конкуренции на товарных рынках и расширение (разветвление) деятельности предприятий (появление новых подразделов, филиалов, представительств и т.п.).
Итак, корпоративная культура занимает далеко не последнее место в управлении предприятием. Главной задачей ее формирования становится поддержка изменений, которые происходят в пределах предприятия.
2. Анализ факторов влияния на формирование корпоративной культуры
Для успешного формирования корпоративной культуры на предприятии важно учитывать приведенные ниже советы.
1. Вопрос относительно формирования корпоративной культуры инициирует высшее руководство предприятия, а ее реальными сопроводителями становятся менеджеры верхних и средних звеньев управления.
Служба управления персоналом (кадровая служба) или любое другое функциональное подразделение, которое администрирует процесс внедрения корпоративной культуры в производственно-хозяйственную деятельность предприятия, должны использовать эффективные технологии. Но вместе с формированием новой корпоративной культуры менеджерам предприятия необходимо осознать тот факт, что изменяться придется, прежде всего, им самим. Руководство должно осуществить оценку готовности к изменениям. Если предприятие готово адаптироваться к изменениям, то идеи корпоративной культуры можно внедрять на основе ежедневных примеров, осуществляемой работы, внутренней политики - только тогда они принесут пользу в виде экономического эффекта.
2. Перед внедрением любых изменений в хозяйственную деятельность предприятия, а тем более перед формированием новой корпоративной культуры, важно подготовить или пригласить высококвалифицированных специалистов, способных заниматься этим вопросом.
3. До процесса внедрения новой корпоративной культуры важно предоставить сотрудникам нужную информацию, сформулировать проблемы, твердо определить направления нежелательного развития предприятия. Изменения в культуре необходимо внедрять, придерживаясь общепринятой последовательности: сначала взвешивая проблемы, которые угрожают эффективному функционированию предприятия, потом - внедряя в жизнь желательные принципы поведения. После этого путем убеждения, прямого давления, других методов следует реализовывать на практике обработанный будущий способ хозяйствования. На каждом этапе таких изменений обязательно следует осуществлять контроль и корректирование.
Факторы, которые оказывают содействие и тормозят изменения в корпоративной культуре предприятия, подробно проанализированы в табл. 11.1.
Таблица 11.1
Перечень факторов, которые оказывают содействие и тормозят развитие эффективной корпоративной культуры на предприятии
Благоприятные факторы | Тормозящие факторы |
1 Увеличение контактов с внешней средой и открытость к новым идеям. 2. Анализ потребностей клиентов. 3. Исследование и анализ действий и достижений конкурентов. 4. Привлечение внешних консультантов. 5. Обучение рабочих и руководителей вне границ предприятия. 6. Быстро изменяемый, четко структурированный, но ненадежный рынок. 7. Давление относительно осуществляемой политики со стороны внешних основателей предприятия. 8. Подбор кадров на объективной основе. | 1. Сосредоточение на внутренних процедурах и правилах предприятия. 2. Непонятные критерии оценки успеха предприятия и его отдельных работников. 3. Доминирующая позиция предприятия на рынке. 4. Низкое разнообразие работ, сильный конформизм и сплоченность рабочих групп. 5. Низкая профессиональная подвижность управленческих кадров, большой стаж работы на одном предприятии. 6. Интуитивный подбор кадров, основанный на субъективных критериях оценки. |
Анализ свидетельствует о том, что большинство тормозящих факторов характерные для ориентированного на производство, стабильно функционирующего, замкнутого предприятия. Среди благоприятных факторов - элементы рыночных требований, эластичных, открытых к изменениям, действующих в условиях повышенной рискованности функционирования предприятия. Таким образом, основные проблемы, которые заставляют современные предприятия формировать корпоративную культуру, сводятся к усилению конкуренции, создание разнообразия операций, расширение деятельности предприятия, внедрение новых технологий.