Руководство практикой и её организация

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Руководство практикой и её организация - student2.ru

Утверждаю:

Директор УО МГАСК

_______ И.И. Шостак

«__» ________ 20___г

           
    Руководство практикой и её организация - student2.ru
  Руководство практикой и её организация - student2.ru     Руководство практикой и её организация - student2.ru
 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Учебная программа

по специальности

2 – 25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль»

Минск 2012

Автор: Коженец Марина Георгиевна, преподаватель Учреждения

образования «Минский государственный архитектурно – строительный

колледж»

Программа составлена на основании типовой учебной программы «Бухгалтерский учет» по специальности 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15.08.2007г. и примерного тематического плана, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь от 21 мая 2009г. РБ ст № 207 Д/тип

Программа рассмотрена и утверждена на заседании цикловой комиссии «Экономических дисциплин»

Протокол № _____ от «____»______________20 г.

Председатель цикловой комиссии М.Г.Коженец

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Технологическая практика учащихся Минского колледжа предпринимательства, является составной частью образовательного процесса по подготовке специалистов.

Практика организуется и проводится колледжем в тесном взаимодействии с организациями, для которых ведётся подготовка специалистов.

Основой для успешного прохождения технологической практики являются знания и умения, приобретаемые учащимися при изучении предметов профессионального компонента:

Задачами технологической практики является приобретение учащимися профессиональных умений и навыков по специальности, закрепление, углубление и систематизация знаний по специальным предметам, изучение бухгалтерского учёта организации, проведение анализа хозяйственной деятельности организации, ознакомление с порядком проведения контроля достоверности хозяйственных операций, приобретение практического опыта, развитие профессионального мышления.

Технологическая практика проводится в бухгалтерии организаций, учреждений Республики Беларусь.

В период прохождения технологической практики учащийся может привлекаться к работам, соответствующим специальности и программе практики, участвовать в творческой работе.

В результате прохождения технологической практики учащиеся

должны знать:

¾ организацию документооборота;

¾ методы учета затрат и калькулирования, применяемые в организации с учетом специфики производства;

¾ технику составления первичных и сводных документов по хозяйственным операциям;

¾ порядок сбора первичной информации и ее отражение в регистрах синтетического и аналитического учета;

¾ порядок проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации;

¾ порядок оформления актов ревизии по результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности;

¾ порядок проведения аналитической работы в организации.

Должны уметь:

¾ определять фактическую себестоимость поступивших за месяц материалов и суммы ТЗР;

¾ составлять первичные документы по хозяйственным операциям;

¾ отражать в регистрах синтетического и аналитического учета бухгалтерскую информацию;

¾ проводить анализ объема выпуска и реализации продукции, использования трудовых ресурсов, анализ основных фондов и использования материальных ресурсов;

¾ изучить порядок проведения ревизии денежных средств, расчетных и кредитных операций, сохранности и использования производственных запасов.

Продолжительность технологической практики 7 недель (252 часа)

По итогам технологической практики учащимися выполняется письменный отчёт.

Формами отчётности учащихся по итогам прохождения технологической практики являются дневник и письменный отчёт.

Общие положения

Технологическая практика является составной частью учебного процесса, базируется на знаниях, навыках и умениях, полученных за время обучения в учебном заведении. Практика организуется и проводится учебным заведением в тесном взаимодействии с организациями, отраслевыми министерствами и другими органами государственного управления, для которых ведется подготовка специалистов. При выборе мест практики необходимо ориентироваться на специальность учащихся и на организации, имеющие передовую технологию и располагающие квалифицированным персоналом для обучения учащихся и руководства практикой.

Основными задачами технологической практики являются приобретение учащимися профессиональных умений и навыков по специальности, закрепление, углубление и систематизация знаний по специальным предметам, полученных учащимися в процессе теоретического обучения, приобретение практического опыта, развитие профессионального мышления, организаторской деятельности в трудовом коллективе.

Практика на всех её этапах должна обеспечить:

выполнение государственных требований к минимуму содержания и умению подготовки специалиста в соответствии с образовательным стандартом специальности;

последовательное расширение формируемых у учащихся практических умений и навыков, их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому;

подготовку специалистов к выполнению основных трудовых функций;

связь практики с теоретическим обучением;

профессиональную и социальную адаптацию учащихся в условиях производства.

Сроки и продолжительность проведения практики устанавливаются учебным заведением в соответствии с типовыми учебными планами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

База практики

Базой производственной технологической практики должны являться предприятия, организации и их структурные подразделения, независимо от форм собственности, которые по своей оснащенности и профилю производства удовлетворяют требованиям программы практики.

Руководство практикой и её организация

Среднее специальное учебное заведение для прохождения практики учащимися заключает договоры с предприятиями различенных форм собственности, соответствующими профилю подготовки специалистов. Основанием направления на практику является договор и приказ по учебному заведению.

С момента назначения учащегося на штатную должность на период прохождения практики на него распространяется законодательство о труде, правила внутреннего трудового распорядка, действующие в данной организации. На учащихся, не назначенных на штатные должности, распространяется режим рабочего дня, действующий в данной организации, в пределах продолжительности рабочего времени, установленного законодательством.

Среднее специальное учебное заведение обеспечивает:

заключение прямых договоров с базовыми предприятиями, согласование с ними программ и календарных графиков прохождения практики;

распределение учащихся по базовым предприятиям для прохождения практики;

организацию обучения учащихся по вопросам охраны труда и трудового законодательства;

учебно-методическое руководство практикой;

своевременное направление учащихся к месту прохождения практики.

Для каждой группы учащихся, направляемой для прохождения производственной технологической практики, назначается руководитель из числа преподавателей спецдисциплин, который контролирует здоровье и безопасные условия труда учащихся.

Руководитель практики от среднего специального учебного заведения:

разрабатывает тематику индивидуальных заданий, оказывает учащимся методическую помощь и проверяет выполнение индивидуальных заданий;

принимает участие в распределении учащихся по рабочим местам;

осуществляет контроль и оценивает результаты выполнения учащимся программы практики;

обеспечивает соблюдение учащимися трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка;

анализирует итоги практики и вносит предложения по совершенствованию содержания и организации проведения практики;

выставляет отметку по результатам выполнения учащимся программы практики, защиты установленных форм отчетности и с учетом характеристики, составленной руководителем практики от организации.

Руководитель практики от предприятия:

распределяет учащихся по рабочим местам в соответствии с графиком прохождения практики;

проводит инструктаж по технике безопасности и противопожарной технике в организации и на рабочем месте при выполнении конкретных видов работ;

знакомит учащихся с организацией работ на конкретном рабочем месте;

контролирует выполнение учащимися программы практики, ведение дневника и составление письменного отчета;

составляет производственную характеристику с отражением в ней уровня профессиональных знаний, умений и навыков учащегося, качества выполнения производственных и индивидуальных заданий, его деловых и коммуникативных качеств.

Учащийся при прохождении практики в организации обязан:

прибыть в отдел кадров организации в указанные в договоре сроки, имея при себе программу прохождения практики, дневник с заданием;

в полном объеме выполнять задания, предусмотренные программой практики;

выполнять действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка и требования охраны труда;

показывать пример сознательного и добросовестного отношения к труду.

ПРИМЕРНЫЙ Тематический план

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Тема Кол-во дней
Общие вопросы организации производства и управления. Организация учётного процесса. Учетная политика организации
Учёт денежных средств, расчетных и кредитных операций
Учёт основных средств и нематериальных активов
Учёт производственных запасов
Учёт труда и заработной платы
Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
Учёт готовой продукции и её реализации
Учёт финансовых результатов деятельности организации 0,5
Учёт фондов и резервов организаций 0,5
Производственная программа организации. Анализ объёма выпуска и реализации продукции
Трудовые факторы в процессе производства и реализации товаров. Анализ использования трудовых ресурсов
Материально-техническая база организации. Анализ основных фондов
Анализ использования материальных ресурсов
Ревизия и контроль денежных средств, расчётных и кредитных операций
Ревизия и контроль сохранности и использования производственных запасов
Оформление отчёта.
  Итого

Содержание программы практики

Цель изучения темы Содержание темы Результат  
Тема 1.Общие вопросы организации производства и управления. Организация учетного процесса. Учетная политика организации  
Ознакомить с Уставом организации, планом создания организации и ее видами деятельности. Научить применять знания по составлению плана организации бухгалтерского учета хозяйственной деятельности и его составных частей: приказа по учетной политике , рабочего плана счетов, плана документооборота, плана проведения инвентаризации, графика бухгалтерской отчетности, должностных обязанностей работников бухгалтерии и их распределения. Закрепить знания по организации ведения синтетического и аналитического учета. Ознакомить с применяемой нормативно-справочной информацией, степенью автоматизации бухгалтерского учета. Устав организации. Планирование организации бухгалтерского учета хозяйственной деятельности и его составные части: приказ по учетной политике, рабочий план счетов, план документооборота, план проведения инвентаризации, график бухгалтерской отчетности, должностные обязанности работников бухгалтерии и их распределение. Технология ведения синтетического и аналитического учета. Характеристика применяемой нормативно-справочной информации, степень автоматизации бухгалтерского учета. Характеризует тип, месторасположение, специализацию, хозяйственно-правовую форму и учредителей организации; Анализирует особенности технологии и организации производства продукции, работ, услуг, которые являются предметом основной деятельности организации; Оценивает структуру бухгалтерии и общей организации бухгалтерского учета и экономического анализа; Комментирует виды деятельности, численность и структуру штатов, формы регулирования трудовых отношений в организации, формы и системы оплаты труда.  
Тема 2.Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций  
Закрепить умения по ведению кассовых операций в национальной и иностранной валюте, ознакомить с порядком оформления приходных и расходных кассовых ордеров; порядком осуществления контроля за правильным, рациональным расходованием и целевым использованием наличных денег; порядком ведения кассовой книги и составления отчета кассира; закрепить знания по организации порядку ведения синтетического и аналитического учета денежных средств в кассе, денежных средств в пути и денежных документов; Сформировать умения по организации, проведению и документальному оформлению инвентаризации денежных средств в кассе, в пути и денежных документов; по отражению в учете результатов инвентаризации; по порядку открытия расчетного, валютного и специальных счетов в обслуживающем отделении банка; порядку документального оформления банковских операций; синтетического и аналитического учета денежных средств на расчетном счете, транзитном и текущем валютном и специальных счетах в банке. Закрепить знания по организации: -учета расчетов с бюджетом, дебиторами и кредиторами; - учета кредитов и займов, акций и других ценных бумаг; -составления отчетности по денежным средствам и расчетным операциям. Ознакомить с порядком кредитования организации и учетом кредитов и займов Первичные документы и порядок отражения информации в учетных регистрах синтетического и аналитического учета по следующим синтетическим счетам: 50«Касса», 51«Расчетные счета», 52«Валютные счета», 55«Специальные счета в банках», 57«Денежные средства в пути», 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 66«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67«Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 71«Расчеты с подотчетными лицами», 73«Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79«Внутрихозяйственные расчеты», 68«Расчеты по налогам и сборам», 69«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».     Описывает порядок заполнения и обработки кассовых документов, составления сводных регистров по учету кассовых операций; порядок обработки банковских выписок и ведения регистров по учету операций на банковских счетах организации; порядок оформления банковских документов на оплату отгруженной продукции, выполненных работ и услуг при различных формах расчетов; Знает порядок проведения инвентаризации денежных средств в кассе и порядок отражения ее результатов; порядок открытия расчетного, валютного и специальных счетов в банке. Формулирует сущность и документальное оформление форм безналичных расчетов: платежными требованиями, платежными поручениями, чеками, аккредитивами, платежными требованиями-поручениями, банковскими пластиковыми карточками и др. Поясняет порядок синтетического и аналитического учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, по авансам выданным и полученным, претензиям, имущественному и личному страхованию, с бюджетом, за товары, проданные в кредит, предоставленным займам, возмещению материального ущерба, с учредителями, с разными дебиторами и кредиторами, дочерними организациями  
и фирмами. Комментирует порядок получения кредитов и займов, денежных средств организацией или физическим лицом, порядок ведения аналитического и синтетического учета в регистрах бухгалтерского учета.  
Тема 3.Учет основных средств и нематериальных активов  
Закрепить умения по порядку документального оформления и учета движения основных средств и нематериальных активов. Научить применять знания по расчету амортизации этих видов имущества. Сформировать знания по порядку документального оформления и учету затрат капитальных вложений и ремонта основных средств, а также источников их покрытия. Научить применять знания по порядку проведения инвентаризации и переоценки основных средств. Закрепить умения по порядку отражения информации в учетных регистрах синтетического и аналитического учета по следующим синтетическим счетам: 08«Вложения в долгосрочные активы», 01«Основные средства», 02«Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы, 05«Амортизация нематериальных активов». Порядок документального оформления и учета движения основных средств и нематериальных активов. Порядок и расчет амортизации этих видов имущества. Порядок документального оформления и учет затрат капитальных вложений и ремонта основных средств, а также источников их покрытия. Порядок проведения инвентаризации и переоценки основных средств. Первичные документы и порядок отражения информации в учетных регистрах синтетического и аналитического учета по следующим синтетическим счетам: 08«Вложения в долгосрочные активы», 01«Основные средства», 02«Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы», 05«Амортизация нематериальных активов».   Поясняет порядок заполнения документации, связанной с оформлением движения основных средств и нематериальных активов: поступлением, перемещением внутри организации, выбытием порядок расчета амортизации и износа основных средств. Знает действующий в организации порядок учета затрат на капитальный, текущий ремонт и модернизацию основных средств. Поясняет порядок проведения инвентаризации и переоценки основных средств. Знает порядок отражения информации в учетных регистрах синтетического и аналитического учета по следующим синтетическим счетам: 08«Вложения в долгосрочные активы», 01«Основные средства», 02«Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы, 05«Амортизация нематериальных активов».    
Тема 4.Учет производственных запасов  
Закрепить знания по порядку: -документального оформления поступления и расхода материалов, порядком приема грузов, учета расчетов с поставщиками; -нормирования расхода материалов, выписки лимитно-заборных карт и учетом использования материалов в производстве; - организации складского хозяйства и учетом материалов на складах; -проведения сверки данных складского учета с данными бухгалтерского учета материалов, - определения фактической себестоимости поступивших за месяц материалов и сумму транспортно-заготовительных расходов, закрепить умение их списания и определения сумм отклонения в стоимости материалов. Закрепить знания по порядку отражения информации в учетных регистрах синтетического и аналитического учета по следующим синтетическим счетам: 10«Материалы», 15«Заготовление и приобретение материалов», 16«Отклонение в стоимости материалов», 18«Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».     Источники поступления основного сырья и вспомогательных материалов на предприятии, порядок их документального оформления, порядок их списания и определения сумм отклонения в стоимости материалов. Организация учета материальных ценностей в местах хранения и бухгалтерии предприятия. Порядок нормирования расхода материальных ценностей на производство конкретных видов продукции. Первичные документы и порядок отражения информации в учетных регистрах синтетического и аналитического учета по следующим синтетическим счетам: 10«Материалы», 15«Заготовление и приобретение материалов», 16«Отклонение в стоимости материалов», 18«Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».     Знает порядок документального оформления движения производственных запасов, составления бухгалтерских проводок по учету расчетов с поставщиками, по поступлению и списанию материалов. Поясняет порядок расчета и распределения отклонений в стоимости материалов. Комментирует особенности организации учета нефтепродуктов, драгоценных метал­лов и других материалов на складе, оценку и учет поступления, выбытия и списания тары, учета переработки сырья на стороне. Знает порядок нормирования расхода материалов, выписки лимитно-заборных карт и учет использования материалов в производстве, порядок проведения сверки данных складского учета с данными бухгалтерского учета. Знает порядок отражения информации в учетных регистрах синтетического и аналитического учета по следующим синтетическим счетам:10«Материалы», 15«Заготовление и приобретение материалов», 16«Отклонение в стоимости материалов», 18«Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».      
Тема 5.Учет труда и заработной платы  
Ознакомить с действующими законами и нормативными актами по учету заработной платы, порядку ведения табельного учета; Закрепить умения по начислению заработной платы и порядку расчета удержаний из заработной платы; Научить применять знания по заполнению первичных документов и порядку отражения информации в учетных регистрах синтетического и аналитического учета по следующим синтетическим счетам:70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 68 «Расчеты по налогам и сборам». начисление ЗП сдельщикам, повременщикам, работникам с месячными окладами; оплаты отпусков, простой, работу в ночное время, сверхурочные часы, время работы в праздничные дни; премии работникам, а также пособия за время болезни и других видов начислений, входящих в ФЗП;   - порядок расчета всех видов удержаний из заработной платы работников; - ведение лицевых счетов и составление расчетно-платежных ведомостей; - системы выплаты заработной платы работникам организации, учет депонированной ЗП; - состав ФЗП в организации; - учет и расчет налогов отчислений от заработной платы и их отражение в системе счетов бухгалтерского учета; - схему документооборота и учетных записей по заработной плате.   Формы оплаты труда, системы премирования и материального поощрения, действующие в организации. Порядок формирования средств на оплату труда и контроля за их использованием. Источники выплат, виды удержаний из заработной платы и начислений на нее. Первичные документы и порядок отражения информации в учетных регистрах синтетического и аналитического учета по следующим синтетическим счетам: 70«Расчеты с персоналом по оплате труда», 69«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 68«Расчеты по налогам и сборам».     Комментирует действующие законы и нормативные акты по учету заработной платы; порядку составления табеля учета рабочего времени; Производит начисление заработной платы за отработанное время, расчет отпускных, ПВН, производит расчет удержаний из заработной платы, знает порядок ведения аналитического учета расчетов с рабочими и служащими, порядок составления ведомости начисления заработной платы. Комментирует схему документооборота и порядок учетных записей в учетных регистрах синтетического и аналитического учета по заработной плате.  
Тема 6.Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)  
Научить применять знания по: - организации учета затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции; - применению первичной документации по учету выработки производственных рабочих, использованию основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, топлива, электроэнергии и других затрат на производство в цехах основного и вспомогательного производства; Сформировать знания по учету производственных расходов, методике учета затрат по элементам и статьям калькуляции; Закрепить умения по организации учета расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, методике их распределения по видам продукции и с учетом расходов на освоение новых производств; Познакомить с порядком учета потерь от брака, инвентаризацией НЗП и оценкой его остатков. Аналитический и синтетический учет затрат на производство, метод учета затрат, порядок калькулирования себестоимости продукции. Состав статей затрат, их структура. Порядок формирования косвенных затрат, принцип их распределения и формирование фактической себестоимость отдельных видов продукции. Первичные документы и порядок отражения информации в учетных регистрах синтетического и аналитического учета по следующим синтетическим счетам: 20«Основное производство», 23«Вспомогательные производства», 25«Общепроизводственные затраты», 26«Общехозяйственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию», 97 «Расходы будущих периодов».   Знает нормативные документы по организации учета затрат на производство продукции, классификацию затрат; Называет основные статьи затрат, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг, дает их характеристику. Выполняет по алгоритму расчет коэффициента распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Знает порядок учета брака в производстве, характеризует счета 28 «Брак в производстве»,23 «Вспомогательные производства» по субсчетам, их назначение и порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Формулирует определение понятия «незавершенное производство», рассказывает его оценку и учет.  
   
Тема 7.Учет готовой продукции и ее реализации  
Научить применять знания по порядку: -документального оформления поступления готовой продукции с производства на склады организации и ее отражением в бухгалтерском учете; -оценки готовой продукции; -организации хранения продукции на складах и ее учетом в бухгалтерии, сверки данных складского учета с данными учета в бухгалтерии; - учета отгруженной продукции; -учет реализованной продукции, выявлением финансовых результатов от реализации продукции, выполненных работ и услуг; - учета и расчетов налогов на продукцию и услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках; Ознакомить с действующими формами отчетности по реализации продукции, работ, услуг. Документальное оформление и учетом движения готовой продукции на складах организации. Порядок расчетов с покупателями. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), порядок определения финансового результата процесса реализации. Первичные документы и порядок отражения информации в учетных регистрах синтетического и аналитического учета по следующим синтетическим счетам: 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». Знает документальное оформление и учет поступления готовой продукции из производства, сдачи работ, услуг. Характеризует взаимосвязь складского учета готовой продукции с ее учетом в бухгалтерии организации. Комментирует документальное оформление отгруженной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Перечисляет состав расходов на реализацию, знает порядок учета и распределения коммерческих расходов. Называет алгоритм выявления финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), формы отчетности по реализации продукции, работ, услуг.  
   
Тема 8.Учет финансовых результатов деятельности предприятия  
Ознакомить с порядком формирования финансовых результатов, учетными регистрами по их оформлению, проследить последовательность проведения реформации баланса, направления распределения и использования прибыли. Сформировать знания по порядку отражения информации в учетных регистрах синтетического и аналитического учета по следующим синтетическим счетам: 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки, 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Порядок формирования финансовых результатов, учетных регистров по их оформлению, последовательность проведения реформации баланса, направления распределения и использования прибыли. Первичные документы и порядок отражения информации в учетных регистрах синтетического и аналитического учета по следующим синтетическим счетам: 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Называет состав операционных и внереализационных доходов и расходов. Описывает, на какие цели используется прибыль организации в отчетном году; как учитывается прибыль Знает порядок отражения информации в учетных регистрах, синтетического и аналитического учета по следующим синтетическим счетам: 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки, 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).  
Тема 9.Учет фондов и резервов предприятий  
Закрепить знания по порядку: - учета уставного фонда; - образования, использования и учета ремонтного фонда; - образования, использования и учета специальных фондов организации; - формирования, использования и учета средств, предназначенных для финансирования целевых мероприятий и отдельных видов деятельности, формирования резервного и других фондов, создаваемых за счет прибыли. Порядок образования, использования уставного фонда, резервного фонда, добавочного фонда и др. Источники образования фондов, созданных в организации. Первичные документы и порядок отражения информации в учетных регистрах синтетического и аналитического учета по следующим синтетическим счетам: 63 «Резервы по сомнительным долгам», 96 «Резервы предстоящих расходов», 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 86 «Целевое финансирование».   Знаетпорядок образования уставного фонда, резервного фонда, добавочного фонда, резервов предстоящих расходов; поясняетпорядок отражения на счетах средств целевого финансирования, резервов на погашение сомнительных долгов.    
Тема 10.Производственная программа организации. Анализ объема выпуска и реализации продукции  
Научить анализировать динамику и выполнение плана по объему производства и реализации продукции в разрезе ассортимента и структуры. Ознакомить с показателями, характеризующие качество продукции и его влияние на выпуск и реализацию продукции. Обучить анализу ритмичность производства, отгрузку и реализацию продукции. Научить применять знания по анализу влияния факторов на объем реализации продукции. Развить умение по результатам анализа делать выводы, выявлять резервы и пути увеличения выпуска продукции и ее реализации. Изучение источников информации: бизнес-план организации, плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.) Анализ динамики и выполнения плана по объему производства и реализации продукции в разрезе ассортимента и структуры. Расчет показателей, характеризующих качество продукции и его влияние на выпуск и реализацию продукции. Анализ ритмичность производства, отгрузки и реализации продукции. Факторы, влияющие на объем реализации продукции. Знает порядок расчета показателей динамики выпуска продукции, выполнения плана производства по ассортименту и структуре.   Рассчитывает показатели качества продукции.   Рассчитывает показатели реализации продукции.   Дает оценку степени выполнения плана по производству и реализации продукции, определяет резервы увеличения производства и реализации продукции.  
Тема 11.Трудовые факторы в процессе производства и реализации товаров. Анализ использования трудовых ресурсов  
Ознакомить с данными плана по труду, статистической отчетности «Отчет по труду», данные табельного учета и отдела кадров. Обучить анализу обеспеченности организации трудовыми ресурсами в целом и по категориям персонала. Сформировать умение рассчитывать показатели движения кадрового состава: коэффициенты приема, выбытия, текучести и постоянства. Сформировать умение анализировать фонд рабочего времени. Выработать навыки определения влияние использования трудовых ресурсов на изменение выпуска продукции. Обучить анализу производительности труда и трудоемкость продукции. Сформировать умение по анализу фонда заработной платы определять абсолютное и относительное отклонение по фонду заработной платы, соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы. Развить умение по результатам анализа делать выводы, определять резервы улучшения использования трудовых ресурсов и роста производительности труда. План по труду, статистической отчетности «Отчет по труду», данные табельного учета и отдела кадров. Анализ обеспеченность организации трудовыми ресурсами в целом и по категориям персонала. Расчет показателей движения кадрового состава: коэффициенты приема, выбытия, текучести и постоянства. Анализ использования фонда рабочего времени. Влияние использования трудовых ресурсов на изменение выпуска продукции. Анализ производительности труда и трудоемкость продукции. Анализ фонда заработной платы определение абсолютного и относительного отклонений по фонду заработной платы, соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы. Рассчитывает показатели движения трудовых ресурсов.   Знает порядок расчета фонда рабочего времени, потери рабочего времени.   Рассчитывает абсолютное и относительное отклонения фонда заработной платы.   Измеряет показатели производительности труда.   Дает оценку степени выполнения плана по показателям использования трудовых ресурсов. Определяет резервы повышения эффективности использования трудовых ресурсов и роста производительности труда.  
Тема 12.Материально- техническая база организации. Анализ основных фондов  
Изучить следующие источники информации: бизнес-план организации, план технического развития, форму №1 «Баланс предприятия», форму №5 «Приложение к балансу предприятия» (раздел «ОС»), форму №11 «Отчет о наличии и движении ОС», данные о переоценке ОС, инвентарные карточки учета ОС. Научить применять знания по анализу состава, структуры, движения и технического состояния основных средств и делать соответствующие выводы. Для оценки эффективности использования основных средств обучить анализу следующих показателей: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, фондорентабельность. Выработать навыки по расчету влияния факторов на изменение фондоотдачи основных средств. Развить умение по результатам анализа делать выводы, выявлять резервы повышения эффективности использования основных средств Изучение источников информации: бизнес-план организации, план технического развития, форму №1 «Баланс предприятия», форму №5 «Приложение к балансу предприятия» (раздел «ОС»), форму №11 «Отчет о наличии и движении ОС», данные о переоценке ОС, инвентарные карточки учета ОС. Анализ состава, структуры, движения и технического состояния основных средств. Оценка эффективности использования основных средств. Расчет показателей: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, фондорентабельность. Расчет влияние факторов на изменение фондоотдачи основных средств. Рассчитывает показатели движения и технического состояния основных средств, показатели их эффективного использования.   Знает порядок расчета влияния факторов на изменение фондоотдачи основных средств и их активной части.   Формирует выводы, определяет резервы повышения эффективности использования основных средств.  
Тема 13.Анализ использования материальных ресурсов  
Изучить следующие источники информации: план материально-технического снабжения, заявки, спецификации, договоры на поставку сырья и материалов, формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов и его затратах на производство и реализацию продукции, оперативные данные отдела материально-технического снабжения, сведения аналитического бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов, данные о нормативах и нормах расходов материальных ресурсов. Обучить анализу уровня обеспеченности организации сырьем и материалами. Научить применять знания по анализу выполнения плана договоров поставки, качеству полученных от поставщиков материалов, состоянию складских запасов сырья и материалов.     План материально-технического снабжения, заявки, спецификации, договоры на поставку сырья и материалов, формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов и его затратах на производство и реализацию продукции, оперативные данные отдела материально-технического снабжения, сведения аналитического бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов, данные о нормативах и нормах расходов материальных ресурсов. Анализ уровня обеспеченности организации сырьем и материалами. Анализ выполнение плана договоров поставки, качества полученных от поставщиков материалов, состояния складских запасов сырья и материалов. Рассчитывает показатели обеспеченности организации материальными ресурсами.   Знает порядок расчета показателей их эффективного использования.   Знает порядок расчета влияния факторов на изменение материалоемкости продукции.   Формирует выводы, определяет резервы повышения эффективности использования материальных ресурсов.  
Тема 14 .Ревизия и контроль денежных средств, расчетных и кредитных операций  
Ознакомить с порядком проведения проверки наличных денег в кассе, соблюдения кассовой дисциплины, порядком определения размера материального ущерба, нарушении и виновных в этом лиц. Научить применять информацию нормативных документов по ведению расчетных операций и определять меру ответственности. Сформировать знания по порядку проверки правильности возмещения командировочных расходов, правильности ведения расчетных операций.   Контроль кассовых операций. Порядок проведения и оформления результатов проверки наличных денег в кассе. Контроль за соблюдением порядка ведения кассовых операций и кассовой дисциплины. Меры ответственности за несоблюдение правил ведения кассовых операций. Контроль операций по счета в банке. Проверка наличия и достоверности выписок банка и приложенных к ним документов. Контроль расчетных операций. Контроль расчетов с подотчетными лицами. Проверка соблюдения правил выдачи и использования подотчетных сумм на командировочные расходы и хозяйственные нужды. Контроль расчетов с рабочими и служащими по оплате труда. Контроль расчетов по возмещению материального ущерба. Проверка полноты и своевременности расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками. Контроль расчетов по налогам с бюджетом. Определяет характер документальных нарушений. По итогам проверки определяет размер материального ущерба, устанавливает виновных лиц, меру ответственности. Делает выводы о правильности возмещения командировочных расходов, правильности ведения расчетных операций.  
Тема 15 .Ревизия и контроль сохранности и использования производственных запасов  
Ознакомить с источниками контроля товарно-материальных ценностей, порядком проведения инвентаризации материальных ценностей, документального оформления ее результатов, Сформировать знания по определению материального ущерба и отражения на счетах бухгалтерского учета Задачи проверки и источники контроля. Проверка состояния складского хозяйства и обеспечение сохранности материальных ценностей, правильности их оценки Называет источники контроля. Объясняет порядок проведения инвентаризации. Умеет отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.    
         

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

ОТЧЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ

Производственная практика является ответственным и завершающим этапом практического обучения будущего специалиста.

При прохождении производственной практики учащийся составляет отчет, в котором на фактическом материале конкретной организации должны быть изложены все вопросы, исследованные и изученные учащимся, в строгом соответствии с программой практики, а также внесены предложения по совершенствованию деятельности организаций, на базе которых проходила практика.

Составление отчета по практике осуществляется учащимся в процессе прохождения каждой темы, в сроки, определенные примерным тематическим планом практики. Выполнение письменных отчетов по практике – это одна из форм учебно-исследовательской работы, выполнение которой, является обязательным для всех учащихся.

Подготовка письменного отчета представляет собой анализ самостоятельной работы учащегося при выполнении программы практики по отработке и совершенствованию профессиональных умений и навыков, в соответствии с квалификацией и стандартом специальности, под руководством преподавателя и непосредственного руководителя практики от организации.

Задачи выполнения письменного отчета по практике:

· систематизация научных знаний;

· углубление уровня и расширение объема профессионально значимых знаний, умений и навыков;

· формирование умений и навыков самостоятельной практической деятельности;

· овладение современными методами поиска, обработки и использования информации.

Оформление отчета осуществляется в строгом соответствии с настоящими требованиями.

Отчет подписывается руководителями практики от организации и коллежа.

К отчету прилагается календарно-тематический план прохождения практики, подписанный руководителем практики от организации.

Наши рекомендации