Общая характеристика продукции (услуг)
Для постоянного и полного удовлетворения потребностей рынка планирование и учет товаров, изготовляемых для продажи, осуществляются в натуральных (физических) и стоимостных (денежных) измерителях. Важно учитывать, что меру удовлетворения потребностей рынка можно охарактеризовать, исходя прежде всего из показателей товаров определенной номенклатуры и ассортимента в натуральном виде. Номенклатура продукции — это перечень наименований изделий, задание по выпуску которых предусматривается планом производства. Ассортимент продукции — это совокупность разновидностей продукции каждого наименования, отличающихся соответствующими технико-экономическими показателями (типоразмерами, мощностью. производительностью, дизайном и т. п.). Номенклатура и товарный ассортимент включают выпускаемую продукцию, спрос на которую сохраняется, а также новую продукцию, экспериментальные образцы принципиально новых изделий.
Стоимостными показателями производственной программы являются: объем товарной, валовой, реализованной, чистой, условно-чистой, нормативно-чистой продукции, нормативной стоимости обработки, валового и внутризаводского оборота.
В объем товарной продукции ( ) включают готовую продукцию, услуги, ремонтные работы, капитальный ремонт своего предприятия, полуфабрикаты и запасные части на сторону, капитальное строительство, работы, связанные с освоением новой техники, тару, которая не входит в отпускную цену изделия:
,
где - выпуск продукции i-го наименования, в натуральных единицах; - оптовая цена предприятия единицы продукции i-го наименования; - полуфабрикаты на сторону; - услуги промышленного характера на сторону.
В валовую продукцию ( ) включают всю продукцию в денежном выражении независимо от степени ее готовности и определяют по формуле:
,
где - стоимость остатков незавершенного производства соответственно на начало и на конец периода; - стоимость материала заказчика.
Валовой оборот предприятия ( ) – это объем валовой продукции независимо от того, где она будет использована: или в масштабах предприятия, или вне его.
Внутризаводской оборот ( ) – это то количество продукции предприятия, которое используется внутри его для дальнейшей обработки:
Реализованная продукция ( ) – это продукция, которая отгружена потребителю, и, за которую поступили деньги на расчетный счет предприятия-поставщика. Объем реализованной продукции рассчитывается по формуле:
,
где - остатки готовой нереализованной продукции соответственно на начало и конец периода, в денежном выражении.
Объем реализованной продукции с учетом выполнения плана поставок в соответствии с договорами ( ) - рассчитывается по формуле:
,
где - стоимость недопоставленной продукции.
Объем чистой продукции предприятия ( ) рассчитывается по формуле:
,
где - заработная плата; - прибыль.
Показатель условно-чистой продукции ( ) рассчитывается по формуле:
,
где - сумма амортизационных отчислений.
Показатель нормативно-чистой продукции ( ) рассчитывается по формуле:
,
где - основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих с отчислениями на социальные мероприятия; - коэффициент, выражающий отношение заработной платы промышленно-производственного персонала по обслуживанию и управлению производством ( ) к заработной плате производственных рабочих ( ); - прибыль, установленная на основе норматива рентабельности ( , где - себестоимость за вычетом материальных затрат; - норматив рентабельности к себестоимости, %).
Показатель нормативной стоимости обработки рассчитывается по формуле:
где - объем выпуска продукции, в денежном выражении; - материальные затраты, в денежном выражении; - прибыль, в денежном выражении.