Тема 9. Оценка кредитоспособности организации-заемщика
Коммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность, используя собственный и заемный капитал. Заемный капитал поступает от кредитных организаций в форме долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов. Другая часть заемного, привлеченного капитала обычно представлена в балансе организации в основном позициями кредиторской задолженности: средства от поставщиков и подрядчиков, включая авансы, суммы не исполненных обязательств перед работниками по оплате труда перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Под кредитоспособностью понимают наличие предпосылок и возможностей у экономического субъекта получить определенную сумму взаймы, эффективно эти средства использовать, своевременно и в полном объеме их вернуть и оплатить проценты по обслуживанию.
Основная цель анализаи оценки кредитоспособности заемщика состоит в установлении способности и готовности его вернуть ссуду, заем на условиях оговоренных в кредитном договоре. Банк всегда берет на себя определенный риск, реальность его возникновения, определяя размер кредита и оценивая гарантии его возврата. Все это вместе взятое представляет главные условия, ради которых необходимо оценивать кредитоспособность заемщика.
Значительному периоду освоения рыночных отношений, как за рубежом, так и в России была характерна связь в оценках платежеспособности (неплатежеспособности), несостоятельности (банкротства) и кредитоспособности коммерческих организаций.
Специалисты по анализу предлагали ряд моделей (формул) определения связи характеристик деятельности организации с ее платежеспособностью, кредитоспособностью. Подразумевалось при этом, что неплатежеспособность организации не может быть кредитоспособной. Таких моделей (уравнений) формул опубликовано в разных положениях около десяти. Среди них можно назвать: пятифакторная Z-модель (счет) Альтмана, четырехфакторная модель Таффлера, четырехфакторная модель Лиса, пятифакторная модель Сайфуллина и Кадырова, шестифакторная модель Зайцевой и др.
В результате подстановки в модуль (формулу) данных конкретной организации предлагается полученный результат сравнивать с критерием и по их соотношению устанавливать состояние с платежеспособностью (неплатежеспособностью, финансовой несостоятельностью, банкротством) организации.
Использование отдельных предлагаемых моделей формально достаточно часто приводит к получению не только не близких, а даже противоположных представлений о состоянии с финансами.
Пример оценки финансового состояния на материалах ОАО Авто ВАЗ
1. Модель индекса кредитоспособности Э. Альтмана для компаний, акции которых котируются на биржах.
Z-счет =3,3Х1 +1,0Х2 +0,6Х3 +1,4Х4 + 1,2Х5, где:
Х1- прибыль (убыток) до налогообложения/ все активы,
Х2 –выручка от продаж / все активы,
Х3 –собственный капитал / заемный капитал,
Х4 – реинвестированная(нераспределенная) прибыль / все активы.
Х5 –собственные оборотные средства / все активы
Критическое значение индекса Z –счета 2,675 (2,7),
Z-меньше 1, 8- вероятность банкротства высокая; в диапазоне 1,8-2,7- средняя вероятность наступления банкротства, в диапазоне 2,7 -2,9 –возможно наступление в особых условиях, а при значении 3 и более банкротства в течение 2-3 лет не ожидается.
2009 год 3,3(0,055)+ 1(1,243) +0,6(0,742) +1,4(0,009) +1,2(-0,192) =1,651
2007год. 3,3(- 0,326) +1,0(0,628) + 0,6(0,276) + 1,4(-0,287) +1,2(-0,385) =1,138