ПРЕДМЕТ | МЕСТО | ДОБРОДЕТЕЛЬ | СТРАСТЬ | НЕВЕЖЕСТВО |
Работник | БГ.18.26-28 ШБ.11.26. 26. | Исполняет свой долг, свободный от влияния гун и ложного эго, с большой решимостью и энтузиазмом, одинаково стойкий в успехе и поражении. Свободен от привязанности | Привязан к своей работе и ее плодам, желает наслаждаться плодами, жаден, завистлив, нечист и движим радостью и печалью. Ослеплен личными желаниями | Деятельность, противоречащая наставлениям шастр, материалистичный, упрямый, лживый, изощренный в оскорблении других, ленивый, мрачный, медлительный, не может различать добро и зло |
Понимание | БГ.18.30-32 | Знает, что следует делать, и что нет; чего надо бояться, и чего не надо; что связывает, и что освобождает. | Не видит различия между религиозностью и безверием, между действиями, которые следует совершать и которые не следует. | Принимающее безверие за веру и наоборот, под покровом иллюзии и тьмы, всегда устремленное в ложном направлении. |
Решимость | БГ.18.33-35 | Непоколебимая, поддерживаемая практикой йоги, контролирует ум, жизнь и чувства. | Устремляется к плодам религии, экономического развития и чувственного удовлетворения. | Не помогает преодолеть сон, печаль, угрюмость и заблуждение. |
Счастье | БГ.18.37-39 ШБ.11.25. | В начале подобно яду, в конце подобно нектару, пробуждает человека к самоосознанию. Исходит из души | Возникает от соприкосновения чувств с их объектами, в начале подобно нектару, а в конце – яду. Основано на чувственном удовлетворении. | Слепо к самореализации, призрачно сначала и до конца, проистекает из сонливости, лености и иллюзии. Заблуждение и деградация |
Место жительства Влияние на разум, ум и чувства | ШБ.11.25. ШБ.11.25. 16-18 | В лесу Сознание чистое, чувства отречены от материи, испытывает бесстрашие в материальном теле, отречение от ума | В городе Заблуждение памяти из-за активности, неспособность чувств отречься от их объектов, нездоровое состояние организма, беспокойства в уме | В зале азартных игр Высшая сознательность исчезает, не в состоянии сосредоточить внимание, ум разрушен, проявляется невежество и депрессия |
Сон и сознание | ШБ.11.25. | Бодрствующее состояние | Видение снов | Глубокое бессонное состояние |
Свойства | ШБ.11.25. 2-5 | Управление умом и чувствами, терпеливость, чувство различия, привязанность к предписанным обязанностям, правдивость, милостивость, изучение прошлого и будущего, удовлетворенность, благородство, отречение от удовлетворения чувств, вера в гуру, стыд от незаконных поступков, милосердие, простота, смирение, самоудовлетворенность | Материальные желания, великое усилие, неудовлетворенность даже при успехе, ложная гордость, мольба за материальными достижениями и лучшими возможностями, чем у других, чувственное наслаждение, охотно сражается, любит слушать прославление, осмеивает других, гордится своей доблестью, оправдывает поступки силой | Гнев, скупость; говорить без авторитета шастр; ненависть, паразитизм, лицемерие, усталость, аргументативность, скорбь, заблуждение, несчастье, депрессия, сонливость, ложные ожидания, страх и леность |
ПРЕДМЕТ | МЕСТО | ДОБРОДЕТЕЛЬ | СТРАСТЬ | НЕВЕЖЕСТВО |
Симптомы | БГ.11.6-9 ШБ.11.25.9 ШБ.11.25. 16-18 | Чище остальных, просветляет и освобождает от последствий грехов Самообладание Человек приобретает радость, праведность, знание и другие достоинства | Неограниченные желания и вожделение Похоть Причина привязанности, сепаратизма, активности, тяжело работает ради завоевания престижа и удачи, испытывает переживания и борьбу | Заблуждение всех живых существ Гнев Глупый, тупой, погружается в скорбь и иллюзию, спит слишком много, углублен в ложные надежды, проявляет насилие |
Обусловлен- ность | Бг.14.6-9 | К счастью и знанию | К материальной кармической деятельности | К безумию, лености и сну |
При повышении | Бг.14.6-9 | Все врата тела освещены знанием | Развивается сильная привязанность, кармическая деятельность, неодолимые стремления и желания | Проявляются мрак, бездеятельность, безумие и иллюзия |
Классы общества | Бг.18.41-44 | Брахманы: спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность | Кшатрии: героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство и умение руководить Вайшьи: земледелие, | Шудры: физический труд и служение другим защита коров и торговля |
Следующая жизнь | Бг.14.14,15, ШБ.11.25. 21,22 | Чистые, высшие планеты великих мудрецов, поднимаются на небесные планеты Более и более высокое положение, небесные планеты | Рождаются среди занятых кармической деятельностью, живут на земных планетах Переселение в человеческие тела, человеческий мир | Рождается в царстве животных и опускаются в адские миры Попадает в более и более низкие рождения и в ад |
Результаты деятельности | Бг.14.16-17 | Результаты благочестивой деятельности чисты, развивается знание | Страдания, развивается жадность | Глупость, безумие и иллюзия |
Развитие | Бг.14.17 | знания | жадности | Глупости, безумия и иллюзии |
Поклонение или веры | Бг.17.4 ШБ.11.25. | Поклоняются полубогам Преданны духовной жизни (вера) | Демонам Вера в кармической деятельности | Почитают призраков и духов Вера в безверной деятельности |
Пища | Бг.17.8-10 ШБ.11.25. | Увеличивает продолжительность жизни, очищает существование, дает силу, здоровье, счастье и удовлетворение, сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу Питательная, чистая, приобретена без трудности | Слишком горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая и горячая, вызывает страдания, несчастья и болезни Доставляет непосредственное наслаждение чувствам | Приготовленная за три часа до еды, безвкусная, разложившаяся, испорченная, состоящая из остатков и непригодных продуктов Нечистая и доставляет страдание |
Жертвоприношения | Бг.17.11-13 | Совершаются в соответствии с наставлениями шастр, из чувства долга, теми, кто не желает награды | Ради материальной выгоды, из гордости | Без соблюдения предписаний шастр, без раздачи прасада, без пения ведических гимнов, без дакшина и без веры |
Воздержание | Бг.17.17-19 | Аскетизм трех видов, совершаемый с трансцендентной верой, людьми, не ожидающими материальной выгоды, ради Всевышнего | Из гордости и ради завоевания уважения, чести и поклонения, не твердое, не постоянное | Из глупости, самоистязание, причинение вреда и гибели другим |
ПРЕДМЕТ | МЕСТО | ДОБРОДЕТЕЛЬ | СТРАСТЬ | НЕВЕЖЕСТВО |
Благотвори тельность | Бг.17.20-22 | Совершаемая из чувства долга, без желания получить что-либо взамен, в надлежащее время и месте, к достойной личности | В расчете на какое-то возмещение, или из желания получить плоды; неохотно. | В нечистом месте, в неподходящее время, недостойной личности, без должного внимания и уважения. |
Отречение | Бг.18.7-9 | Исполняет предписанные обязанности из необходимости, отрекается от материального общения и привязанности к плодам | Отказывается от предписанных обязанностей как от обременительных или из страха перед физическими неудобствами | Отказывается от предписанных обязанностей из-за иллюзии |
Знание | Бг.18.23-25 ШБ.11.25. | Видит одну неделимую духовную природу во всех живых существах, хотя они разделены на бесчисленные формы Абсолютное знание | Различные виды живых существ в каждом теле Основано на двойственности | Порождающее привязанность к одному виду деятельности, как единственно важному; не отражающее истину и очень скудное, глупое, материалистичное |
Поступки или деятельность | Бг.18.23-25 ШБ.11.25 | Регулируемая и исполняемая без привязанности, без любви или ненависти, без желания получить плоды Как предложение Господу, без желания иметь плоды | С большими усилиями, ради удовлетворения желаний, проистекающая из чувства ложного эго Желание наслаждаться плодами | В иллюзии, в пренебрежении наставлениями шастр, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или причиняемых другим страданиях Из |
1. | Аналогия Вед и маленького водоема …………………………………………………….. | 2.46 |
2. | Аналогия ветра в небе и живых существ ……………………………………………….. | 9.6 |
3. | Аналогия ветра и ума ………………………………………………………………………… | 6.34 |
4. | Аналогия времен года и счастья и несчастья ………………………………………… | 2.14 |
5. | Аналогия города и тела ………………………………………………………………………. | 5.13-14 |
6. | Аналогия дня, ночи и мудреца, обладающего внутренним видением ………….. | 2.69 |
7. | Аналогия жемчужин и вселенной …………………………………………………………. | 7.7 |
8. | Аналогия знания и зрелого плода …………………………………………………………. | 4.38 |
9. | Аналогия знания и солнца ………………………………………………………………….. | 5.16 |
10. | Аналогия корабля и трансцендентного знания ……………………………………….. | 4.36 |
11. | Аналогия с листом лотоса и греховными реакциями ……………………………….. | 5.10 |
12. | Аналогия лодки и разума ……………………………………………………………………. | 2.67 |
13. | Аналогия мотыльков и людей ………………………………………………………………. | 11.29 |
14. | Аналогия неба и души ……………………………………………………………………….. | 13.33 |
15. | Аналогия недостатков и дыма ……………………………………………………………... | 18.48 |
16. | Аналогия одежды и материального тела ………………………………………………… | 2.22 |
17. | Аналогия огня, зеркала, зародыша во чреве матери и живого существа ……… | 3.38 |
18. | Аналогия огня и знания ……………………………………………………………………… | 4.37 |
19. | Аналогия океана и рождений и смертей ……………………………………………….. | 12.7 |
20. | Аналогия освобождения и срубания дерева …………………………………………… | 15.3 |
21. | Аналогия перевернутого баньянового дерева и материального мира ………….. | 15.1 |
22. | Аналогия переноса представлений о жизни и переноса ароматов ветром …… | 15.8 |
23. | Аналогия поля и тела …………………………………………………………………………. | 13.2 |
24. | Аналогия рек и желаний …………………………………………………………………….. | 2.70 |
25. | Аналогия рек и воинов ………………………………………………………………………. | 11.28 |
26. | Аналогия светильника и йога ………………………………………………………………. | 6.19 |
27. | Аналогия солнца и души …………………………………………………………………….. | 13.34 |
28. | Аналогия черепахи и чувств ……………………………………………………………….. | 2.58 |