Характеристика предприятия. В данной работе будет рассмотрено Общество с ограниченной ответственностью «Тигр»
В данной работе будет рассмотрено Общество с ограниченной ответственностью «Тигр». Предприятие находится в г. Бикин по ул. Мира 8П. Основной вид деятельности общества - торгово-закупочная. По своей организационно-правовой форме оно является обществом с ограниченной ответственность- это общество, уставный капитал которого составляет 500000 рублей, создано одним учредителем, владеющим 100% долей в уставном капитале.
К основным видам деятельности относятся:
- поставка и реализация гражданского оружия, рыболовных, охотничьих и сопутствующих им товаров;
- торговля силовой техникой (снегоходов, лодочных моторов, генераторов, водяных насосов);
- ремонт и техническое обслуживание силовой техники;
- организация и содержание автостоянки;
- содержание станции технического обслуживания;
ООО «Тигр» работает на рынке 2,5 года и является достаточно известным в городах хабаровского района, со сложившейся организационной культурой, большим количеством постоянных потребителей. Характеристика среды организации представлена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика внутренней среды организации
Элементы внутренней среды организации | Перечень признаков |
1. Производство | Производственный процесс снабжён специализированными германскими станками, служащими для диагностики Аналогичных станков в г.Бикин не имеется. Поставки всех необходимых запчастей на фирму |
Продолжение табл.1
Элементы внутренней среды организации | Перечень признаков |
1. Производство (продолжение) | осуществляются напрямую московскими дилерами таких фирм, как Yamaha, Mercyri. Благодаря использованию новых технологий диагностики силовой техники специалистами значительно сократилось время на обнаружение неполадок, увеличилась вероятность точности определения неполадки. За счёт эффективного действия специалистов на данном оборудовании вероятность брака практически отсутствует. |
2. Маркетинг | На предприятии существует широкая номенклатура оружия: гладкоствольное, нарезное, газовое, пневматическое, бесствольное, метательное, сигнальное, служебное, сувенирное, холодное. А так же необходимые комплектующие к оружию. Общий размер оружейного рынка г.Бикин, пос. Излучинска, Стрижевого, и г. составляет 51700 тыс. рублей исходя из численности мужского населения в возрасте от 25 до 60 лет; средней взвешенной цены за единицу оружия, которая составляет 10250 рублей; количество реализованного оружия в магазинах ООО «Тигр» - 2730 ед. оружия за год. Доля оружейного рынка и близлежащих городов составляет 48%. Маркетинговые исследования проводятся в виде анализа цен конкурентов. На предприятии действует широкомасштабная рекламная кампания, в частности реклама на телевидении, радио, стендах; проведение рекламных акций, розыгрышей. Фирма занимается спонсорской помощью в организации спортивных и культурных мероприятий. |
3. Персонал | Кадры подбираются на основе подачи объявлений в бегущую строку, после чего происходит собеседование со специалистом по кадрам. При принятии кандидата на работу ему дается 2 – х месячный испытательный срок, по истечение которого принимается окончательное решение руководства о дальнейшей деятельности сотрудника. Сотрудники отдела, лидирующего на конец отчётного периода по объёму реализации товаров, помимо основной заработной платы получают премиальные в размере 50 % от заработной платы. |
Элементы внутренней среды организации | Перечень признаков |
3.Организацион-ная структура | На предприятии существует линейно – функциональный тип организационной структуры (рисунок 1). |
Рис. 1. Организационная структура управления
Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем задачам, которые они выполняют. Конкретные характеристики деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности организации.
Предприятие ООО «Тигр» имеет довольно широкую номенклатуру товаров и услуг (табл. 2).
Таблица 2
Ассортимент продукции ООО «Тигр»
Продукция | Краткое описание | Основные потребители |
1. Оружие | Различные виды оружия: гладкоствольное, нарезное, пневматическое, газовое, холодное и все необходи-мые комплектующие к ним: пули, порох, дробь, чехол, шомпол, спец. одежда. | Основными потребителями являются жители города Бикин мужского пола, предпочитающие проводить свободное время на охоте или рыбалке. Продукция реализуется со склада или под заказ. |
2.Силовая техника | Генераторы, моторные и комплектующие для них, водяные насосы, снегоходы | Промышленные предприятия города и физические лица со средним и вше среднего уровнем доходности |
Продолжение табл. 2
3.Спортивная одежда | Одежда, обувь, сумки, инвентарь, головные уборы | Покупатели, занимающиеся спортом; покупатели, у которых спортивный стиль одежды; Спортивные организации, покупатели – профессионалы, любители |
4.Рыболовные снасти | Удочки, спиннинги, катушки, наживки, крючки, спец. одежда, лодки, палатки, сети, поплавки, садки | Основными потребителями являются физические лица, предпочитающие проводить своё свободное время на рыбалке. Товар реализуется как оптом, так и в розницу. |
5.Банные принадлежности | Ковши, вёдра изделия из дерева, халаты, веники, ароматизированные масла, уголь | Основные потребители – лица, предпочитающие мыться в бане. Основным конкурентным преимуществом является более низкие цены на продукцию, недостаток – неудобное расположение. |
6.Ремонт транспортных средств | Ремонт и обслуживание автомобилей и силовой техники. | Основными потребителями являются владельцы автомобилей и силовой техники, как физические, так и юридические лица . |
Так как предприятие ООО «Тигр» имеет широкую номенклатуру товаров и услуг находящихся в разных отраслях, то для дальнейших расчёта и анализа продукции возьмём оружейные товары (более подробный список приведен в в приложении таблице А.1).
Общий размер оружейного рынка г. Бикин, пос. Излучинска, Стрижевого, и составляет 51700 тыс. рублей исходя из численности мужского населения в возрасте от 25 до 60 лет; средней взвешенной цены за единицу оружия, которая составляет 10250 рублей;
На оружейном рынке города Бикин участвуют 4 сильных конкурента - ООО «Тигр» с долей рынка в 16%, магазин «Сибирский охотник» с рыночной долей 26 %, сеть магазинов «Царский охотник» - 28% и магазин «Беркут» с долей рынка 12%. Остальные 18% приходятся на других мелких конкурентов.
Основными поставщиками являются отечественные заводы – изготовители (Ижевский механический завод, Тульский оружейный завод, Златоустовский завод) и посредники, которые занимаются поставкой оружия известных зарубежных оружейных изготовителей (Кольт, Браунинг, Бенелли).
Предприятие непосредственно находится в зависимости от поставщиков, это связано с тем, что предприятие занимается реализацией уже готовой продукцией, вследствие чего появляется угроза в способности поставщиков диктовать свои условия. Всё это может отразиться на конечной цене товара, которая может повысится и тем самым потребитель отдаст предпочтения товарам конкурентов.
Определение привлекательности отрасли:
· Предприятие работает в средне растущей отрасли – это связано с приростом числа выпускаемого оружия и актуализации необходимости безопасности человеческой жизни.
· На данном этапе практически не возможен приход в отрасль крупных фирм, которые смогли привлечь к себе большую часть клиентов.
· Спрос на предлагаемые товары является стабильным, на данный момент наблюдается не значительный рост спроса на продукцию.
· На рынке функционирует несколько средних компаний, занимающихся реализацией оружия.
· За последние годы наблюдается незначительный прирост прибыльности отрасли в целом
· На структуру конкурентных сил в отрасли в основном оказывают влияние потребители продукции и поставщики.
Таким образом, можно говорить о том, что предприятие ООО «Тигр» работает в достаточно привлекательной отрасли.
Одним из наиболее известных методов определения конкурентной позиции предприятия является матрица Бостонской консультационной группы - «матрица БКГ».БКГ предложила использовать для определенных перспектив единственный показатель – рост объема спроса, который задает размер матрицы по вертикали; размер по горизонтали ограничивается соотношением доли рынка, принадлежащей организации, и доли рынка, принадлежащей ее ведущему конкуренту [8, с. 122].
Согласно разработкам БКГ, это соотношение определяет сравнительные конкурентные позиции организации в будущем (рисунок 2).
Рост отрасли
Доля рынка
где, 1 – ООО «Тигр»
Рис. 2. Матрица БКГ для предприятия ООО «Тигр»
Из рисунка 2 видно, что предприятие ООО «Тигр» при определении конкурентных позиций находится в зоне с высоким темпом роста и высокой долей рынка, т.е. в зоне «Звёзды». Организации следует прилагать усилия, направленные, как минимум, на сохранение доли рынка, однако угроза перехода в монополистическое состояние приводит к выбору стратегии диверсификации, что позволит обеспечить выход фирмы на новые виды бизнеса. При сохранении доли рынка магазину необходимо вести регулярный анализ запросов потребителей и основных конкурентов, в частности магазина «Сибирский охотник», который занимает большую долю рынка и имеет достаточно высокие темпы роста рынка
SWOT – анализ предприятия
Технология SWOT – анализа предполагает рассмотрение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, угроз и возможностей.
Сильные стороны:
1. Широкий ассортимент товаров позволяет предложить покупателям разнообразные виды оружия и выбрать наиболее подходящие для охоты или самозащиты.
2. Известное имя. Организация существует на протяжении 10 лет, и уже смогло сформировать положительное мнение о себе и известность среди клиентов. Хорошая репутация - это один из важнейших факторов конкурентного преимущества.
Слабые стороны:
1. Высокие цены - довольно серьезный недостаток у фирмы. Более низкие цены у конкурентов привлекают покупателей и есть вероятность потерять часть клиентуры.
2. Зависимость от поставщиков. Организация осуществляет торгово-закупочную деятельность, т.е. закупает готовую продукцию у производителя и перепродает по более высокой цене. Поставщик, повысив цену на продукцию, заставляет либо аналогично повышать продажную цену, либо искать новых поставщиков.
Возможности:
1. Выход на новые рынки у предприятия есть возможность предоставить потребителям новую услугу.
2. В регионе много охотничьих хозяйств и разного вида зверей, что привлекает довольно много местного населения.
3. Увеличение числа охотников. Охота в этом регионе является одним из главных и интереснейших видов проведения свободного времени.
Угрозы:
1. Конкуренция – на рынке действуют 2 довольно успешно развивающихся конкурентов, которые по некоторым факторам превосходят наше предприятие.
2. Запрет на открытие сезона охоты на птиц, связанный с распространением в мире вируса «птичий грипп». Запрет на открытие охоты может значительно снизить спрос на некоторые виды оружия, что отрицательно скажется на объемах реализации фирмы.
В табл. 3 представлена матрица SWOT-анализа предприятия.
Таблица 3
Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны: | Слабые стороны: |
1. Широкий ассортимент товаров 2. Известное имя. | 1.Высокие цены по сравнению с конкурентами 2.Зависимость от поставщиков |
Возможности: | Угрозы: |
1.Возможность выхода на новые рынки 2.В регионе много охотничьих хозяйств. 3.Увеличение числа охотников. | 1.Конкуренция 2. Запрет на открытие сезона охоты на птиц |
В табл. 4 представлена количественная оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Таблица 4
Количественная оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
Сильные стороны | Слабые стороны | ||||
Широкий ассортимент | Известное имя | Высокие цены | Зависимость от поставщиков | ||
Угрозы | Конкуренция | ||||
Запрет на открытие сезона охоты на птиц |
Продолжение табл. 4
Возможности | Возможность выхода на новые рынки | ||||
В регионе много охотничьих хозяйств | |||||
Увеличение числа охотников. |
В табл. 5 представлена суммарная оценка факторов
Таблица 5
Суммарная оценка факторов
Сильные стороны | Слабые стороны | ||
Широкий ассортимент | Высокие цены | ||
Известное имя | Зависимость от поставщиков | ||
Угрозы | Возможности | ||
Конкуренция | Возможность выхода на новые рынки | ||
Запрет на открытие сезона охоты на птиц | Увеличение числа охотников. | ||
В регионе много охотничьих хозяйств |
В табл. 6 сформулированы проблемные поля рамках SWOT-анализа.
Таблица 6
Проблемные поля в рамках SWOT-матрицы
Сильные стороны | Слабые стороны | ||||
Широкий ассортимент | Известное имя | Высокие цены | Зависимость от поставщиков | ||
Угрозы | Конкуренция | Дальнейшее увеличение ассортимента | Снижение затрат на рекламу | Снижение затрат | Поиск новых поставщиков |
Продолжение табл. 6
Возможности | Возможность выхода на новые рынки | |||
В регионе много охотничьих хозяйств | Выход на рынки с новыми видами товаров и услуг | Снижение затрат на рекламу | ||
Увеличение числа охотников. |
Таблица 7
Количественная оценка проблем предприятия
Проблема | Оценка | |
Выход на новые рынки | ||
Снижение затрат | ||
Поиск новых поставщиков | ||
Снижение затрат на рекламу | ||
Дальнейшее увеличение ассортимента |
Вышеприведенный анализ позволяет, исходя из состояния внешней среды, определить насколько существенны сильные стороны и слабые стороны, а также насколько важны угрозы и возможности, исходя из состояния внутренней среды.
После определения количественных характеристик мы сформулировали возникшие проблемы для каждой комбинации сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. Таким образом, мы получили проблемное поле предприятия.
Исходя из образовавшихся полей и проставленных экспертных оценок, были обозначены вариантные решения. После их ранжирования были выявлены наиболее приоритетные варианты. Специалисты решили, что самым важным является выход на новые рынки.
Это объясняется тем, что ООО «Тигр» занимает довольно большую долю рынка, и ему стало «тесно» в рамках одного города и близлежащих районов. Из такой сложившейся ситуации (согласимся, что это не худшая ситуация, но и здесь есть проблемы, которые необходимо решать) есть два выхода: во-первых, оставаться на прежнем рынке и вести более жесткую конкурентную борьбу за потребителя; во-вторых, выходить на новые рынки в географическом смысле, т.е. осваивать рынки других регионов страны.