Основные положения организационного проектирования
1. Процесс организационного проектирования — это целенаправленная последовательность серии актов принятия проектных решений, которая приводит к построению некоторого описания проектируемой организационной системы. Процесс проектирования ведется на основе схемы, которая отражает последовательность выполнения основных проектных процедур.
2. Проектная процедура — это формализованная совокупность действии, после выполнения которых принимается проектное решение. В данном контексте под проектным решением понимается промежуточное или конечное описание проектируемого объекта, которое необходимо и достаточно для рассмотрения и выявления дальнейшего направления или окончания проектирования. Проектная процедура содержит в себе элементарные проектные операции.
3. Проектная операция — это действие или совокупность действий, составляющих часть проектной процедуры, алгоритм которых остается неизменным для множества проектных процедур.
4. Алгоритм проектирования описывает совокупность предписаний, необходимых для выполнения организационного проектирования.
5. Технология проектирования — это последовательность действий или операций, которая позволяет технически выполнить проектирование заданного объекта. Технология организационного проектирования состоит из следующих этапов:
выявления потребностей (установления самого факта существования проблемы, о соответствии с которой должно быть предпринято проектирование);
постановки задачи (включает детальное описание организационной системы, подлежащей проектированию);
синтеза и анализа. Оценка результатов организационного проектирования производится с общепринятых позиций эффективности.
37. ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ
Под коммуникацией вообще понимают процесс обмена информацией. Существующие в хозяйственной организации коммуникации группируются по следующим видам; внешние и внутренние; одно- канальные и многоканальные; устойчивые и неустойчивые; формальные и неформальные; ситуационные и постоянные; мнимые и реальные; организационные и социально-психологические; экономические.
В организации принята следующая типология коммуникации:
Между организацией и внешней средой. В данном случае удовлетворяются потребности хозяйственной организации в информации, обеспечиваются связи с государственными органами, общественностью, поставщиками, клиентами, формируется и поддерживается имидж организации, решаются определенные маркетинговые задачи;
Внутриорганизационные коммуникации. Это коммуникации между подразделениями организации; внутри подразделений по уровням производства и управления; межличностные коммуникации, неформальные коммуникации.
Внутриорганизационные коммуникации включают:
а) нисходящий уровень вертикальных коммуникаций. В данном виде коммуникаций происходит передача информации с высшего уровня на низший по поводу текущих задач, рекомендуемых процедур, технологий, изменений приоритета, уточнения конфетных заданий и т.п.;
б) восходящий уровень вертикальных коммуникаций. Данный вид коммуникаций представляет собой передачу информации с низшего уровня на высший о возникших идеях по поводу рационализации организации. В том случае, если руководитель посчитает, что идея заслуживает поддержки, он сообщает о ее сути на следующий, более высокий уровень. В данном случае инициатива, возникшая на низшем уровне, поднимается на самый верх, последовательно проходя все промежуточные уровни иерархии управления, такого рода коммуникации исполняют функцию оповещения высших органов о том, что происходит на низших уровнях управления. Формами коммуникаций такого вида являются отчеты, предложения и объяснительные записки;
в) коммуникации по горизонтали. Подобные коммуникации осуществляются между различными функциональными подразделениями. Они дополняют информацию по нисходящей и восходящей вертикали и необходимы для координации их деятельности. Руководство любой хозяйственной организации стремится к тому, чтобы все специализированные подразделения адекватно работали, реализуя общую цель и конкретные подцели организации;
г) коммуникации между руководителем и подчиненным. Такие коммуникации непосредственно связаны с обменом информацией (главным образом по вертикали). Основными участниками коммуникационного процесса в данном случае выступают два вида субъекта — управляющий и управляемый. Коммуникации между руководителем и его командой являются разновидностью данной группы коммуникаций. В силу большого количества участников процесса коммуникаций каждый имеет возможность внести свой вклад в повышение эффективности действий команды. Коммуникационные процессы такого характера позволяют более эффективно, четко, а главное — оперативно и с меньшими ошибками решать стратегические и текущие цели и задачи организации;
д) коммуникации между неформальными группами и сообществами, имеющимися в организации. Данный вид коммуникаций может охватывать целый комплекс связей — от бытовых связей до связей, затрагивающих производственные процессы, кадровые перестановки и т.п. Данные коммуникации основаны на информации, которая циркулирует по каналам неформального общения, т.е. слухах, которые имеют непроверенный характер. Такого рода слухи могут инициироваться руководителем, чтобы проверить реакцию персонала на интересующие руководство вопросы.
38. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Организационная культура представляет собой комплекс целей и ценностей, стратегий качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, необходимый поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире.
К основным видам организационной культуры относятся:
1) доминирующая культура, выражающая основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации;
2) субкультура, как правило, развивающаяся в крупных организациях и отражающая наиболее общие проблемы и ситуации, с которыми сталкиваются работники, опыт и разрешения. В организациях может формироваться множество субкультур, различающихся в зависимости от критерия идентификации культуры. Различают вертикальные и горизонтальные субкультуры;
а) вертикальная субкультура — субкультура, при которой, например, производственное отделение корпоративной организации обладает уникальной культурой, резко отличающейся от других отделений организации;
б) горизонтальная субкультура — субкультура, при которой в рамках функционального подразделения хозяйственной организации формируется набор общепринятых понятий;
сильная организационная культура, представляющая собой главные (стержневые) ценности организации, которые активно поддерживаются членами коллектива, четко определены и широко распространяются. Сила культуры зависит во многом от количества работников организации, разделяющих принципы данной культуры. Тем больше это количество, тем сильнее культура. Как правило, в сравнительно новых организациях существует слабая организационная культура. Это объясняется тем, что участники таких организаций не имеют достаточного совместного опыта для формирования общих ценностей. Однако не все относительно зрелые организации со стабильным кадровым составом имеют сильную культуру. Организационная культура будет сильной, если главные ценности организации постоянно будут поддерживаться.
В условиях сильной организационной культуры все участники коллектива четко знают, какому поведению они должны следовать. При помощи высокой формализации формируются предсказуемость, упорядоченность и последовательность деятельности в организации. Эффективность сильной культуры проявляется в том, что высокие результаты достигаются без ведения какой-либо документации. Кроме того, сильная культура может быть более эффективной, чем любой формальный структурный контроль. Чем сильнее культура организации, тем меньшее внимание нужно уделять развитию формальных правил и положений для управления поведением работников;
4) слабая организационная культура формируется в организации в том случае, если нет ясных представления о ценностях и общих убеждений по поводу того, как можно достичь успеха в определенной отрасли, ситуации или деле. При данной культуре возникает беспомощность. Как правило, целеполагание сводится к постановке краткосрочных производственных целей, долгосрочные цели отсутствуют. Возникающие противоречия накапливаются и воспроизводятся на нижних уровнях организации. Негативным моментом является то, что в отдельных частях организации доминируют различные точки зрения. Возникают разногласия между штабными линейным руководством, инженерным и коммерческим персоналом, отделом маркетинга и производственными подразделениями, внутренней и внешней службами, региональной организацией и центром и т.д. В целом слабая организационная культура приводит к тому, что руководители действуют скорее демотивирующе ничего не делают, чтобы способствовать развитию общего понимания того, что является важным.
39. КОМПОНЕНТЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Корпоративная культура является важнейшей характеристикой современной организации. Корпоративная культура является значительным резервом роста эффективности хозяйственной организации.
Основные компоненты корпоративной культуры:
1) деловая этика. Этика особенно важна для успешной управленческой деятельности. Под этикой понимают совокупность этических норм и принципов, которыми руководствуется компания в сфере управления и предпринимательства. Характерной чертой всех хозяйственных организаций является порядок поведения в сфере управления и предпринимательства, который и является деловым этикетом. Кроме того, в состав данного компонента корпоративной культуры входит система детально проработанных и регламентированных правил поведения в различных деловых ситуациях, в т.ч. при приеме на работу, обращении к руководству, деловой переписке и деловом общении и т.д.;
2) тип совместной деятельности. Данный компонент корпоративной культуры представляет собой способ взаимодействия в процессе коллективного труда, способ организации коллективного труда. При этом различают несколько типов совместной деятельности;
а) совместно взаимодействующий тип — тип совместной деятельности, который характеризуется обязательностью участия каждого члена коллектива в решении общей задачи. При данном типе интенсивность труда исполнителей примерно одинакова, отдельные особенности их деятельности определяются руководителем, и они, как правило, мало изменяются. Эффективность совместной деятельности зависит от труда каждого из участников;
б) совместно-последовательный тип — это тип, который отличается от предыдущего типа временным распределением. Отличительной чертой также является порядок участия каждого участника совместной деятельности в работе. Такая последовательность предполагает, что на первом этапе в совместную деятельность включается один участник, потом — второй, третий и т.д. Для каждого работника особенности деятельности задаются спецификой целей преобразования средства в конечный результат, которые характерны именно для этого участка процесса;
в) совместно-индивидуальный тип — тип, при котором, с одной стороны, деятельность является совместной, с другой — взаимодействие между участниками труда минимизируется. В данном процессе каждый участник выполняет свой объем работы. Индивидуальные особенности определяют специфику деятельности. Участники такого процесса могут вообще не общаться, "используя средства связи;
г) совместно-творческии тип — тип, в котором наблюдается особая творческая активность каждого из участников процесса взаимодействия, а именно активность в плане повышения собственной профессиональной компетентности путем участия в коллективной деятельности Участники такого взаимодействия получают возможность работать в совершенно разных отраслях и выполнять различные коллективные функции в зависимости от toго, какая задача поставлена перед группой. Такие группы обычно обладают высокой гибкостью, изменчивостью состава и внутренней структуры в качестве как результата изменчивости поставленных задач и условий их выполнения;
3) тип управления. Данный компонент корпоративной культуры описывает алгоритм принятия управленческих решений в организации и методы реализации управленческих решений организации. Тип управления играет основополагающую роль в системе управления и способен улучшить или ухудшить коммуникационный процесс в организации. Одной из важнейших причин неудач российских предприятий, по мнению многих экспертов, является неэффективный менеджмент, характеризующийся неадекватным типом управления.
40. СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Необходимость работы хозяйственной организации как единого механизма диктуется реалиями конкурентной борьбы. Для создания такого механизма необходимы максимальные усилия. Эффективные рецепты по созданию такого механизма можно получить путем изучения основных стадий развития корпоративной культуры.
В теории организации аспект развития систем рассматривается при изучении многих тем. В таком аспекте можно рассмотреть и корпоративную культуру. Применительно к культуре вообще рассматриваются следующие стадии ее развития.
Стадия зарождения. На данной стадии образуются так называемые ростки культуры. Они не совпадают с общественными устоями, расшатывают внешнюю стабильность граждан. Новая культура проповедуется незначительной группой членов общества. Остальные члены общества (социальной организации) реагируют отрицательно, пассивно или снисходительно.
Как выражение отрицательной реакции общества на новую культуру могут использоваться различные санкции.
В дальнейшем на основании данной культуры происходит развитие общества.
Стадия стабилизации. На данной стадии развитие культуры характеризуется тем, что носителями культуры становится подавляющее большинство. Количество носителей культуры косвенно свидетельствует о том, насколько оправданной оказалась данная культура.
Элементы такой культуры становятся частью среды существования и развития общества (социальной организации).
На данном этапе развития культуры происходят изменение мировоззрения, ценностей мотивов, превращение культуры (в случае ее особой эффективности) из своего рода эпизода прошлого в реальную модель текущей деятельности.
Стадия историзации. Развитие культуры на данном этапе происходит т.о., что она становится базисом дальнейшего развития общества и культуры в широком смысле этого слова.
Механизм влияния на текущую жизнь общества становится особенно действенным, она влияет не опосредованно, а напрямую.
Развитие корпоративной культуры. Применительно к корпоративной культуре можно сказать, что аналогичные этапы можно выделить и в ее развитии. Однако существует специфика развития корпоративной культуры. Она проявляется в том, что если корпоративная культура на первых этапах своего становления оставалась собственно корпоративной культурой, то дальнейшая логика ее развития связана с выходом за пределы компании — на межкорпоративный, а потом на социальный (макро-) уровень. На современном этапе корпоративная культура выступает как важнейшая ценность компании. Основным аргументом в ее пользу является то, что без нее тормозятся бизнес- процессы и коммуникации любого уровня управления. Однако многие руководители вообще не задумываются о культуре до тех пор, пока не обостряется вопрос о репутации компании, в котором корпоративная культура занимает одно из первых мест.
Механизм развития корпоративной культуры: менеджмент организации сначала создает ее и влияет на нее, потом стремится соответствовать ей и развивать ее; далее осуществляется переход в формы межкорпоративной культуры.
Актуальность развития корпоративной культуры связана с характером проектного менеджмента, в котором особую важность приобретают совместная работа нескольких участников или бизнес-систем. Без развития межкорпоративной культуры сложно вести работу над совместным проектом нескольких организаций. Практика развития межфирменных связей приводит к необходимости установления не просто договорных, конвенциальных коммуникаций, а интеграции ценностей, видения, идеологий. Культура бизнеса представляет собой важный инструмент преобразования управления как на практике, так и в теории.