Мотивация как функция управления
Мотивация— это сов-ть внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий.
Теории мотивации:
1) Маслоу - Согласно этой теории существуют пять основных типов потребностей (физиологические, обеспечение безопасности, социальные, достижение успеха, самовыражения), образующих иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека.
2) Теория двух факторов Ф. Герцберга. Согласно этой теории выделяются две группы факторов. Первую группу факторов Герцберг назвал факторами гигиены (отношения с коллегами, начальн, нравств климат, усл труда, вознагражд), вторую — мотиваторами (достижение целей, признание интересное содержание труда, самостоятельность). Вместе взятые, мотиваторы и гигиенические факторы образовали основу двухфакторной теории
3) «XY» — Теория Д. Макгрегора.Эта концепция включает две противоположные теории: теорию «X» и теорию «Y».
Мотивация как процесс состоит из шести следующих одна за др стадий. Такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, т.к. в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий.
1 стадия — возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Условно это физиологические, психологические и социальные группы.
2 стадия — поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы д/ человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять. Потребность побуждает мотивы к действию.
3 стадия — определение целей (направления) действия. В соответствии с направленностью и силой проявления мотивов человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить, д/ того чтобы устранить потребность.
4 стадия — осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия, д/ того чтобы осуществить действия, α в конечном счете должны дать ему возможность получить то, что поможет ему устранить потребность. При этом может происходить корректировка целей, поскольку цели и потребности могут претерпеть изменения в процессе осуществления действий.
5 стадия — получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может use д/ устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый д/ него объект. На данной стадии выясняется, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
6 стадия — устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает ее до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности устранить потребность.
Мотивацию создают:
1. Мотивы (от латинского moveo - двигаю) - это материальный или идеальный предмет, достижение α выступает смыслом деятельности. Иными словами - это то, ради чего человек что-то делает, главная и как правило осознаваемая причина поведения.
Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность - это, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целеполагания. Например: жажда - это потребность, вода - это мотив, а бутылка с водой, к α человек тянется - это цель.
2. Cтимулы (от латинского stimulus - палка, с помощью α погоняли скот) - это своего рода рычаги вызывающие действие определенных мотивов. Например, премии, бонусы, надбавки, а так же штрафы и наказания.
Виды мотивации:1. Внешняя мотивация - обусловленная внешними обстоятельствами. Пр. сосед купил новый автомобиль, у вас рождается мотивация заработать достаточно денег и тоже купить новый автомобиль. 2. Внутренняя мотивация - связанная не с внешними обстоятельствами, а возникшая внутри самого человека. Например, вам захотелось уехать в отпуск на кипр. Причем ваша внутренняя мотивация может служить чей-то внешней мотивации. 3. Положительная мотивация - основанная на положительных стимулах. Пр. буду хорошо работать получу премию. 4. Отрицательная - основанная на отрицательных стимулах. Например, буду опаздывать на работать получу выговор и штраф. 5. Устойчивая мотивация - которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления. 6. Неустойчивая - которая постоянно требует дополнительное подкрепление.