Правление дебиторской и кредиторской задолженностью.

„ебиторскаЯ задолженность представлЯет собой задолженность других лиц (организаций, предпринимателей, работников, физических лиц) перед данной организацией, отражение которой в бухгалтерском учете выражено как имущество организации.

„ебиторскаЯ задолженность возникает:

- при переходе права собственности на товары;

- при передаче результатов работ, оказании услуг.

Љредиторской называют задолженность данной организации другим организациЯм, работникам и лицам, которые возникают в ходе различных фактов хозЯйственной деЯтельности.

ЉредиторскаЯ задолженность возникает в случае если дата поступлениЯ услуг (работ, товаров, материалов и т. д.) не совпадает с датой их фактической оплаты.

Њетоды снижениЯ дебиторской задолженности

· определение кредитных лимитов в отношениЯх с покупателЯми (заказчиками) и контроль за ними;

· контроль за сроками погашениЯ дебиторской задолженности и принЯтие последующих мер по ее взысканию (напоминание, санкции и т.п.);

· сбор и управление информацией о покупателЯх (заказчиках);

· оценка платежеспособности покупателЯ (заказчика);

· контроль платежных условий заказов;

· мониторинг дебиторской задолженности (периода оборота, оборачиваемости, возраста дебиторской задолженности и т.д.);

· анализ, планирование и контроль кредитных и долговых отношений;

· коммуникациЯ со службами маркетинга, ценообразованиЯ и др.

Ќеденежный расчет Р процедура погашениЯ обЯзательств, исключающаЯ движение денежных средств.

Љ неденежным формам расчетов, согласно гл. 21 ЌЉ ђ” (ЌЉ ђ”), относЯтсЯ товарообменные и бартерные сделки, передача товаров, услуг по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также на безвозмездной основе, выдача долей в уставном (складочном) капитале в натуральной форме, заЮм вещами, товарный кредит, расчеты векселЯми, уступка прав требованиЯ, списание дебиторской задолженности, передача товаров, работ, услуг при оплате труда в натуральной форме.

‚ расчетах по товарным операциЯм наиболее широкое распространение с точки зрениЯ практической деЯтельности предприЯтий имеют следующие виды неденежных расчетов: 
товарообменные операции, 
взаимозачеты, вексельные расчеты.

Џроблема взаимных неплатежей предприЯтий стала одной из центральных после либерализации цен в 1992 году. Ќеплатежи имели место и до реформ, но в условиЯх дефицитной экономики они устранЯлись централизовано, через проведение взаимозачетов и субсидий и не привлекали к себе вниманиЯ. Ќаличие неплатежей напрЯмую не свЯзано с финансовым неблагополучием. ќто действенный метод приспособлениЯ предприЯтиЯ к конкретным условиЯм функционированиЯ и ситуации на рынке, особенно в фазе ограничениЯ банковского кредита. ЌарЯду с нормально функционирующими фирмами в любой экономике существует нежизнеспособные, неэффективные или просто нечестно работающие предприЯтиЯ.
Џри этом важно, чтобы неплатежи перестали быть проблемой, затрагивающей экономику в целом, которую должно решать все общество. ”инансовое благополучие или неблагополучие отдельного предприЯтиЯ должно касатьсЯ, прежде всего, данного предприЯтиЯ.

ђеальный экономический эффект от ускорениЯ расчетов в хозЯйстве достигаетсЯ при условии ускорениЯ одновременного оборота натурально-вещественной и стоимостной форм общественного продукта.

ЉредитнаЯ политика, система денежно-кредитных мероприЯтий, используемых государством длЯ достижениЯ определЮнных экономических целей и представлЯющаЯ собой один из элементов общехозЯйственной политики.

Ћсновные функции: получение максимально высоких доходов с минимальным риском при размещении пассивов в кредитные ресурсы; снижение риска возникновениЯ критичного объЮма просроченной задолженности к минимуму; разграничение полномочий по выдаче ссуд; предоставить возможность банку гибко реагировать на изменениЯ в экономике и законодательстве;

привлечение надежных и рентабельных клиентов

9. ”инансовое планирование и бюджетирование на предприЯтии.

”инансовое прогнозирование (на срок больше года, много вариантов) Р предвидение финансового положениЯ на тот или иной период времени. ‚ теории и на практике выделЯют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

ѓлавнаЯ цель финансового прогнозированиЯ: определение реально возможного объема финансовых ресурсов и потребности в них в прогнозируемом периоде. ”инансовые прогнозы Р необходимый элемент и одновременно этап в выработке финансовой политики. Џрогнозирование финансовой деЯтельности предполагает широкий горизонт, выходЯщий за рамки хозЯйственного года, выбор сценариев развитиЯ и разработка ориентирующих показателей типа минимум/максимум.

Џараметры финансового прогноза: срок, цель, многовариантность.

”инансовое планирование С выбор целей по реальности их достижениЯ с имеющимисЯ финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражаетсЯ в составлении и контроле над выполнением планов формированиЯ доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состоЯние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижениЯ.

”ункции текущего финансового планированиЯ:

1) определение объема финансовых ресурсов и их источников длЯ осуществлениЯ производственной, маркетинговой, научно-проектировочной деЯтельности, социальных проектов;

2) планирование себестоимости производства и реализации продукции (работ, услуг);

3) планирование денежных потоков;

4) планирование прибыли от деЯтельности;

5) планирование доходности или эффективности.

Ћтличие долгосрочного и краткосрочного планированиЯ на микроуровне: главнаЯ цель долгосрочного планированиЯ - определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширениЯ фирмы; цель краткосрочного планированиЯ Р обеспечение постоЯнной платежеспособности фирмы.

‘истема финансовых планов, составлЯемых на предприЯтии:

1) перспективное финансовое планирование Р прогнозы поступлениЯ и использованиЯ финансовых ресурсов на перспективу;

2) текущее финансовое планирование (по годам и кварталам);

3) оперативное финансовое планирование (по месЯцам с разбивкой по декадам = 10 дней, неделЯм и днЯм);

4) бюджеты и сметы подразделений предприЯтиЯ.

”инансовый план С это комплексный план функционированиЯ и развитиЯ предприЯтиЯ в стоимостном (денежном) выражении. ‚ финансовом плане прогнозируютсЯ эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деЯтельности фирмы.

”инансовый план включает три документа: отчет о прибылЯх и убытках(отражает операционную деЯтельность фирмы в намеченный период); план-баланс; отчет о движении денежных средств. Џоказатели финансового состоЯниЯ фирмы характеризуют эффективность оперативной деЯтельности фирмы в ходе реализации намеченного: прибыльность; рентабельность капитала; показатели финансовой деЯтельности (ликвидности и финансовой устойчивости).

Ѓюджетирование Р форма планового расчета, который определЯет подробную программу действиЯ предприЯтиЯ на предстоЯщий период.

Џри разработке бизнес-плана составлЯютсЯ следующие виды бюджетов: бюджет продаж, производства, прЯмых материальных затрат, расходов на оплату труда производственного персонала, накладных (общепроизводственных) расходов, себестоимости реализованной продукции, текущих периодических общегосударственных расходов, прибыли и убытков, капитальных затрат, движениЯ денежных средств, статей активы и пассивы и тд.

Наши рекомендации