Контроль качества аудиторской деятельности
Система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:
а) соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;
б) укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;
в) поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;
г) выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;
д) получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;
е) разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов;
ж) осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы;
з) принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.
Руководитель аудиторской организации обязан утвердить до начала аудита руководителя и старших аудиторов конкретной проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита. Руководитель проверки и старшие аудиторы обязаны проанализировать профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировать работу, которая может быть им поручена, и определить специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ.
Текущий контроль работы исполнителей состоит из руководящих указаний, которые должны соответствовать общему плану аудита, включая расчеты затрат времени на проведение аудита, и программе аудита, а также проверки выполненной работы. Профессиональные сотрудники, осуществляющие текущий контроль, выполняют следующие функции в ходе аудита:
а) проверяют, обладают ли исполнители необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения порученной им работы;
б) проверяют, понимают ли исполнители соответствующие направляющие указания;
в) выясняют, соответствует ли выполняемая работа общему плану аудита и программе аудита;
г) выявляют существенные проблемы, связанные с бухгалтерским учетом и аудитом, встречающиеся в ходе аудита, дают им оценку и принимают в связи с этим в пределах своих полномочий решения о корректировке общего плана аудита и программы аудита;
д) принимают в пределах своих полномочий решения, основанные на профессиональном суждении аудитора, в случаях, когда однозначно и жестко определить порядок действий аудитора не представляется возможным, либо принимают решения о необходимости прибегнуть к консультациям.
При проверке результатов следует основное внимание уделять следующим вопросам:
а) выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита;
б) документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;
в) все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены и нашли отражение в выводах аудитора;
г) достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур;
д) вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.
В ходе аудита сотрудники, отвечающие за проверку результатов работы, обязаны регулярно выполнять следующие действия:
а) следить за ходом выполнения общего плана аудита и программы аудита;
б) производить оценки внутрихозяйственного риска, риска средств контроля, в том числе по итогам тестирования средств контроля, риска необнаружения, и при необходимости вносить в пределах своей компетенции корректировки в общий план аудита и программу аудита;
в) следить за надлежащим документированием аудиторских доказательств, полученных в результате аудиторских процедур по существу, и проверять правильность выводов, сделанных по ходу работы, в том числе по итогам проведенных консультаций;
г) выяснять и оценивать степень влияния отмечаемых в ходе аудита ошибок и искажений и рекомендуемых в связи с этим исправлений на достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.
Руководители аудиторской организации могут поручать проверку результатов проделанной работы не только членам той группы сотрудников, которые проводили аудит у данного экономического субъекта, но и другим специалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая независимая параллельная проверка в рамках аудиторской организации рекомендуется в случае аудита крупных и сложных экономических субъектов.
28. Письмо-обязательство.
Оно направляется исполнительному органу клиента до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. Согласно ГК РФ это письмо, если оно составляется для разовых соглашений, является офертой. Оферта — это предложение заключить договор одной из сторон и ее акцепт (принятие предложения) другой стороной. Следовательно, клиент, получив письмо-обязательство, должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией.
Если между клиентом и аудиторской организацией существует долгосрочный договор, в котором определены цель и масштаб аудита, то письмо-обязательство можно не составлять.
Письмо-обязательство должно содержать следующие обязательные указания:
по условиям аудиторской проверки
об объекте, цели, порядке аудита филиалов, подразделений, дочерних компаний, о том, должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента включать заключение о достоверности отчетности филиалов, подразделений, дочерних компаний;
о законодательных актах и нормативных документах, на основе которых проводится аудит;
о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита;
по обязательствам аудиторской проверки
о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;
об ответственности; обязательство по соблюдению коммерческой тайны;
о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством СВК клиента.
по обязательствам экономического субъекта
об ответственности за полноту и достоверность документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
об обеспечении свободного доступа к документации и информации, необходимой для проведения аудита;
о направлении клиентом по указанию аудиторской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении ими соответствующей задолженности;
о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
В письме может быть также отражен порядок обращения к руководству проверяемой организации за разъяснениями.
Кроме того, по усмотрению аудиторской организации и в соответствии с пожеланиями клиента могут быть включены в текст письма:
общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях;
примерный календарный план проведения аудита и состав группы аудиторов, направляемой на проверку;
общая характеристика методов проверки;
предложения об использовании услуг других аудиторов или независимых экспертов и т.д.
При повторном аудите письмо-обязательство направляется клиенту лишь в отдельных случаях:
при необходимости разъяснения целей, масштабов аудита, ответственности аудитора и клиента,
при изменении в составе руководства, в условиях проверки,
при изменении профиля фирмы или масштабов ее деятельности,
при изменении законодательства, влияющем на содержание письма-обязательства.
Если этих изменений не было, можно напомнить содержание прежнего письма.