Изменения законодательства о банкротстве - физических лиц
На сегодняшний день Закон о банкротстве физических лиц (граждан), не являющихсяиндивидуальными предпринимателями, не принят.
Законопроект находится на обсуждении в Государственной Думе РФ. На протяжении всего времени существования законодательства о банкротстве введение процедуры банкротства в отношении граждан неоднократно откладывалось.
Действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует отношения, связанные с банкротством юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При этом арбитражные суды не вправе возбуждать дела о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, поскольку согласно пункту 2 статьи 231 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотренные им положения о банкротстве граждан вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы. Данная позиция закреплена в пункте 59 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Наличие различных законопроектов о внесении изменений и дополнений в закон о банкротстве не позволяет рассматривать физических лиц как субъектов отношений о несостоятельности (банкротстве).
Арбитражная практика по делам о банкротстве граждан отсутствует.
Заявление о признании гражданина банкротом может быть подано в арбитражный суд гражданином-должником, конкурсным кредитором или уполномоченным органом. Далее, суд выносит определение о введении наблюдения и наложении ареста на имущество (в случае поручительства суд может освободить из-под ареста). При наличии сведений об открытии наследства производство по делу о банкротстве гражданина приостанавливается до решения вопроса о его судьбе. Суд может вынести определение об отложении рассмотрения дела для осуществления расчетов с кредиторами или достижения мирового соглашения, но не более чем на месяц.
В случае удовлетворения требований кредиторов в указанный срок производство по делу прекращается. В противном случае гражданин-должник признается банкротом и открывается конкурсное производство. В конкурсную массу не включается имущество, на которое в соответствии с ГПК РФ не может быть обращено взыскание. Решение о признании гражданина-должника банкротом направляется всем известным кредиторам с указанием срока предъявления кредиторами требований (не более 2-х месяцев), а также судебному приставу-исполнителю вместе с исполнительным листом. Средства от продажи имущества поступают на в депозит арбитражного суда. Далее производятся расчеты с кредиторами в соответствии с очередностью.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства сроки исполнения обязательств считаются наступившими, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем обязательствам, взыскание по всем исполнительным документам, кроме исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также по требованиям о взыскании алиментов.
Сделки гражданина, связанные с отчуждением или передачей иным способом имущества гражданина заинтересованным лицам за год до возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве, являются ничтожными.
В течение пяти лет после признания гражданина банкротом он может быть признан банкротом только по заявлению кредитора, уполномоченного органа по требованиям об уплате обязательных платежей.
В случае, если физическое лицо не может погасить долг в размере 50 000 рублей и более в течение полугода, гражданин сможет обратиться в Арбитражный суд, с заявлением о банкротстве который выберет 1 из вариантов реструктуризации задолженности:
1) суд замораживает тело долга или даже предоставляет скидку, должник приступает к выплате долга по индивидуальному графику;
2) если шансов на погашение долга не существует, или график не выполняется, суд принимает решение о распродаже имущества должника, а некомпенсированную часть долга списывает.
Инициатором банкротства могут выступить как сам должник, так и его кредиторы.
Реструктуризация долгов производится на срок до 5 лет.
Должник должен располагать не менее, чем 20’000 рублей на оплату работы конкурсного управляющего в течение 2 месяцев;
Законопроект одновременно распространяет действие как физических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, которые сейчас банкротятся как юридические лица;
Под процедуру банкротства не подпадают долги, образовавшиеся из-за невыплаты алиментов, а также причиненного морального вреда, вреда жизни или здоровью;
Долг не будет считаться погашенным, если суд сочтет банкротство преднамеренным или если обнаружит, что перед процессом человек пытался избавиться от имущества.
Между двумя банкротствами должно пройти не меньше 5 лет.
Согласно законопроекту, имущество, которое не смогут забрать для погашения долга:
· единственное пригодное для проживания жилье (исключение — квартира, заложенная банку в качестве обеспечения по ипотечному кредиту);
· сбережения на сумму не больше 25 000 рублей;
· бытовую технику на сумму не более 30 000 рублей;
· одежду, обувь, предметы домашней обстановки и обихода (исключение — драгоценности и предметы роскоши);
· призы, госнаграды, почетные и памятные знаки.
Юридических лиц.
Федеральный закон от 28.07.2012 N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о внесении изменений) корректирует правила осуществления банкротства организаций. В нем содержатся поправки к ряду федеральных законов, наиболее существенные из которых будут внесены в Федеральные законы от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон о банкротстве кредитных организаций).
Большая часть положений Закона о внесении изменений вступила в силу 29 октября 2012 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен более поздний срок вступления в силу.
Закон о внесении изменений содержит две существенных поправки к Закону о банкротстве.
Во-первых, изменятся правила оценки имущества должника на стадиях внешнего управления и конкурсного производства.
Во-вторых, для тех же стадий изменятся правила выплаты выходного пособия и заработной платы руководителю должника, его заместителям, лицам, входящим в коллегиальный исполнительный орган должника, главному бухгалтеру, его заместителям, а также всем сотрудникам, занимающим аналогичные должности в филиале или представительстве должника.
В соответствии с новой редакцией ст. 130 Закона о банкротстве привлечение оценщика на стадии конкурсного производства перестанет быть обязательным. По общему правилу стоимость имущества должника будет устанавливаться по итогам инвентаризации.
Оценка имущества должника с привлечением независимого оценщика за счет имущества должника может быть произведена, только если конкурсному управляющему поступит требование о ее проведении от конкурсного кредитора либо от уполномоченного органа. При этом Закон о внесении изменений устанавливает обязательное условие - размер требований конкурсного кредитора либо уполномоченного органа должен превышать два процента общей суммы требования кредиторов (п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве в редакции Закона о внесении изменений).
Срок для направления конкурсному управляющему требования о проведении оценки составляет десять рабочих дней с даты включения сведений о результатах инвентаризации имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
В требовании о проведении оценки необходимо указать имущество, в отношении которого должна производиться оценка. После проведения оценки составляется отчет, который должен быть включен конкурсным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Повторная оценка в отношении того же самого имущества возможна только за счет конкурсного кредитора или уполномоченного органа.
Закон о внесении изменений установил особенности определения размера требований руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера, его заместителей, а также лиц, замещающих подобные должности в филиалах и представительствах (далее все вместе - руководители должника).
Если в отношении должника начата процедура конкурсного производства, то требования руководителей должника о выплате выходного пособия и иных компенсаций, установленных трудовым договором на случай его прекращения, делятся на две части. Первая часть, не превышающая минимального размера соответствующих выплат, установленных трудовым законодательством, включается в состав текущих платежей (в соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ минимальный размер выходного пособия в случае ликвидации организации равен среднему месячному заработку).
Ко второй части относятся все требования о выплате выходного пособия и иных компенсаций, превышающие минимальный размер соответствующих выплат, установленных трудовым законодательством (средний месячный заработок). Они удовлетворяются после требований кредиторов третьей очереди (п. 2.1 ст. 134 Закона о банкротстве в редакции Закона о внесении изменений).
Также возможно ограничение размера требований об оплате труда руководителей должника. По заявлению конкурсного управляющего арбитражный суд вправе уменьшить размер требований руководителей должника, которые подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов по текущим платежам или в составе требований кредиторов второй очереди. Подобное уменьшение возможно, если в течение шести месяцев до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом был увеличен размер оплаты труда руководителей должника. Разница между размером оплаты труда руководителей должника после увеличения и до него выплачивается после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди.
Закон о банкротстве кредитных организаций дополнен многими нормами, позволяющими по-новому распоряжаться имуществом должника на стадии конкурсного производства. В частности, добавлены нормы о передаче имущества и обязательств должника без проведения торгов, о компенсации требований кредиторов путем предоставления им отступного, нормы о соотношении принудительной ликвидации и банкротства кредитной организации и некоторые другие.
Закон о внесении изменений установил правила передачи имущества и обязательств должника без проведения торгов в ситуации, когда в деле о банкротстве начато конкурсное производство и конкурсным управляющим кредитной организации является Агентство по страхованию вкладов физических лиц.
Закон о внесении изменений устанавливает возможность предоставления отступного кредиторам кредитной организации на стадии конкурсного производства. Предоставить отступное можно будет только в случае, если имущество не было передано без проведения торгов или продано, и не было обременено залогом. При предоставлении отступного необходимо соблюдать очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов. Предложение о погашении требований кредиторов путем предоставления отступного выносится конкурсным управляющим на собрание кредиторов или комитет кредиторов, которые должны будут утвердить его. После этого данное предложение направляется соответствующему кредитору или кредиторам.
Для получения отступного кредитор должен направить конкурсному управляющему заявление о согласии на погашение своего требования путем предоставления отступного.
Закон о внесении изменений установил порядок возврата клиентам имущества (ценных бумаг, денежных средств), принятого и приобретенного кредитной организацией за счет клиентов по договорам об операциях с ценными бумагами, в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Возвращаются ценные бумаги и иное имущество, принятое или приобретенное кредитной организацией за счет клиентов по договорам хранения, доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании. Возврат производится по заявлениям клиентов, направленным не позднее шести месяцев со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Законом о внесении изменений предлагается уточнить действия конкурсного управляющего в случае, когда дело о банкротстве начинается в ходе проведения процедуры принудительной ликвидации кредитной организации.
При проведении принудительной ликвидации предполагается, что имущества кредитной организации достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов. Если в ходе ликвидации окажется, что его недостаточно, ликвидатор подает заявление о начале процедуры банкротства.
Требования кредиторов кредитной организации, в отношении которой проводилась процедура принудительной ликвидации, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены ликвидатором и включаются в реестр требований кредиторов. Также кредиторы вправе предъявлять требования к должнику в течение месяца со дня опубликования объявления о признании ликвидируемой организации банкротом. Таким образом, для кредиторов кредитной организации, в отношении которой применялась процедура принудительной ликвидации, установлен ограниченный срок на предъявление своих требований, поскольку по общему правилу, установленному в ст. 50.28 Закона о банкротстве кредитных организаций, кредиторы могут предъявлять свои требования к кредитной организации в любой момент в ходе конкурсного производства.