Контроль качества аудиторской деятельности

Система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:

а) соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторс­кой организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

б) укомплектование аудиторской организации профессиональ­ными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполне­ния ими своих обязанностей;

в) поручение аудиторских заданий профессиональным сотруд­никам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

г) выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе на­правляющих указаний, текущего контроля и проверки вы­полненной работы таким образом, чтобы это отвечало не­обходимым требованиям качества;

д) получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консульта­ций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;

е) разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения кли­ентов;

ж) осуществление мероприятий по регулярным проверкам на­дежности и эффективности функционирования внутрифир­менной системы контроля качества работы;

з) принятие необходимых мер в отношении сотрудников ауди­торской организации в случаях невыполнения или ненадле­жащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Руководитель аудиторской организации обязан утвердить до на­чала аудита руководителя и старших аудиторов конкретной про­верки, что должно быть отражено в общем плане аудита. Руководи­тель проверки и старшие аудиторы обязаны проанализировать про­фессиональные способности рядовых участников проверки, спла­нировать работу, которая может быть им поручена, и определить специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ.

Текущий контроль работы исполнителей состоит из руково­дящих указаний, которые должны соответствовать общему пла­ну аудита, включая расчеты затрат времени на проведение ауди­та, и программе аудита, а также проверки выполненной работы. Профессио­нальные сотрудники, осуществляющие текущий контроль, выпол­няют следующие функции в ходе аудита:

а) проверяют, обладают ли исполнители необходимыми зна­ниями, умениями и навыками для выполнения поручен­ной им работы;

б) проверяют, понимают ли исполнители соответствующие направляющие указания;

в) выясняют, соответствует ли выполняемая работа общему плану аудита и программе аудита;

г) выявляют существенные проблемы, связанные с бухгалтер­ским учетом и аудитом, встречающиеся в ходе аудита, дают им оценку и принимают в связи с этим в пределах своих полномочий решения о корректировке об­щего плана аудита и программы аудита;

д) принимают в пределах своих полномочий решения, осно­ванные на профессиональном суждении аудитора, в случа­ях, когда однозначно и жестко определить порядок действий аудитора не представляется возможным, либо принимают решения о необходимости прибегнуть к консультациям.

При про­верке результатов следует основное внимание уделять следую­щим вопросам:

а) выполнялась ли работа в соответствии с программой ауди­та;

б) документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;

в) все ли существенные замечания, возникшие по ходу про­верки, были прояснены и нашли отражение в выводах ауди­тора;

г) достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур;

д) вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.

В ходе аудита сотрудники, отвечающие за проверку результа­тов работы, обязаны регулярно выполнять следующие действия:

а) следить за ходом выполнения общего плана аудита и про­граммы аудита;

б) производить оценки внутрихозяйственного риска, риска средств контроля, в том числе по итогам тестирования средств контроля, риска необнаружения, и при необходи­мости вносить в пределах своей компетенции корректиров­ки в общий план аудита и программу аудита;

в) следить за надлежащим документированием аудиторских доказательств, полученных в результате аудиторских про­цедур по существу, и проверять правильность выводов, сде­ланных по ходу работы, в том числе по итогам проведен­ных консультаций;

г) выяснять и оценивать степень влияния отмечаемых в ходе аудита ошибок и искажений и рекомендуемых в связи с этим исправлений на достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

Руководители аудиторской организации могут поручать про­верку результатов проделанной работы не только членам той группы сотрудников, которые проводили аудит у данного эконо­мического субъекта, но и другим специалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая независимая параллельная проверка в рамках аудиторской организации рекомендуется в случае аудита крупных и сложных экономических субъектов.

28. Письмо-обязательство.

Оно направляется исполнительному органу клиента до заключения договора на проведение аудита во избежание не­правильного понимания им условий предстоящего договора. Согласно ГК РФ это письмо, если оно составляется для разовых соглашений, является офертой. Оферта — это предложение зак­лючить договор одной из сторон и ее акцепт (принятие предло­жения) другой стороной. Следовательно, клиент, получив пись­мо-обязательство, должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией.

Если между клиентом и аудиторской организацией существу­ет долгосрочный договор, в котором определены цель и масштаб аудита, то письмо-обязательство можно не составлять.

Письмо-обязательство должно содержать следующие обязатель­ные указания:

по условиям аудиторской проверки

об объекте, цели, порядке аудита филиалов, подразделе­ний, дочерних компаний, о том, должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности кли­ента включать заключение о достоверности отчетности фи­лиалов, подразделений, дочерних компаний;

о законодательных актах и нормативных документах, на ос­нове которых проводится аудит;

о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита;

по обязательствам аудиторской проверки

о форме отчетности аудиторской организации по результа­там проведенной работы;

об ответственности; обязатель­ство по соблюдению коммерческой тайны;

о наличии риска необнаружения существенных неточнос­тей или ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством СВК клиента.

по обязательствам экономического субъекта

об ответственности за полноту и достоверность документа­ции бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

об обеспечении свободного доступа к документации и ин­формации, необходимой для проведения аудита;

о направлении клиентом по указанию аудиторской органи­зации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтвер­ждении ими соответствующей задолженности;

о неоказании давления на аудиторскую организацию в лю­бой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

В письме может быть также отражен порядок обращения к руководству проверяемой организации за разъяснениями.

Кроме того, по усмотрению аудиторской организации и в соответствии с пожеланиями клиента могут быть включены в текст письма:

общие сведения об оказываемых аудиторской организаци­ей услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных ауди­торских организациях;

примерный календарный план проведения аудита и состав группы аудиторов, направляемой на проверку;

общая характеристика методов проверки;

предложения об использовании услуг других аудиторов или независимых экспертов и т.д.

При повторном аудите письмо-обязательство направляется клиенту лишь в отдельных случаях:

при необходимости разъяснения целей, масштабов аудита, ответственности аудитора и клиента,

при изменении в составе руководства, в условиях проверки,

при изменении профиля фирмы или масштабов ее деятель­ности,

при изменении законодательства, влияющем на содержа­ние письма-обязательства.

Если этих изменений не было, можно напомнить содержа­ние прежнего письма.

Наши рекомендации