Понятие и сущ-ть нормир-я труда.Виды норм

Нормирование труда – социальное явление. Оно порождено развитием производства и науки и подчинено объективным экономическим законам того способа производства, на основе и в пределах которого оно осуществляется. На протяжении всей истории докапиталистичеких форм экономических отношений использовалась простейшая форма установления затрат – урок. Урок – это норма, которая должна быть выполнена в определенный период времени. Величина заданного урока базировалась на индивидуальном опыте работы и часто складывалась стихийно. Сущность нормирования труда — установление объективной величины затрат рабочего времени в конкретных условиях. Для различных видов и характера полезного труда эти затраты находят свое выражение в нормах труда: норме времени, норме выработки, норме обслуживания, норме производительности оборудования, нормативе численности работников.

Люди в практической деятельности по созданию потребительных стоимостей всегда имеют дело с конкретным полезным трудом. Поэтому предметом нормирования труда является процесс конкретного полезного труда, т.е. сознательная, целенаправленная деятельность человека по созданию потребительных стоимостей, необходимых ему для жизни.

В качестве основных норм труда ст.160 гл.22 Нормирование труда ТК РФ приняты нормы выработки, нормы времени, нормы обслуживания.

Норма времени — это величина затрат рабочего времени установленная для выполнения единицы работы (про­дукции, услуги) одним или группой работников, соответствую­щей квалификации в определенных организационно-технических условиях. Если в трудоемкости работ велик удельный вес времени на подготовку партии деталей (единиц продукции), что характерно для станочных работ и других ме­ханизированных процессов, то следует устанавливать отдельно нормы штуч­ного и подготовительно-заключительного времени.

Норма выработки - это количество единиц продукции (услуг) определенного вида, которое должно быть выполнено одним работником или группой работников соответствующей квалификации в единицу рабочего времени (час, смену, месяц или иную еди­ницу) в данных организационно-технических условиях. Норма выработки устанавливается при наличии возможностей количественного учета и контроля продукции (услуг), если одна и та же работа выполня­ется систематически в течение рабочей смены при неизменном количествен­ном составе исполнителей.

Норма обслуживания - это число объектов (рабочих мест, единиц оборудования, производственных площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалифика­ции обязаны обслужить в единицу рабочего времени (в течение смены, месяца или иной единицы) в данных организационно-технических условиях.

Способы нормир-я труда

Суммарный метод нормирования труда устанавливает затраты рабочего времени в целом на единицу продукции конкретного рабочего процесса без анализа последнего. Способ выполнения работы определяется работником. Разновидностями суммарного метода являются опытный и опытно-статистический методы.

Опытный метод. Эксперт знакомится с рабочим местом, средствами и

условиями труда и интуитивно, на основе своих субъективных впечатлений и

предшествующего опыта, определяет норму труда. Установленная норма труда не является средней величиной, а лишь частным значением возможных затрат рабочего времени. Ее обоснованность, соответствие условиям рабочего места целиком зависят от опыта эксперта. Этот метод не в состоянии обеспечить одинаковую напряженность норм. Кроме того, он отражает только прошлый опыт. Практика показывает, что нормы труда, установленные опытным интуитивным методом, как правило, низкого качества. Об этом свидетельствует значительное перевыполнение

таких норм большинством рабочих.

Опытно-статистический метод. Нормы труда устанавливают на основе

фактических данных о производительности труда за прошедший период. Данный метод не анализирует нормируемый рабочий процесс, способы организации труда и работ, не учитывает технический прогресс и передовой опыт. Поэтому нормы труда, установленные этим методом, включают все недостатки, которые имели место в организации труда и производства в прошлом и отразились в фактических показателях производительности труда. Таким образом, опытно-статистические нормы имеют неустранимый недостаток: они всегда фиксируют пройденный этап, обращены в прошлое и поэтому не могут быть мобилизующей силой, стимулирующей дальнейшее совершенствование процессов труда и рост производительности труда.

Аналитический метод нормирования труда назван так потому, что применяет анализ как метод исследования процесса труда. Аналитический метод нормирования труда устанавливает затраты рабочего времени на единицу продукции конкретного рабочего процесса не в целом, а по видам затрат рабочего времени для каждой составляющей его части: операции, приема, движения. Аналитический метод имеет две разновидности – научное и техническое нормирование труда. Научное нормирование труда есть метод установления необходимых затрат рабочего времени на производство единицы продукции, учитывающий природные, технические, организационные, экономические, физиологические, психологические и социальные факторы труда, т.е. всю совокупность факторов, влияющих на производительную силу труда в конкретных условиях.

При опытно-статистическом (иногда его называют суммарным) методе нормы устанавливаются в целом на всю работу без поэлементного анализа операций. Опытный метод предполагает определение нормы на основе личного опыта нормировщика, а статистический - основан на установлении норм по данным о фактических затратах времени на аналогичную работу в прошлом. Опытно-статистический метод не может быть признан научным, так как нормы разрабатываются без необходимого анализа фактических условий труда

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли.

План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.

Планирование и прогнозирование являются важнейшими со­ставными частями управления предприятием, и без них вряд ли возможна успешная работа предприятия. Они позволяют:

• предвидеть перспективу развития предприятия на бу­дущее;

• более рационально использовать все ресурсы пред­приятия;

• избежать риска банкротства;

• более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;

• своевременно обновлять и модернизировать выпускае­мую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;

• повышать эффективность производства и улучшать фи­нансовое состояние предприятия.

Но для того чтобы прогнозирование и планирование могли выполнять эти функции, они должны быть построены на научных принципах и методах.

Под принципами планирования понимаются основные те­оретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.

К основным принципам планирования относятся:

• непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесроч­ные и долгосрочные планы должны систематически пересмат­риваться и корректироваться с учетом изменившихся обсто­ятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;

• научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий, появившиеся в миро­вом сообществе государств;

• нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности про­изводства и на достижение максимальной прибыли;

• принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализа­ции. Это означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, и это под силу только настоящим менеджерам;

• принцип взаимной увязки и координации. Планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в рабо­те между ними.

В отечественной практике применяются различные методы планирования на предприятии:

балансовый метод, наиболее широко используется при пла­нировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов:

• материальные (балансы топлива, электроэнергии, обору­дования, строительных материалов и т.д.);

• трудовые (баланс рабочей силы);

• финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бух­галтерский баланс, кассовый план и др.);

нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нор­мативов использования ресурсов предприятия (нормы рас­хода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использова­ния машин и оборудования, нормативы организации произ­водственного процесса, длительность производственного ци­кла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства).

Этот метод может успешно применяться только, если используется прогрессивная нормативная база, т.е. когда нор­мы и нормативы пересмотрены с учетом планируемых меро­приятий по внедрению новой техники и технологии, а также совершенствованию организации производства и труда;

программно-целевой метод, в основном используется при планировании НТП, так как он позволяет:

сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выпол­нение важнейших научно-технических программ;

обеспечить сквозное планирование — от идеи до внедрения в производство;

увязать реализацию научно-технических программ с пла­ном экономического и социального развития предприятия;

метод планирования по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек произ­водства и реализации продукции, производственной програм­мы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия.

При этом методе планирования учитываются следующие факторы:

технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.);

совершенствование организации производства и труда;

изменение объема производства, номенклатуры и ассор­тимента выпускаемой продукции;

инфляция;

особые факторы, связанные со спецификой предприятия и производства.

Этот метод применяется при разработке производственной программы, плана по труду и кадрам, планов по издержкам производства и реализации продукции.

Как правило, при планировании на предприятии использу­ется не один метод из вышеперечисленных, а весь их комплекс.

Технология план-я.координ-я планов орг-и

Технология планирования включает в себя:

· определение и обоснование основной задачи предприятия;

· установление конкретных показателей и заданий, необходимых для выполнения поставленной задачи;

· детализацию задания по видам и объемам работы, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;

· детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.

После постановки руководством предприятия общей задачи плана начинается его структурная конкретизация во всех подразделениях, т.е. устанавливаются более конкретные виды работ, сроки исполнения, требующиеся механизмы, материалы и др. Таким образом, план становится связующим и направляющим звеном всей работы предприятия.

Чем тщательнее разработаны все разделы плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности плана, наличия в нем просчетов, а также недисциплинированности участников его выполнения. По этим же причинам снижается и качество продукции.

Для разработки плана специалистам по планированию требуется внешняя информация, включающая в себя прогнозные и маркетинговые данные, и внутренняя информация, т.е.:

· наличие и структура производственных мощностей;

· численность кадров, их профессиональный состав;

· финансы;

· наличие и потребности в оборотных средствах;

· готовность и структура новых научно-технических разработок и др.

Сбор и обобщение поступающей информации, ее анализ являются предплановой работой специалистов, которая необходима для разработки самого плана.

Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей:

· плана производства и реализации продукции;

· плана материально-технического обеспечения;

· плана по кадрам и заработной плате;

· перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям;

· финансового плана.

План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные части общего плана предприятия и его подразделений

На практике количество частей (разделов) плана предприятия и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций, однако содержание плановой работы не изменяется.

После разработки частей плана производится их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Например, поставки предприятию сырья, материалов, комплектующих изделий непосредственно связываются с финансовым планом, а также со сроками и объемами изготовления и выпуска продукции; в свою очередь выпуск продукции связывается с наличием рабочей силы и производственными мощностями.

Таким образом, достигается сбалансированность плана деятельности предприятия, т.е. создается динамичная система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационно-административных и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной цели; предусматриваются порядок и очередность выполнения работ; устанавливаются сроки и ответственные исполнители по всему спектру разнообразных операций, которые предусмотрены планом; определяются источники и размеры финансирования, а также предельно допустимые затраты по каждому мероприятию, этапам и видам работ.

В плане обязательно указываются точная характеристика и масштабы конечных результатов работы предприятия в целом по датам, а также результаты работы цехов и других подразделений по каждому мероприятию в отдельности.

С начала исполнения плана начинается расходование ресурсов, поэтому любые неточности в планировании неизбежно приводят к потере средств и времени на исправление выявившихся просчетов, а при недостатке у предприятия этих средств - к его банкротству.

44 Бизнес-план: задачи функции,виды

В последнее время для деятельности большинства российских компаний все более необходимым становится предвидение изменений рыночной ситуации. Современная экономическая ситуация заставляет предприятия использовать новые прогрессивные подходы к планированию своей деятельности. Компании вынуждены искать формы и модели планирования, которые обеспечивают максимальную эффективность принимаемых управленческих решений, осваивать новые направления и инструменты развития бизнеса.

Результатом планирования является план, который представляет собой модель действий, созданную на основе прогнозирования экономической среды с учетом целей развития бизнеса. Объединяя такие понятия, как бизнес и план, можно сказать, что бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущей предпринимательской деятельности, проблемы, с которыми можно столкнуться, а также способы решения этих проблем. Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

Практика показывает, что успех в мире бизнеса во многом зависит от трех элементов:

- понимания общего состояния дел на данный момент;

- представления того уровня, которого предприятие собирается достичь;

- планирования процесса перехода из одного состояния в другое.

В процессе разработки бизнес-плана определяются цели и задачи, достижение которых позволит компании обеспечить стабильность в ближайшее время и в последующие периоды. Хорошо разработанный бизнес-план должен в значительной степени обеспечить предсказуемость развития ситуации при реализации проекта.

Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает решить следующие проблемы:

- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить состав управленцев, ответственных за реализацию стратегии;

- определить состав и показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям, производственные и торговые издержки по их производству и реализации;

- выявить соответствие кадров планируемым объемам и структуре товаров, работ, услуг;

- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

- оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

- предусмотреть проблемы, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Обобщение опыта составления бизнес-плана отечественными предприятиями и организациями позволяют выделить следующие области их применения:

1. Подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках.

2. Обоснование предложений по приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности.

3. Разработка проектов создания частных фирм.

4. Выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами, находящимися в сложных условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности.

5. Составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) предприятий.

6. Привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия.

Бизнес-планы подразделяются в зависимости от степени детализации, субъекта и объекта планирования, конкретных целей и задач. Современная типология содержит следующие виды бизнес-планов:

- полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;

- концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможностей вовлечения в проект;

- бизнес-план компании – изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период. Он может готовиться для изложения перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или иных целей;

- бизнес-план структурного подразделения – изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной деятельности подразделения (для обоснования приоритетности развития, объемов ресурсов, процента оставляемой в подразделении прибыли);

- бизнес-план как заявка на кредит;

- бизнес-план как заявка на грант для получения средств из государственного бюджета или общественных фондов для решения социально-политических проблем страны и административно-территориальных образований.

Для более детального изучения вопросов бизнес-планирования необходимо определить функции бизнес-плана.

Наиболее распространенным является подход, согласно которому бизнес-план выполняет три функции:

- стратегическую (помогает при разработке стратегии бизнеса, что особенно важно при организации новой компании или определении новых бизнес-направлений);

- инвестиционную (помогает определить оптимальные источники и объем внешних инвестиций, найти потенциальных инвесторов);

- функцию планирования (позволяет оценить перспективы развития бизнеса и разработать комплекс конкретных мероприятий для их достижения).

Достаточно распространенным является подход, согласно которому бизнес-план выполняет внешние (ознакомление с предприятием представителей делового мира) и внутренние функции.

45. Бизнес-план: назначение, структура.

В последнее время для деятельности большинства российских компаний все более необходимым становится предвидение изменений рыночной ситуации. Современная экономическая ситуация заставляет предприятия использовать новые прогрессивные подходы к планированию своей деятельности. Компании вынуждены искать формы и модели планирования, которые обеспечивают максимальную эффективность принимаемых управленческих решений, осваивать новые направления и инструменты развития бизнеса.

Результатом планирования является план, который представляет собой модель действий, созданную на основе прогнозирования экономической среды с учетом целей развития бизнеса. Объединяя такие понятия, как бизнес и план, можно сказать, что бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущей предпринимательской деятельности, проблемы, с которыми можно столкнуться, а также способы решения этих проблем. Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

Практика показывает, что успех в мире бизнеса во многом зависит от трех элементов:

- понимания общего состояния дел на данный момент;

- представления того уровня, которого предприятие собирается достичь;

- планирования процесса перехода из одного состояния в другое.

В процессе разработки бизнес-плана определяются цели и задачи, достижение которых позволит компании обеспечить стабильность в ближайшее время и в последующие периоды. Хорошо разработанный бизнес-план должен в значительной степени обеспечить предсказуемость развития ситуации при реализации проекта.

Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает решить следующие проблемы:

- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить состав управленцев, ответственных за реализацию стратегии;

- определить состав и показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям, производственные и торговые издержки по их производству и реализации;

- выявить соответствие кадров планируемым объемам и структуре товаров, работ, услуг;

- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

- оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

- предусмотреть проблемы, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Обобщение опыта составления бизнес-плана отечественными предприятиями и организациями позволяют выделить следующие области их применения:

1. Подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках.

2. Обоснование предложений по приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности.

3. Разработка проектов создания частных фирм.

4. Выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами, находящимися в сложных условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности.

5. Составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) предприятий.

6. Привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия.

Бизнес-планы подразделяются в зависимости от степени детализации, субъекта и объекта планирования, конкретных целей и задач. Современная типология содержит следующие виды бизнес-планов:

- полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;

- концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможностей вовлечения в проект;

- бизнес-план компании – изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период. Он может готовиться для изложения перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или иных целей;

- бизнес-план структурного подразделения – изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной деятельности подразделения (для обоснования приоритетности развития, объемов ресурсов, процента оставляемой в подразделении прибыли);

- бизнес-план как заявка на кредит;

- бизнес-план как заявка на грант для получения средств из государственного бюджета или общественных фондов для решения социально-политических проблем страны и административно-территориальных образований.

Для более детального изучения вопросов бизнес-планирования необходимо определить функции бизнес-плана.

Наиболее распространенным является подход, согласно которому бизнес-план выполняет три функции:

- стратегическую (помогает при разработке стратегии бизнеса, что особенно важно при организации новой компании или определении новых бизнес-направлений);

- инвестиционную (помогает определить оптимальные источники и объем внешних инвестиций, найти потенциальных инвесторов);

- функцию планирования (позволяет оценить перспективы развития бизнеса и разработать комплекс конкретных мероприятий для их достижения).

Достаточно распространенным является подход, согласно которому бизнес-план выполняет внешние (ознакомление с предприятием представителей делового мира) и внутренние функции.

Содержание и показатели производственной программы

Производственная программа- это план производства и реализации продукции : по объему, ассортименту и качеству. Разрабатывается в натуральных единицах , в общепринятых стандартных единицах длинны, веса и объема с учетом отраслевой принадлежности предприятия. Производственная программа разрабатывается в стоимостном измерении в показателях валовой, товарной и реализованной продукции. При расчете производственно программы исходят из плана маркетинга , а также из финансовых и трудовых возможностей предприятия.

Главной задачей при составлении плана производства – это подтвердить расчетами, что производство в состоянии реально производить необходимое кол-во товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. В плане указывается состав оборудования, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, условия поставки по цене, количеству и качеству. План производства включает: а) Расчет производственной мощности (входящей, исходящей, среднегодовой); б) Расчет численности персонала; в) Расчет фактической заработной платы персонала; г) Расчет сметы затрат на производство; д) Расчет себестоимости товарной продукции; е) Расчет калькуляции себестоимости продукции (услуг); ж) Расчет цены; з) Расчет валовой, товарной и реализованной продукции. - Производственная мощность – это максимально возможный годовой объем выпуска продукции, при заданных номенклатуре и ассортименте и с учетом наилучшего использования всех имеющихся на предприятии ресурсов.

Производственная мощность, как правило определяется по мощности основных цехов или ведущего оборудования. Значение и роль плана по труду и персоналу фирмы определяются следующим моментами:

. затраты на содержание персонала составляют значительную часть издержек предприятия, определяют цену реализации продукции и её конкурентоспособность;

( персонал фирмы является важнейшим фактором производства. Именно от него зависит, насколько эффективно используются на предприятии средства и предметы труда, насколько успешно работает предприятие в целом. Поэтому на каждом предприятии должна разрабатываться и осуществляться кадровая политика, служащая исходной базой для планирования персонала;

Планирование номенклатуры продукции и объема производства в натуральном выражении.

Производственная программа определяет номенклатуру и объём продукции в натуральном и стоимостном выражении, по заказу потребителей на очередной год с с разбивкой на кварталы. Процесс формирования включает расчёт объёма производства и его обоснованиями производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами. Укрупнённый перечень – номенклатура, ассортимент: детализация перечня по видам, размерам и т.д. Номенклатура систематизированный перечень товаров с классификацией и разделением на группы и подгруппы. Ассортимент – группа товаров, связанных между собой либо в силу схожести сферы их функционирования (применения), либо в рамках одного и того же диапазона цен. При разработке производственной программы применяются натуральные, условно натуральные, трудовые и стоимостные измерители объёма производства. Натуральные измерители необходимы для объективного измерения уровня производительности труда, установления технологических норм расхода сырья, энергии на единицу продукции, для расчёта себестоимости единицы продукции. Натуральные измерители применимы только для однородной продукции. Трудовые измерители – затраты рабочего времени в часах для изготовления. Применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоёмкости единицы продукции и производственной программы в целом. Стоимость измерителей производственной программы

Виды планирования и классифик. Планов

Виды планирования

Планирование классифицируется следующим образом:

по степени охвата;

по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование – осуществление мероприятий по реализации планируемых возможностей);

по объекту планирования;

по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.);

по охвату;

по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);

по степени жесткости и гибкости.

Принципы планирования:

полнота;

детализация;

точность;

простота и ясность;

непрерывность;

эластичность и гибкость;

выравнивание;

экономичность.

Говоря о любом плане и процессе планирования, следует иметь в виду субъект планирования (кто составляет план) и объект планирования (операция, для осуществления которой составляется план).

По виду объекта планирования различают планирование:

-производственное (балансовое, планирование расхода ресурсов, планирование маркетинга, задача которого заблаговременно определить сроки выполнения некоторой совокупности производственных процессов с учетом загрузки оборудования и необходимых циклов изготовления);

- военное;

- социальное;

- образования;

- политическое;

- планирование экспериментов;

- планирование движения (навигация);

- обучения и т.д.

Такое определение видов планирования соответствует классификации операций как систем по целям функционирования

Наши рекомендации