Признаки трех гун материальной природы

ПРЕДМЕТ МЕСТО ДОБРОДЕТЕЛЬ СТРАСТЬ НЕВЕЖЕСТВО
Работник БГ.18.26-28     ШБ.11.26. 26. Исполняет свой долг, свободный от влияния гун и ложного эго, с большой решимостью и энтузиазмом, одинаково стойкий в успехе и поражении. Свободен от привязанности Привязан к своей работе и ее плодам, желает наслаждаться плодами, жаден, завистлив, нечист и движим радостью и печалью.   Ослеплен личными желаниями Деятельность, противоречащая наставлениям шастр, материалистичный, упрямый, лживый, изощренный в оскорблении других, ленивый, мрачный, медлительный, не может различать добро и зло
Понимание БГ.18.30-32 Знает, что следует делать, и что нет; чего надо бояться, и чего не надо; что связывает, и что освобождает. Не видит различия между религиозностью и безверием, между действиями, которые следует совершать и которые не следует. Принимающее безверие за веру и наоборот, под покровом иллюзии и тьмы, всегда устремленное в ложном направлении.
Решимость БГ.18.33-35 Непоколебимая, поддерживаемая практикой йоги, контролирует ум, жизнь и чувства. Устремляется к плодам религии, экономического развития и чувственного удовлетворения. Не помогает преодолеть сон, печаль, угрюмость и заблуждение.
Счастье БГ.18.37-39     ШБ.11.25. В начале подобно яду, в конце подобно нектару, пробуждает человека к самоосознанию. Исходит из души Возникает от соприкосновения чувств с их объектами, в начале подобно нектару, а в конце – яду. Основано на чувственном удовлетворении. Слепо к самореализации, призрачно сначала и до конца, проистекает из сонливости, лености и иллюзии. Заблуждение и деградация
Место жительства Влияние на разум, ум и чувства ШБ.11.25.   ШБ.11.25. 16-18 В лесу     Сознание чистое, чувства отречены от материи, испытывает бесстрашие в материальном теле, отречение от ума В городе     Заблуждение памяти из-за активности, неспособность чувств отречься от их объектов, нездоровое состояние организма, беспокойства в уме В зале азартных игр     Высшая сознательность исчезает, не в состоянии сосредоточить внимание, ум разрушен, проявляется невежество и депрессия  
Сон и сознание ШБ.11.25. Бодрствующее состояние Видение снов Глубокое бессонное состояние
Свойства ШБ.11.25. 2-5 Управление умом и чувствами, терпеливость, чувство различия, привязанность к предписанным обязанностям, правдивость, милостивость, изучение прошлого и будущего, удовлетворенность, благородство, отречение от удовлетворения чувств, вера в гуру, стыд от незаконных поступков, милосердие, простота, смирение, самоудовлетворенность Материальные желания, великое усилие, неудовлетворенность даже при успехе, ложная гордость, мольба за материальными достижениями и лучшими возможностями, чем у других, чувственное наслаждение, охотно сражается, любит слушать прославление, осмеивает других, гордится своей доблестью, оправдывает поступки силой     Гнев, скупость; говорить без авторитета шастр; ненависть, паразитизм, лицемерие, усталость, аргументативность, скорбь, заблуждение, несчастье, депрессия, сонливость, ложные ожидания, страх и леность
ПРЕДМЕТ МЕСТО ДОБРОДЕТЕЛЬ СТРАСТЬ НЕВЕЖЕСТВО
Симптомы БГ.11.6-9     ШБ.11.25.9   ШБ.11.25. 16-18 Чище остальных, просветляет и освобождает от последствий грехов   Самообладание   Человек приобретает радость, праведность, знание и другие достоинства Неограниченные желания и вожделение     Похоть   Причина привязанности, сепаратизма, активности, тяжело работает ради завоевания престижа и удачи, испытывает переживания и борьбу Заблуждение всех живых существ     Гнев   Глупый, тупой, погружается в скорбь и иллюзию, спит слишком много, углублен в ложные надежды, проявляет насилие
Обусловлен- ность Бг.14.6-9   К счастью и знанию К материальной кармической деятельности К безумию, лености и сну    
При повышении Бг.14.6-9 Все врата тела освещены знанием Развивается сильная привязанность, кармическая деятельность, неодолимые стремления и желания Проявляются мрак, бездеятельность, безумие и иллюзия
Классы общества Бг.18.41-44 Брахманы: спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность Кшатрии: героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство и умение руководить Вайшьи: земледелие, Шудры: физический труд и служение другим     защита коров и торговля  
Следующая жизнь Бг.14.14,15,   ШБ.11.25. 21,22 Чистые, высшие планеты великих мудрецов, поднимаются на небесные планеты Более и более высокое положение, небесные планеты Рождаются среди занятых кармической деятельностью, живут на земных планетах   Переселение в человеческие тела, человеческий мир Рождается в царстве животных и опускаются в адские миры   Попадает в более и более низкие рождения и в ад
Результаты деятельности Бг.14.16-17 Результаты благочестивой деятельности чисты, развивается знание Страдания, развивается жадность Глупость, безумие и иллюзия
Развитие Бг.14.17 знания жадности Глупости, безумия и иллюзии
Поклонение или веры Бг.17.4   ШБ.11.25. Поклоняются полубогам   Преданны духовной жизни (вера) Демонам   Вера в кармической деятельности Почитают призраков и духов Вера в безверной деятельности
Пища Бг.17.8-10   ШБ.11.25. Увеличивает продолжительность жизни, очищает существование, дает силу, здоровье, счастье и удовлетворение, сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу Питательная, чистая, приобретена без трудности Слишком горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая и горячая, вызывает страдания, несчастья и болезни     Доставляет непосредственное наслаждение чувствам Приготовленная за три часа до еды, безвкусная, разложившаяся, испорченная, состоящая из остатков и непригодных продуктов   Нечистая и доставляет страдание
Жертвоприношения Бг.17.11-13 Совершаются в соответствии с наставлениями шастр, из чувства долга, теми, кто не желает награды Ради материальной выгоды, из гордости Без соблюдения предписаний шастр, без раздачи прасада, без пения ведических гимнов, без дакшина и без веры
Воздержание Бг.17.17-19 Аскетизм трех видов, совершаемый с трансцендентной верой, людьми, не ожидающими материальной выгоды, ради Всевышнего Из гордости и ради завоевания уважения, чести и поклонения, не твердое, не постоянное Из глупости, самоистязание, причинение вреда и гибели другим
ПРЕДМЕТ МЕСТО ДОБРОДЕТЕЛЬ СТРАСТЬ НЕВЕЖЕСТВО
Благотвори тельность Бг.17.20-22 Совершаемая из чувства долга, без желания получить что-либо взамен, в надлежащее время и месте, к достойной личности В расчете на какое-то возмещение, или из желания получить плоды; неохотно. В нечистом месте, в неподходящее время, недостойной личности, без должного внимания и уважения.
Отречение Бг.18.7-9 Исполняет предписанные обязанности из необходимости, отрекается от материального общения и привязанности к плодам Отказывается от предписанных обязанностей как от обременительных или из страха перед физическими неудобствами Отказывается от предписанных обязанностей из-за иллюзии
Знание Бг.18.23-25     ШБ.11.25. Видит одну неделимую духовную природу во всех живых существах, хотя они разделены на бесчисленные формы   Абсолютное знание     Различные виды живых существ в каждом теле     Основано на двойственности Порождающее привязанность к одному виду деятельности, как единственно важному; не отражающее истину и очень скудное, глупое, материалистичное
Поступки или деятельность Бг.18.23-25   ШБ.11.25 Регулируемая и исполняемая без привязанности, без любви или ненависти, без желания получить плоды     Как предложение Господу, без желания иметь плоды С большими усилиями, ради удовлетворения желаний, проистекающая из чувства ложного эго   Желание наслаждаться плодами В иллюзии, в пренебрежении наставлениями шастр, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или причиняемых другим страданиях Из

28 аналогий из «Бхагавад-гиты»

Индекс по номерам стихов

2.14 ---- 3.38 ---- 6.19 ---- 13.2 ---
2.22 ---- 4.36 ---- 6.34 ---- 13.33 ---
2.46 ---- 4.37 ---- 7.7 ---- 13.34 ---
2.58 ---- 4.38 ---- 9.6 ---- 15.1 ---
2.67 ---- 5.10 ---- 11.28 --- 15.3 ---
2.69 ---- 5.13 ---- 11.29 --- 15.8 ---
2.70 ---- 5.16 ---- 12.7 --- 18.48 ---
1. Аналогия Вед и маленького водоема …………………………………………………….. 2.46
2. Аналогия ветра в небе и живых существ ……………………………………………….. 9.6
3. Аналогия ветра и ума ………………………………………………………………………… 6.34
4. Аналогия времен года и счастья и несчастья ………………………………………… 2.14
5. Аналогия города и тела ………………………………………………………………………. 5.13-14
6. Аналогия дня, ночи и мудреца, обладающего внутренним видением ………….. 2.69
7. Аналогия жемчужин и вселенной …………………………………………………………. 7.7
8. Аналогия знания и зрелого плода …………………………………………………………. 4.38
9. Аналогия знания и солнца ………………………………………………………………….. 5.16
10. Аналогия корабля и трансцендентного знания ……………………………………….. 4.36
11. Аналогия с листом лотоса и греховными реакциями ……………………………….. 5.10
12. Аналогия лодки и разума ……………………………………………………………………. 2.67
13. Аналогия мотыльков и людей ………………………………………………………………. 11.29
14. Аналогия неба и души ……………………………………………………………………….. 13.33
15. Аналогия недостатков и дыма ……………………………………………………………... 18.48
16. Аналогия одежды и материального тела ………………………………………………… 2.22
17. Аналогия огня, зеркала, зародыша во чреве матери и живого существа ……… 3.38
18. Аналогия огня и знания ……………………………………………………………………… 4.37
19. Аналогия океана и рождений и смертей ……………………………………………….. 12.7
20. Аналогия освобождения и срубания дерева …………………………………………… 15.3
21. Аналогия перевернутого баньянового дерева и материального мира ………….. 15.1
22. Аналогия переноса представлений о жизни и переноса ароматов ветром …… 15.8
23. Аналогия поля и тела …………………………………………………………………………. 13.2
24. Аналогия рек и желаний …………………………………………………………………….. 2.70
25. Аналогия рек и воинов ………………………………………………………………………. 11.28
26. Аналогия светильника и йога ………………………………………………………………. 6.19
27. Аналогия солнца и души …………………………………………………………………….. 13.34
28. Аналогия черепахи и чувств ……………………………………………………………….. 2.58

Наши рекомендации