Тема 10. Сегментарная отчётность организации: её цели, состав и методы составления

Понятие и значение сегментной отчетности. ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам». Определение отчетного сегмента, его характеристика. Виды отчетных сегментов. Формирования показателей сегментной отчетности. Способы представления информации. Внутренняя отчетность как разновидность сегментной отчетности. Отчетность по центрам затрат, прибыли, ответственности и т.д.

Литература: [1-4].

Вопросы для самопроверки:

1. Какую информацию отражает сегментарная отчётность?

2. Каким нормативным документом регулируется составление сегментарной отчетности в РФ?

3. В каких случаях коммерческая организация обязана представлять отчетность по сегментам?

4. Что такое внешняя сегментарная отчетность?

5. Каковы цель и задачи внешней сегментарной отчетности?

6. Что такое операционный и географический сегмент?

7. Какие этапы включает процесс составления сегментарной отчетности?

8. Как отражается информация по отчетным сегментам при изменении учетной политики организации?

9. Как и кем определяется перечень сегментов, информация по которым раскрывается в отчетности?

10. Как осуществляется раскрытие информации по отчетным сегментам при формировании бухгалтерской отчетности?

11. В каких случаях операционный или географический сегмент считается отчётным?

12. Какая доля выручки должна приходиться на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности?

13. Как производится выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам?

14. В каких случаях первичным признается раскрытие информации по операционным сегментам, а в каких - по географическим?

15. Какие показатели раскрываются в бухгалтерской отчетности в составе первичной информации по отчетному сегменту?

16. По какой схеме раскрывается первичная информация по отчетным сегментам по организации в целом?

17. Какими показателями представлена вторичная информация по операционным и географическим сегментам?

Контрольная работа

При выполнении контрольной работы студенты изучают и затем применяют на практике методы и приемы составления финансовой отчетности.

В соответствии с учебным планом по дисциплине «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» предусмотрено выполнение контрольной работы. В контрольной работе необходимо раскрыть один теоретический вопрос, решить сквозную задачу и заполнить бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах.

4 Задание на контрольную работу

Работа состоит из двух частей:

1. Изложение материала по установленной теме (вопросу).

2. Составление бухгалтерской (финансовой) отчётности условной организации – ОАО «Модерн».

В задании на контрольную работу определяется индивидуальный вариант каждого студента. Он представляет собой поправочный коэффициент для корректировки сумм по хозяйственным операциям. Для получения данных по своему варианту студент должен умножить индивидуальный поправочный коэффициент на значения сумм по следующим хозяйственным операциям: 13, 14, 20- 24, 37 - 51, 62 - 65.

Суммы по остальным хозяйственным операциям и начальных остатков на счетах не корректируются и остаются без изменения. Значение индивидуального поправочного коэффициента для каждого студента определяется по последней цифре в шифре зачетной книжки.

Последняя цифра Коэффициент Последняя цифра Коэффициент
1,1 1,6
1,2 1,7
1,3 1,8
1,4 1,9
1,5

Для выполнения задания необходимо:

А.Изложить содержание установленного студенту вопроса на основе законодательных и нормативных актов, регулирующих налогообложение, учёт и отчётность, положений международных стандартов финансовой отчётности.

Б. Составить бухгалтерские проводки, заполнить журнал регистрации хозяйственных операций.

В. Составить оборотную ведомость по синтетическим счетам.

Г. Заполнить формы бухгалтерской отчетности, используя начальные, конечные остатки и обороты по счетам:

- бухгалтерский баланс

- отчет о финансовых результатах

Т а б л и ц а 1 – Номер теоретического вопроса

Вопрос Для студентов, фамилия которых начинается с букв
1. Законодательные основы бухгалтерской отчётности в российской и международной практике А
2. Нормативное обеспечение формирования бухгалтерской отчётности в РФ Б
3. Качественные характеристики бухгалтерской отчётности в РФ и международной практике В
4. Приоритет содержания над формой при формировании бухгалтерской отчётности и его практическая реализация в РФ Г
5. Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике Д
6. Исторический опыт формирования бухгалтерского баланса Е
7. Методы оценки статей баланса в РФ и международной практике Ж
8. Аудит и публичность бухгалтерской отчетности З
9. Содержание и модели построения бухгалтерского баланса в РФ и международной практике И
10. Фальсификация и вуалирование бухгалтерских балансов К
11. Значение и схемы построения отчёта о финансовых результатах в РФ и международной практике Л
12. Содержание и модели построения отчёта об изменениях капитала в РФ и международной практике М
13. Назначение и содержание отчёта о движении денежных средств по российским и международным стандартам Н
14. Прямой и косвенный методы составления отчёта о движении денежных средств О
15. Назначение и содержание пояснений к бухгалтерскому балансу в РФ и международной практике П
16. Формирование бухгалтерской отчётности в условиях инфляции Р
17. Особенности формирования бухгалтерской отчётности некоммерческих организаций С
18. Сводная и консолидированная бухгалтерская отчётность: нормативное регулирование в РФ Т
19. Методы формирования сводной отчётности в РФ У
20. Международные стандарты по консолидированной бухгалтерской отчётности Ф
21. Значение и порядок формирования сегментарной отчётности Х
22. Формирование бухгалтерской отчётности при реорганизации предприятия Ц
23. Формирование бухгалтерской отчётности при ликвидации организации Ч
24. Раскрытие в бухгалтерской отчётности информации по прекращаемой деятельности по российским и международным стандартам Ш
25. Статистическая отчётность в системе деловой информации Щ
26. Учетная политика при подготовке финансовой отчетности по российским стандартам Э
27. Трансформация бухгалтерской отчётности российских организаций в составляемую по международным стандартам Ю
28. Учетная политика при подготовке финансовой отчетности по международным стандартам Я

Задание к практической части контрольной работы

Задание выполняется на примере фабрики мягкой мебели – открытого акционерного общества «Модерн».

ОАО «Модерн» имеет основное производство в составе двух участков (швейного и сборочного), вспомогательное производство (транспортный цех). Учет затрат на производство ведется по видам продукции (диван-кровать, кресло) на субсчетах, открытых к счету 20 «Основное производство». Общепроизводственные расходы учитываются в целом по цеху основного производства без деления по участкам.

Приказом руководителя ОАО «Модерн» утверждена учетная политика на 20….год, содержащая следующие основные положения:

1. К основным средствам относится имущество со сроком службы более 12 месяцев. Активы стоимостью до 40 000 рублей и сроком службы более одного года учитываются в составе материалов.

2. Амортизация объектов основных средств для целей бухгалтерского учёта и для налогообложения производится линейным способом.

3. Учёт расходов на ремонт основных средств ведётся путём включения фактических затрат в себестоимость продукции по мере выполнения ремонтных работ.

4. Амортизация нематериальных активов начисляется линейным способом. Норма амортизации бухгалтерских программных продуктов устанавливается из расчёта на три года полезного использования.

5. Текущий учет материалов ведётся по фактической себестоимости.

6. Стоимость израсходованных материалов для бухгалтерского учёта и для налогообложения определяется по методу ФИФО.

7. Готовая продукция учитывается по фактической производственной себестоимости.

Т а б л и ц а 2 – Ведомость остатков по счетам

Наименование счета Сумма, руб
Основные средства (01) 3 600 000
Амортизация основных средств (02) 1 100 000
Нематериальные активы (04) 60 000
Амортизация нематериальных активов (05) 4 000
Материалы (10) 575 000
Касса (50) 4 000
Расчётный счёт (51) 1 380 000
Финансовые вложения (58) 100 000
Расчёты с поставщиками и подрядчиками (60) 1 920 000
Расчёты с покупателями и заказчиками (62) 700 000
Расчёты по краткосрочным кредитам и займам (66) 220 000
Расчёты по налогам и сборам (68) 286 000
Расчёты по социальному страхованию и обеспечению (69) 304 000
Расчёты с персоналом по оплате труда (70) 800 000
Расчёты с подотчетными лицами (71) 10 000
Расчёты с прочими кредиторами (76) 328 000
Уставный капитал (80) 600 000
Резервный капитал (82) 200 000
Добавочный капитал (83) 100 000
Нераспределённая прибыль (84) 567 000

Т а б л и ц а 3 – Остатки основных средств

Наименование основных средств Место эксплуатации Первоначаль-ная стоимость, руб Срок полезного использования для бухгалтерского учета, лет
Здание каменное двухэтажное Здание кирпичное Здание каменное Силовые машины Машины швейные универсальные Компьютеры Автомобили легковые Автомобили грузовые Инструмент Управление   Транспортный цех Основной цех Основной цех Основной цех   Управление Управление Транспортный цех Основный цех        
Итого    

Т а б л и ц а 4 – Остатки материально-производственных запасов

Счет, субсчет Наименование Единица измерения Количес- тво Себестои-мость единицы, руб Себестоимость всего объема, руб
10/1   10/1 10/1   10/3 10/9 10/9 Ткань обивочная Ткань «Бязь» Разные материалы Бензин Спецодежда Инвентарь разный Всего материалов м м   х л шт   -     х   -   х   -      

Остатки задолженности бюджету, руб:

По налогу на добавленную стоимость - 90000

По налогу на прибыль -100000

По налогу на доходы физических лиц - 96000

Итого 286000

Остатки задолженности органам социального страхования и обеспечения, руб:

Фонду социального страхования 22400

Пенсионному фонду 252800

Фонду обязательного медицинского страхования 28800

Итого 304000

Остатки задолженности поставщикам, руб.:

ЗАО «Нева» 1200000

Деревообрабатывающий комбинат № 1 (ДОК - 1) 720000

Итого 1920000

Остатки задолженности по подотчетным суммам, руб:

Семенов Т.В.10000

Остатки задолженности по покупателям, руб:

Мебельный магазин «Рондо» 700000

Т а б л и ц а 5 – Кредиторская задолженность

Организации Сумма, руб
Отделение связи Профком Прочие
Итого

Численность персонала за 1 квартал - 100 человек.

Т а б л и ц а 6 – Журнал регистрации хозяйственных операций за 1 квартал

20… года

  Документ и содержание хозяйственных операций   Проводка Сумма, руб
Дт Кт
Учёт денежных средств и расчётов
1. Приходный кассовый ордер № 1. Выписка из расчётного счета. Получено в кассу на командировочные расходы         14 000
2. Расходный кассовый ордер № 1. Выдано на командировочные расходы инженеру Соколову А.П.       14 000
3. Авансовый отчёт Соколова А. П. № 1. Согласно документам израсходовано, в т.ч.: - суточные 6(дн.) х 300 (руб) - проезд Краснодар – Москва – 2 560 руб - проезд Москва – Краснодар – 2 560 руб - проживание в гостинице (4 сут.) – 6 400 руб        
4. Приходный кассовый ордер № 2. Внесен в кассу остаток неиспользованного аванса      
5. Авансовый отчет № 2 экспедитора Семенова Т.В. Приобретены и оприходованы ножницы 150 шт. по 59 руб за единицу, в т.ч. НДС и разный инвентарь для офиса на сумму 944 руб, в т. ч. НДС      
6. Расчёт бухгалтерии. Возмещён НДС по приобретённым ценностям      
7.Денежный чек № 131092. Приходный кассовый ордер № 3. Получено с расчётного счёта в кассу для выплаты зарплаты за декабрь       186 000  
8. Платёжная ведомость № 12. Расходный кассовый ордер № 2.Выдана заработная плата       180 000
9. Платёжная ведомость № 12. Депонирована заработная плата        
10. Объявление на взнос наличными № 1. Расходный кассовый ордер № 3. Возвращены на расчётный счёт суммы депонированной зарплаты      
11. Приходный кассовый ордер № 4. Сдан остаток неиспользованного аванса экспедитором Семенова Т.В        
12. Реестр платёжных поручений № 1. Выписка из расчётного счёта: Перечислено с расчётного счёта: - в фонд социального страхования - в пенсионный фонд - в фонд обязательного медицинского страхования - профкому - налог на добавленную стоимость - налог на доходы физических лиц       22 400 252 800 28 800 8 000 90 000 96 000
13. Выписка из расчётного счёта. Получен аванс от покупателя (ЗАО «Прогресс»), в т. ч. НДС 18%     188 800
14. Расчёт бухгалтерии. Начислен НДС с суммы полученного аванса     ?  
15. Выписка из расчётного счёта. Зачислена поступившая от мебельного магазина «Рондо» сумма задолженности за отгруженную в декабре продукцию       600 000
16. Справка-расчёт бухгалтерии. Начислены: - штраф к уплате покупателю за несвоевременную поставку продукции - проценты банку за кредит за отчётный квартал (сумма кредита – 220 000 руб, взят под 24 % годовых, сопоставимых кредитов не было)         2 500     ?
17. Выписка из расчетного счета. Платежные поручения № 9-13 Перечислено с расчётного счёта: - штраф за несвоевременную поставку продукции покупателю - проценты банку за краткосрочный кредит - в погашение ранее полученного краткосрочного кредита банка - отделению связи - деревообрабатывающему комбинату № 1         2 500 ?   40 000 50 000 120 000
18. Справка-расчёт бухгалтерии. Начислен к получению штраф от поставщика за нарушение условий договора         1 200
19. Выписка из расчётного счёта. Получен штраф за нарушение условий договора       1 200
Учёт расчётов по оплате труда
20. Ведомость распределения заработной платы и других видов оплат. Начислены и распределены: заработная плата, премии и пособия по временной нетрудоспособности а) производственным рабочим швейного участка за выполнение работ по изготовлению: диванов-кроватей кресел б) производственным рабочим сборочного участка за изготовление: диванов-кроватей кресел         150 000 80 000     120 000 90 000
в) руководителям, специалистам, служащим, младшему обслуживающему персоналу основного цеха г) шоферам, служащим, младшему обслуживающему персоналу транспортного цеха д) руководителям, специалистам, служащим, младшему обслуживающему персоналу управления фабрики е) рабочим, обслуживающим оборудование, за отпуск ж) специалистам управления фабрики за отпуск и) начислены пособия по временной нетрудоспособности работникам: - за первые два дня болезни - за последующие дни болезни       45 000   75 000   35 000 15 000 7 000     21 40 5 360
21. Ведомость распределения зарплаты, отчислений на социальные нужды (регистр). Произведены отчисления от начисленной заработной платы на социальное страхование, страхование от несчастных случаев (1,8 %), в пенсионный фонд, на обязательное медицинское страхование     ?
22. Расчёт бухгалтерии. Удержан из начисленной заработной платы налог на доходы физических лиц     66 800
23. Приказ директора фабрики № 3. Расчётная ведомость. Начислено единовременное пособие Семёнову Т.В. в связи с выходом на пенсию         15 000
24. Расчёт бухгалтерии. Удержан налог на доход с единовременного пособия, начисленного Семёнову Т.В.       ?
Учёт материалов
25. Накладная № 12, счёт-фактура Ивановского комбината. Поступил к оплате счёт № 12 за бязь (4000 м по цене 25 руб без НДС), принятую по приходному ордеру № 1: покупная стоимость НДС (18 %) транспортный тариф НДС (18 %)       ? ? 18 200 ?
26. Расчёт налога на добавленную стоимость. Возмещён из бюджета НДС по поставке бязи       ?
27. Выписка из расчётного счёта в банке. Оплачено платёжное требование – поручение № 12 Ивановского комбината       ?
28. Накладная № 3, счёт-фактура Минского комбината. Поступил к оплате счёт № 3 за обивочную ткань (6000 м по цене 80 руб без НДС), принятую по приходному ордеру № 2 от 17 января: покупная стоимость НДС (18 %) транспортный тариф НДС (18 %)       ? ? 40 000 ?
29. Расчёт налога на добавленную стоимость. Возмещён из бюджета НДС по поставке обивочной ткани     ?
30. Накладная № 5, счёт-фактура НПО «Металлоизделия». Приобретены металлоизделия (3000 шт. по цене 200 руб без НДС), оприходованные по приходному ордеру № 3: покупная стоимость НДС (18 %)      
31. Расчёт налога на добавленную стоимость. Возмещён из бюджета НДС по поставке металлоизделий       ?
32. Требования №№ 1,2. Отпущено со склада: а) швейному участку ножницы – 6 шт. б) швейному участку разные материалы на хозяйственные цели       ? 3 500
33. Лимитная карта № 1. Отпущены швейному участку материалы: Наименование изделия обивочная ткань бязь диван-кровать 800 м 500 м кресло 600 м 300 м      
34. Лимитная карта № 2. Отпущены со склада сборочному участку металлоизделия для сборки: диванов- кроватей (100 шт.) кресел (200 шт.)        
35. Лимитная карта № 3. Отпущен со склада транспортному цеху бензин (2500 л)        
36. Требования- накладные №№ 3 - 4. Отпущена со склада на производственные нужды спецодежда –12 шт.      
Учёт основных средств и нематериальных активов
37. Акт приемки-сдачи № 1, счет № 12, платёжное требование – поручение № 4. Принят к оплате счёт СМУ-20 за выполненные работы по ремонту здания транспортного цеха: Стоимость работ НДС (18 %)         50 000  
38. Расчёт налога на добавленную стоимость. Возмещён из бюджета НДС по счету СМУ-20        
39. Выписка из расчетного счета. Перечислено СМУ – 20 за выполненные работы по капитальному ремонту здания        
40. Акт на списание № 1. Счёт-фактура № 4. Деревообрабатывающему комбинату 25 марта проданы силовые машины: а) первоначальная стоимость б) стоимость реализации, включая НДС в) амортизация г) остаточная стоимость д) НДС (18 %)       52 000 23 600 36 000
41. Выписка из расчётного счёта. Зачислена поступившая от покупателя оплата за реализованные силовые машины         23 600
42. Счёт- фактура № 8, платёжное требование- поручение завода изготовителя ЗАО «Электрон» № 6. Принят к оплате счёт за вычислительную технику: стоимость вычислительной техники НДС (18 %)       140 000
43. Выписка из расчётного счёта. Оплачена приобретённая вычислительная техника      
44. Акт приёмки-передачи № 2. 22 января введена в эксп. вычислительная техника (срок полезного использования – 5 лет, метод амортизации для целей бухгалтерского учёта – по сумме чисел лет срока полезного использования, для налогообложения – линейный)        
45. Расчёт налога на добавленную стоимость. Возмещён из бюджета НДС по оприходованной вычислительной технике      
46. Накладная № 12 ООО «Интерфейс». 18 марта принят к оплате счёт, оплачена и поступила компьютерная программа       50 000 50 000
47. Расчёт бухгалтерии. Включена в затраты текущего квартала причитающаяся стоимость компьютерной программы      
48. Акт приемки-передачи № 3. Принят в текущую аренду от ЗАО «Электрон» склад для хранения материалов       100 000  
49. Расчёт бухгалтерии. Начислена арендная плата (за текущий квартал) сумма арендной платы НДС (18 %)         90 000  
50. Платёжное поручение № 14. Перечислена арендодателю ЗАО «Электрон» арендная плата      
51. Расчёт бухгалтерии. Возмещён из бюджета НДС по арендной плате за текущий квартал        
52. Акт на списание основных средств № 1. В марте демонтирована и списана швейная машина первоначальной стоимостью 46 000 руб: -амортизация 42 000 руб: -остаточная стоимость        
53. Накладная на внутреннее перемещение № 1. Оприходован металлолом от демонтажа швейной машины       2 000
54. Ведомости начисления амортизации за январь - март. Начислена амортизация основных средств: а) основного цеха б) транспортного цеха в) управления фабрики г)вычислительной техники, введённой в эксплуатацию в январе      
55. Ведомость начисления амортизации по нематериальным активам за январь – март. Начислена амортизация программного продукта        
56 Расчёт бухгалтерии. Начислен за отчётный квартал налог на имущество     19 100
Учет затрат на производство и реализацию
57. Расчёт бухгалтерии. Распределены и списаны затраты транспортного цеха объем оказанных услуг: - основному цеху 20 тыс. т/км - управлению фабрики 5 тыс. т/км Всего 25 тыс. т/км      
58. Расчёт бухгалтерии. Распределены и списаны по назначению общепроизводственные расходы диваны-кровати кресла      
59. Расчёт бухгалтерии. Распределены и списаны общехозяйственные расходы диваны-кровати кресла      
60. Ведомость выпуска готовой продукции за январь. Незавершённое производство отсутствует Выпущено из производства и принято на склад по фактической производственной себестоимости: 100 диванов-кроватей 200 кресел      
61. Расчёт бухгалтерии. Списывается фактическая производственная себестоимость отгруженной за месяц готовой продукции диваны-кровати - 80 шт. кресла - 160 шт.      
62. Счёт к оплате и счёт-фактура за рекламу продукции. Начислена стоимость услуг по рекламе НДС (18 %)         25 000  
63. Расчёт бухгалтерии. Списан НДС по услугам за рекламу      
64. Счёт к оплате и счёт-фактура за транспортные услуги. Начислено к оплате за перевозку продукции: стоимость услуг по перевозке НДС (18 %)         18 000  
65. Расчёт бухгалтерии. Возмещён НДС по услугам за перевозку        
66. Выписка из расчётного счёта. Перечислено: а) Уплачено по счёту за рекламу продукции б) за доставку готовой продукции со склада фабрики до станции отправления в) ЗАО «Нева» г) деревообрабатывающему комбинату         200 000 100 000
Учёт отгрузки и реализации продукции
67. Платёжное требование - поручение №№ 1-2. Предъявлены счета покупателям за отпущенную продукцию по свободным (рыночным) ценам, включая НДС (18 %): диваны-кровати - 80 шт. по 29500 руб кресла -160 шт. по 11800 руб        
68. Расчёт бухгалтерии. Начислена сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет за реализованную продукцию за месяц Восстановлен НДС, начисленный в бюджет с полученного аванса от ЗАО «Прогресс»        
69. Расчёт бухгалтерии. Списана задолженность ЗАО «Прогресс» за отгружённую ему продукцию за счёт ранее полученного аванса            
70. Выписка из расчётного счёта. Поступило на расчётный счёт от мебельного магазина «Рондо», согласно расчётным документам, предъявленным к оплате за продукцию        
71. Расчёт бухгалтерии. Списываются расходы на продажу.        
72. Расчёт бухгалтерии. Скорректирована по состоянию на конец квартала стоимость финансовых вложений, текущая рыночная стоимость которых по данным биржевых торгов составила 120 тыс. руб      
Учет финансовых результатов
73. Расчёт бухгалтерии. Выявлен и списан финансовый результат от продажи продукции      
74. Расчёт бухгалтерии. Выявлен и списан финансовый результат от прочих доходов и расходов      
75. Расчёт бухгалтерии. Начислен условный расход (условный налог на прибыль от суммы бухгалтерской прибыли)        

Темы практических занятий

Тема 1. Принципы составления отчетности в России Литература: [1-4].
Тема 2. Принципы составления отчетности в международной практике Литература: [6].
Тема 3. Бухгалтерский баланс Литература: [1-19].
Тема 4. Отчет о финансовых результатах Литература: [1-19].
Тема 5. Отчет об изменениях капитала Литература: [1-19].
Тема 6. Отчет о движении денежных средств Литература: [1-19].
Тема 7. Отчето целевом использовании полученных средств Литература: [1-9; 16; 18].
Тема 8. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах Литература: [1-19].
Тема 9. Сквозная задача на составление бухгалтерской (финансовой) отчетности Литература: [1-19].
Тема 10. Внутренний контроль составления бухгалтерской (финансовой) отчётности Литература: [7; 16; 18; 24].
Тема 11. Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность Литература: [1-19; 20; 22; 23].
Тема 12. Сегментарная отчётность организации Литература: [1-23].

6 Содержание и оформление контрольных работ

Необходимо придерживаться следующих требований, предъявляемых к оформлению контрольных работ: контрольные работы выполняются на листах формата А4. Текст может быть выполнен рукописно или с помощью средств компьютерной техники. Рукописный текст может быть записан на одной стороне листа формата А4 с высотой прописных букв не более 10 мм. Текст следует размещать, соблюдая размеры полей:

- правое -15 мм;

- левое - 30 мм;

- верхнее - 15 мм;

- нижнее - 25 мм.

При оформлении текста, заголовков, иллюстраций, таблиц, и приложений следует руководствоваться требованиями ГОСТ Р 1.5, ГОСТ 2.105, используя стандартную терминологию, а при ее отсутствии принятую в экономической литературе.

Применяемые наименования величин в выполненном задании должны соответствовать требованиям ГОСТ 8.417 и ОК 015.

Листы контрольной работы нумеруют арабскими цифрами. Номер листа проставляют на нижнем поле листа справа. На титульном листе номер листа не проставляют.

Необходимо придерживаться следующих требований, предъявляемых к структуре и содержанию разделов контрольной работы:

- содержание - располагают после титульного листа и записывают строчными буквами с первой прописной, в которое включают наименования всех разделов;

- введение - кратко излагается цель контрольной работы;

- основная часть - состоит из одного теоретического вопроса и одной сквозной задачи, выполняемых в соответствии с выбранным вариантом;

- список использованных источников - приводятся сведения об использованных источниках, упомянутых в тексте контрольной работы в порядке их упоминания по ГОСТ 7.1.

Пример

Семенов В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология. – Пущино : ПНЦ РАН, 2012. – 64 с.

Щепакин М. Б., Мишулин Г.М. Реклама. Дипломное проектирование: учеб. пособие для вузов по специальности «Реклама». – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Краснодар : Изд. КубГТУ, 2013. – 145 с.

Трудовой кодекс Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Золотой теленок, 2012. – 223 с.

Вопросы к экзамену

1. Понятие, назначение и основные задачи БФО.

2. Нормативное регулирование БФО.

3. Виды отчетности.

4. Правила составления отчетности.

5. Требования, предъявляемые к БФО.

6. Качественные характеристики отчетных форм.

7. Исправления бухгалтерской отчетности.

8. Порядок и сроки представления БФО.

9. Состав и содержание БФО.

10. Значение и функции бухгалтерского баланса.

11. Структура бухгалтерского баланса.

12. Классификация бухгалтерских балансов.

13. Методы оценки отдельных статей баланса.

14. Порядок заполнения актива баланса.

15. Порядок заполнения пассива баланса.

16. Фальсификация и вуалирование бухгалтерских балансов.

17. Значение и целевая направленность отчета о финансовых результатах.

18. Состав и содержание отчета о финансовых результатах, и порядок заполнения его статей.

19. Целевое назначение и содержание отчета об изменениях капитала.

20. Состав, содержание и порядок заполнения отчета об изменениях капитала.

21. Назначение и состав отчета о движении денежных средств.

22. Содержание и порядок формирования отчета о движении денежных средств.

23 Содержание и порядок составления «Отчета о целевом использовании полученных средств»

24 Порядок заполнения Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах (табличный вариант)

25 Порядок заполнения Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах (текстовый вариант)

26 Внутренний контроль составления бухгалтерской (финансовой) отчётности

27 Содержание и порядок составления консолидированной отчетности в РФ

28 Содержание и порядок составления сводной и сегментарной отчетности

Список литературы

1.Сигидов Ю.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие / Ю. И. Сигидов, Е. А. Оксанич, М. С. Рыбянцева. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 366с.
2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие / Бондина Н.Н. и др. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256с.
3.Камысовская С.В. Бухгалтерская финансовая отчетность: формирование и анализ показателей: учеб. пособие / С. В. Камысовская, Т. В. Захарова. - М. : ФОРУМ [и др.], 2014. - 432 с.
4.Пономарева Л. В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / Л.В. Пономарева, Н.Д. Стельмашенко. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.
5.Погорелова М. Я. Бухгалтерский (финансовый) учет: Теория и практика: Учебное пособие / Погорелова М.Я. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 331 с.
6.Куликова Л. И. Международные стандарты финансовой отчетности. Нефинансовые активы организации: Учебное пособие / Л.И. Куликова. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М. - 2015. - 400 с.
7. О бухгалтерском учете: федер. закон Рос. Федерации от 22 ноября 2011 г. № 402-ФЗ (действующая редакция).
8. План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н (действующая редакция).
9. Учетная политика организации: положение по бухгалтерскому учету 1/2008. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (действующая редакция).
10. Учет материально-производственных запасов: положение по бухгалтерскому учету 5/01. Приказ Минфина России от 09.06.2001 № 44н (действующая редакция).
11.Учет основных средств: положение по бухгалтерскому учету 6/01. Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н (действующая редакция).
12. Учет нематериальных активов: положение по бухгалтерскому учету 14/2007. Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н (действующая редакция).
13. Учет расходов по кредитам и займам: положение по бухгалтерскому учету 15/2008. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 107н (действующая редакция).
14. Доходы организации: положение по бухгалтерскому учету 9/99. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н (действующая редакция).
15. Расходы организации: положение по бухгалтерскому учету 10/99. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н (действующая редакция).
16. Бухгалтерская отчетность организации: положение по бухгалтерскому учету 4/99. Приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н (действующая редакция).
17. Учет расчетов по налогу на прибыль организаций: положение по бухгалтерскому учету 18/02. Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н (действующая редакция).
18. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: от 29 июля 1998 г. № 34-н (действующая редакция).
19. Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ и вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (действующая редакция)
20. О консолидированной финансовой отчётности: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ (действующая редакция).
21. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66-н. (действующая редакция) .
22. Пучкова С.И. Консолидированная бухгалтерская отчетность: Учебное пособие / С. И. Пучкова. - М.: ФБК-пресс, 2014.

23. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности: приказ Минфина России от 30 декабря 1996 г. № 112. (действующая редакция).

24. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: информация Минфина России № ПЗ-11/2013 от 26.12.2013 (действующая редакция).

Наши рекомендации