Примеры повышения эффективности работы предприятий после внедрения КИС

Американская фирма Progressive Technologies выпускает оборудование для производства полупроводников. Несколько лет назад она столкнулась с проблемой низкой эффективности используемых бизнес-систем (слабый контроль качества, плохое управление производством и конфигурированием продукции, неудовлетворительное управление цепью поставок, несоответствие систем обработки данных). Для повышения эффективности работы компании была внедрена ERP-система Made2Manage Systems. В результате ее внедрения Progressive Technologies полностью перешла от ручной обработки бумажной информации на электронный документооборот, отдача от производственных фондов компании почти удвоилась, и ежегодный прирост сбыта составил 48%. Progressive Technologies вышла на новый уровень эффективности производства. Фирма теперь гарантирует доставку товара в указанные сроки, она добилась повышения производительности труда, ей удалось сократить свои складские запасы (дефицит продукции снижен на 25%).
В компании Coral Chemical, производящей специальные химикаты, ERP-система производства J.D. Edwards (версия для малых предприятий на базе AS/400) стала главным двигателем повышения эффективности всего бизнеса. Система решает 3 типа задач: управление финансами, организация сбыта и налаживание производства. В финансовой области, например, внедрение системы обеспечило высокий уровень интеграции главной бухгалтерской книги со счетами дебиторов и платежными документами. В результате, ежемесячное подведение итогов занимает теперь всего лишь неделю, а не месяц, как было раньше. Благодаря этому Coral Chemicals смогла избавиться от одной штатной единицы и добиться существенной экономии по другим направлениям. ERP-система позволила повысить интеллектуальность анализа данных и генерации отчетов в реальном времени. Она также упростила управление собственностью, оборудованием и процессами в распределенной производственной среде.

Рекомендации по выбору КИС

Общие соображения

Основная нагрузка и ответственность за правильность выбора КИС лежит на руководстве предприятия, которое может (и должно) подключить к процессу выбора соответствующие службы и подразделения, собирающие и анализирующие всю необходимую информацию. В первую очередь при выборе КИС должны быть сформулированы (и утверждены руководством предприятия) основные требования к ней: какие функциональные области и типы производства она должна охватывать, какие программно-технические платформы использовать, какие отчеты готовить и др. При этом, очень важно четко определить текущие и перспективные потребности предприятия или организации. Нужно хорошо разобраться, что движет бизнесом, какие факторы критичны для успеха и что необходимо для развития компании. Требования должны быть формализованы в виде специального документа. Этот документ предназначен, прежде всего, для самого предприятия, т. к. в нем определены и расписаны по приоритетам все желаемые характеристики КИС. Он дает объективные критерии для сравнения систем по заранее определенным параметрам.
Главное при выборе КИС это то, какие новые преимущества даст предприятию развертывание системы, и во что ему это обойдется. Необходимо детально разобраться, что может дать тот или иной пакет корпоративного ПО для бизнеса, и какое влияние он способен оказать на прибыльность предприятия и стоимость его продукции. Обязательно необходимо оценить аналитические возможности пакета и наличие в нем встроенных инструментальных средств (значительно облегчающих возможность самостоятельного наращивания функциональности установленной КИС).

Не менее важно правильно оценить существующую технологическую инфраструктуру предприятия. Если для внедрения КИС предприятию придется сначала потратить значительные средства (сопоставимые со стоимостью внедряемой КИС) на модернизацию своих локальных или глобальных сетей, то такой вариант может оказаться невыгодным. В общем случае, внедряемая КИС должна соответствовать существующему технологическому уровню предприятия.
Следует понимать, что наибольший эффект достигается при комплексном внедрении КИС. Бессмысленно тратить огромные средства на покупку системы, возможности которой будут использоваться не в полной мере.
Чрезвычайно важным моментом является и правильный выбор разработчика ERP-системы, который должен не просто поставить КИС компании-клиенту, а стать ее долговременным партнером. Фактически, покупается не просто набор программ с документацией (большинство из которых создано на базе стандартных инструментальных средств и базируется на распространенных платформах), а работа и опыт сформировавшейся команды компании-разработчика КИС, несущей различные виды ответственности (начиная от юридической и заканчивая моральной) за качество и эффективность функционирования установленного (и сопровождаемого) ПО. Компания-клиент должна быть уверена в высоком качестве и своевременности будущих модернизаций установленной КИС (при появлении новых версий), в решении всех проблем, касающихся ее гибкости и масштабируемости. Если внедрение КИС производит консалтинговая компания, то не менее важно разобраться и в отношениях между ней и разработчиком КИС.
Следует особо отметить, что на некоторых крупных российских предприятиях до сих пор существуют сильные отделы АСУ, которые, как кажется, вполне смогли бы автоматизировать все необходимые стороны деятельности предприятия. Однако, все не так просто. Как вряд ли будет приемлема коробочная КИС (поддержка и наращивание функциональности которой будет очень дорого стоить), так едва ли собственный отдел АСУ предприятия сможет за приемлемые сроки создать и сопровождать высококачественную и полнофункциональную КИС (существуют проблемы текучести кадров, юридической ответственности за разработку и сопровождение системы и др.). Cкорее всего, целесообразно взять типовой и апробированный на десятках и сотнях внедрений пакет корпоративного ПО и использовать его в качестве основы для создания КИС-предприятия. При этом, созданием КИС (или ее настройкой) должна заниматься фирма-разработчик этого пакета (или специальная внедренческая фирма) при тесном контакте с отделом АСУ и соответствующими подразделениями предприятия. После внедрения КИС отдельные виды работ по модернизации системы должны быть поручены внешним консультантам фирмы-разработчика (консалтинговой фирмы), а ее общее сопровождение необходимо оставить за отделом АСУ.

Наши рекомендации