Модуль 3 Прибыль организации. Моделирование безубыточной деятельности
Тема 4 Прибыль организации
Экономическое содержание и виды прибыли
Значение прибыли в условиях рыночных отношений неизмеримо возрастает. Именно она определяет решение трёх взаимосвязанных задач:
1) что производить (какой вид товара или услуги);
2) как производить (с какими издержками);
3) для кого производить (выбор покупателей на различных сегментах товарного рынка).
Прибыль выступает как вознаграждение за предпринимательский риск и внедрение технических новшеств. В то же время она выражает результаты хозяйствования и эффективность использования всех видов ресурсов. Рассматривая экономическую природу прибыли как стоимостной экономической категории, необходимо отметить следующие её особенности.
· прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определённый вид производственно-коммерческой деятельности. Однако такого утверждения недостаточно для раскрытия экономической сущности прибыли. На практике существуют виды деятельности, не связанные с получением прибыли (например, фундаментальная наука, благотворительность и т.д.);
· прибыль выражает форму дохода предпринимателя, вложившего свой капитал для достижения коммерческого успеха. Поэтому стоимостная категория «прибыль» непосредственно связана с понятием «капитал» как основным фактором производства. Норма прибыли в усреднённом виде характеризует цену авансированного капитала;
· прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в производство или коммерцию. В процессе осуществления бизнеса предприниматель из-за своих неудачных действий или объективных причин может лишиться не только ожидаемой прибыли, но и утратить авансированный капитал. Поэтому прибыль выступает своеобразной платой за риск предпринимателя. Норма прибыли и уровень предпринимательского риска находятся в прямой зависимости;
· прибыль выражает не весь доход предпринимателя, а только ту его часть, которая остаётся после вычета произведённых расходов;
· прибыль – стоимостный показатель, так как это денежное выражение чистого дохода предприятия, полученного в результате вложения в бизнес ресурсов и капитала и характеризующего вознаграждение за предпринимательский риск.
Экономическая сущность прибыли – одна из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.
С экономической точки зрения, прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения, прибыль – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчётного периода.
Самый простой подход к понятию прибыли: прибыль – это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.
Прибыль – это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.
Реализация других активов, поступления от внереализационных операций формируют доход. Логичным было бы раздельное налогообложение прибыли и дохода. Но в действующей отечественной системе налогообложения такое разделение пока не предусмотрено. Все поступления доходов фактически признаются образующими прибыль, за исключением расходов.
В рыночной экономике признание доходов и расходов не зависит от факта получения или уплаты денежных средств. Денежные потоки обособляются от движения и оценки активов.
Экономическая и бухгалтерская прибыль отличаются друг от друга на величину принимаемой оценки активов. В отечественной практике бухгалтерская прибыль корректируется на величину вменённых издержек, в результате чего получается экономическая прибыль. Впервые понятие бухгалтерской прибыли (убытка) было введено Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (приказ Минфина России №34н от 29.07.1998г.), которое заменило ранее действующее понятие балансовой прибыли (убытка). Указанное уточнение в терминологии является обоснованным, поскольку действующий порядок формирования бухгалтерского баланса не предусматривает отражения в нём прибыли до налогообложения, как это было принято ранее (отсюда и название – балансовая прибыль). В соответствии с Положением №34н бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением.
Данное определение требует уточнения, поскольку конечный финансовый результат – это чистая прибыль, т.е. бухгалтерская прибыль за вычетом обязательных платежей, или нераспределённая прибыль.
Как стоимостная (экономическая) категория прибыль выполняет следующие функции:
· оценочную, так как является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия;
· стимулирующую, так как ожидание прибыли стимулирует предпринимателя осуществлять нововведения, которые приводят к росту инвестиций, производства и занятости населения;
· является источником формирования бюджетов различных уровней.
Методы планирования прибыли
Моделирование прибыли – сложный и многогранный процесс, включающий анализ хозяйственной деятельности предприятия за период, предшествующий прогнозному, оценку выполнения плана по прибыли за последний отчётный период, многовариантные расчёты её объёма на предстоящий год (квартал).
От правильности и обоснованности прогноза прибыли зависит обеспечение финансовыми ресурсами производственного и социального развития предприятия, а также уровень дивидендных выплат его собственников (акционеров). Оптимальный план по прибыли необходим также для разработки налогового бюджета и определения стоимости (цены) предприятия.
Предприятие самостоятельно разрабатывает план по прибыли исходя из следующих аспектов:
1.договоров, заключаемые с поставщиками и потребителями его продукции (услуг);
2.производственной программы по выпуску продукции (услуг);
3.материалов анализа финансово-хозяйственной деятельности за предплановый период;
4.данных бухгалтерского учёта и отчётности и др.
Планирование прибыли включает два взаимосвязанных процесса:
1.Определение объёма бухгалтерской прибыли и выявление факторов, влияющих на её величину;
2.Планирование распределения прибыли.
Размер прибыли во многом зависит от экономически обоснованных методов её планирования с обязательным соблюдением принципов учётной политики, принятой предприятием на предстоящий год.
В России традиционными методами планирования прибыли являются:
· прямого счёта;
· аналитический;
· нормативный;
· совмещённого счёта;
· факторный;
· экономико-статистические методы.
Метод прямого счёта. Общая сумма бухгалтерской прибыли от текущей деятельности складывается из прибыли от реализации (прибыли от продаж), операционных доходов (за минусом операционных расходов), внереализационных доходов (за минусом внереализационных расходов). Прибыль от реализации продукции включает в себя прибыль от товарного выпуска и прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец расчётного периода (квартала, года). Прибыль от товарного выпуска (Птв) рассчитывается по формуле:
n
Птв= ∑ (Цi – Сi) * Кi, (4.1)
i=1
где Цi – рыночная цена по изделию i–того вида (без косвенных налогов);
Сi – полная себестоимость i-того вида по калькуляции издержек;
Кi – количество изделий i-того вида, подлежащих выпуску в планируемом
периоде;
n – число видов (групп) изделий (I = 1, 2, 3…..n).
Данную формулу (4.1) можно представить в следующем виде:
Птв= ВР – Срп, (4.2)
где ВР – выручка (нетто) от реализации продукции в рыночных ценах;
Срп – себестоимость реализованной продукции.
Сумму выручки устанавливают по каждому виду изделий или по укрупнённым группам, если выпускают укрупнённый ассортимент товаров.
Кроме того, определяют прибыль по товарным остаткам на складе и в отгрузке на начало и конец планируемого периода по всей их совокупности. Складские товарные остатки на начало и конец расчётного периода учитывают по производственной себестоимости. Поэтому прибыль по переходящим товарным остаткам вычисляют как разницу между их величиной в рыночных ценах и по производственной себестоимости.
Тогда:
Пр = П1 + Птв – П2 , (4.3)
где Пр – прибыль от реализации продукции в расчётном периоде;
П1 и П2 – прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и
конец расчётного периода.
Тогда:
ПН = Пр +- ОД +- ВД, (4.4)
где ПН – прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль);
ОД – сальдо операционных доходов (расходов);
ВД – сальдо внереализационных доходов (расходов).
Расчёт прибыли аналитическим методом включает две разновидности:
1) посредством использования коэффициента затратоёмкости (Кзе);
2) посредством процента базовой рентабельности.
При первом варианте расчёт прибыли осуществляется по формулам:
Кзе = Срп / ВР, (4.5)
Кпп = 1 – Кзе , (4.6)
Птв = ТП * Кпп , (4.7)
где Кзе – коэффициент затратоёмкости произведённой продукции;
Срп – полная себестоимость произведённой продукции;
ВР – выручка (нетто) от реализации;
Кпп – коэффициент прибыльности произведённой продукции;
Птв – прибыль от товарного выпуска;
ТП – произведённая товарная продукция.
Для определения общего размера прибыли от реализации необходимо к прибыли от товарного выпуска прибавить прибыль в остатках нереализованной продукции на начало расчётного периода и вычесть прибыль в остатках нереализованной продукции на конец расчётного периода.
Планирование прибыли поуровню базовой рентабельности произведённой и реализованной продукции осуществляют в следующей последовательности:
1) рассчитывают базовую прибыль исходя из фактических отчётных данных, скорректированных на возможные изменения в отчётном периоде;
2) определяют процент базовой рентабельности реализованной продукции в текущем году (с учётом корректировок) как отношение прибыли к её себестоимости;
3) устанавливают плановый объём произведённой и реализованной продукции на планируемый год;
4) вычисляют прибыль от реализации с учётом процента базовой рентабельности (путём умножения объёма продукции на процент базовой рентабельности);
5) полученную плановую сумму прибыли корректируют на её объём по несравнимой продукции, которая не производилась в отчётном периоде.
Данный метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции.
При нормативном методе величину прибыли в планируемом периоде рассчитывают на основе установленного предприятием процента рентабельности на всю реализуемую продукцию без учёта входных и выходных остатков на начало и конец планируемого периода.
Факторный метод включает следующие процедуры:
· устанавливают базовые показатели отчётного периода – валовую прибыль, прибыль от продаж, прочие доходы и расходы, себестоимость продукции и её структуру по элементам затрат;
· определяют плановые показатели хозяйственной деятельности на предстоящий период – рост объёма производства и реализации продукции, снижение её себестоимости, изменение прочих доходов и расходов;
· устанавливают индексы инфляции, т.е. изменение уровня цен на потребляемые материальные ресурсы, транспортные услуги, повышение размера оплаты труда персонала и др.;
· определяют индексы по другим изменениям: амортизационным отчислениям (в результате переоценки основных средств) и прочим затратам.
Основной принцип планирования состоит в том, что величина прибыли, вычисленная прямым и аналитическим методом, корректируется на индексы инфляции и другие изменения в хозяйственной деятельности предприятия.
Экономико-статистические методы используют на крупных предприятиях (в корпорациях), где имеется возможность консолидировать и оценить большой массив данных учётной информации, что позволяет установить корреляционную зависимость между объёмом продаж, издержками, прибылью и другими параметрами. Они предполагают использование компьютерных технологий.