Олег Давыдов – язычество в России – цитаты 01
«Ныне монастырь, основанный Адрианом, возобновлен как женский. Монашки, конечно, не совсем понимают, с чем имеют дело, но одна из них между прочим сказала мне: все у нас хорошо, вот только есть нехорошие люди… И замолчала. С большим трудом удалось вытянуть из нее, что нехорошими она называет людей, которые устраивают странные радения практически прямо на территории монастыря. Дело в том, что между монастырскими строениями и рекой растет липа с множеством причудливо сросшихся стволов. Необычное дерево, от него идет такой мощный флюид, что моя собачка, натасканная на поиски мест силы, без раздумий легла и начал валяться под ним. А надо иметь в виду: мой песик – большой геомант, верный биолокатор, где попало валяться не станет. Так что нет ничего удивительного в том, что и люди, улавливая этот флюид, считают нужным поклоняться ощущаемой ими неведомой силе. Не видел, как они это делают, но видел: вокруг липы вытоптана дорожка в траве. Похоже, тут водят хороводы. Это так по-детски понятно».
Олег Давыдов. Места силы. Первое – Адрианова слобода
http://www.peremeny.ru/column/view/31/
«Деревня Свиридово стоит на высоком правом берегу... Мыс, образуемый руслами Веневки и Сухого Осетра, подпирается горкой, под которой бьют Двенадцать ключей. Эта треугольная площадка – идеальное место для водного святилища. Оно всегда там и было. Да и поныне еще сюда приходят толпы поклонников. Ивы, над прудиком, в который стекают воды Двенадцати ключей, густо увешаны ленточками – обычное в наши дни приношение духам природы. (...). Ключи под горкой бьют исправно, и жизнь течет, презирая любые концепты. В ночь на Ивана Купалу на площадке у источника устраиваются впечатляющие игрища. (...) «И хребтам их виляние, и ногам их скакание и топтание, тут есть мужам и отрокам великое прельщение и падение, то есть на женское и девичье шатание блудливое воззрение, такоже и женам замужним беззаконное осквернение и девам растление». Это было при жизни Ульяны, Семена и Юрия, но и теперь мало что изменилось. Я и сам в таких играх участвовал. Очень приятно. И девушкам нравится.
А попам почему-то не нравится. Они, конечно, не могут пока запретить купальские игры (как не могут запретить эстрадных «хребтами виляний» и «ногами скаканий»), но они на глазах у всего честного народа стараются христианизировать Двенадцать ключей. Поставили на месте силы купальню и каменный крест. Его, кстати, вырезал брат невинно убиенного эстрадного певца-патриота Игоря Талькова. К кресту привинчена табличка, из которой явствует, что на этом месте будет сооружена часовня в честь Двенадцати Апостолов.
Ну и причем тут апостолы? Нет, я не против попов, если они себя прилично ведут. Но эти тульские просто не понимают, что никакими Апостолами в Свиридово даже не пахнет. Что из того, что в округе бытует миф о двенадцати братьях? Святилище-то всегда было Купальским. В русской религии (двоеверии, которое, собственно, и есть настоящее православие) исстари повелось совмещать культ Ивана Купалы с культом Иоанна Предтечи. Так сохраняется самая суть языческой веры. А тут вдруг апостолы. Почему же тогда не колена Израилевы?».
Олег Давыдов. Места силы. Второе – Двенадцать ключей
http://www.peremeny.ru/column/view/36/
«...Такие дуплистые кряжи иногда можно видеть на картинках в детских книжках. Какой-нибудь остров Буян с шаманским дубом Вырием, соединяющим верхний и нижний миры, или, скажем, германский мифологический ясень Иггдрасиль, вечно зеленеющий над священным источником Урд. Иллюстрируя сказки и мифы, художники волей-неволей воплощают архетипические видения.
Дуб, стоящий над Жабынцом, совершенно реален, но выглядят настолько не от мира сего, что даже местный депутат Соколовский не посмел распространить на него свои благоустроительские усилия. Всю территорию монастыря оформил в духе городской танцплощадки, построил купальню, на которой, собственно, и висит доска с его именем, а дуб и источник так и остались в первозданной дикости. Ну и конечно, народ печенками чует священную суть этого места: идет, поклоняется, оставляет частицы одежды и деньги.
Поначалу монахи даже не пытались с этим бороться. Когда я несколько лет назад оказался у Жабынца в первый раз, дуб был буквально опутан текстилем, а дно родника - завалено мелочью. Сейчас монастырь окреп и стал сопротивляться неистовствам поганых (от латинского слова paganus - «сельский, языческий»). Прошлым летом монахи наклеили у источника листовку, смысл которой: ваши деньги в источнике и мануфактура на дубе - суть приношения дьяволу. Буквально: «Не тряпочки Вы оставляете, а кусочек Вашей души, над которой глумится бес. Да еще место вокруг оскверняете». Все правильно, но тогда и депутат Соколовский должен свинтить табличку со своим гордым именем с купальни над священным потоком. Это ведь тоже приношение бесу. Такая же тряпочка. Только еще и возвещающая миру о крупном денежном вкладе. Зачем? Ведь, как сказано в той же листовке по поводу мелочи: «Деньги в Царстве Небесном не котируются».
Места силы. Четвертое – Жабынец
http://www.peremeny.ru/column/view/52/
«Разумеется, не вся местная чудь ушла под землю. И не всех марийцев согнали с насиженных мест. Многие остались. Их и сейчас немало по деревням, особенно за Ветлугой. Я ездил по тем деревням. Местные люди (и марийцы, и русские) даже не осознают до конца, насколько они древопоклонники. О чем с ними ни заговоришь, они обязательно повернут на лес, деревья или древесину. Дерево им - как родня».
Олег Давыдов. Места силы. Двадцать третье – Светлояр
http://www.peremeny.ru/column/view/147/
«Вообще, мордовских богов много. Есть и злые, и добрые. Некоторые из них сохранились не только в глубинах коллективного бессознательного (как большинство славянских богов), но и вполне актуально, в сознании народа. Особенно, в сознании мордовок, которые не только помнят имена, но и знают, как боги выглядят, где живут, что любят, каков их характер…
Меня в первую очередь интересовало божество воды, поскольку богиня, которую православные идентифицировали как Параскеву, явилась из родника. Мордовскую богиню вод зовут Ведь-ава. Как духовная сущность она живет в каждом водоеме, но в каждом из них она все-таки индивидуализирована. Скажем, Ведь-ава, которая обитает в роднике у Пайгарма, не совсем то же самое, что Ведь-ава, которую люди часто видят несколько западней на берегу реки Мокши. Эта река, кстати, дала название одному из двух (мокша и эрзя) народов, составляющих мордовскую нацию».
Олег Давыдов. Места силы. Семьдесят девятое – Пайгарма
http://www.peremeny.ru/column/view/573/
В субботу на улицах Устья уже с утра толпился народ. Море народу. Оказалось, что здесь собрались люди не только со всего Усть-Кубенского района, но, пожалуй, и со всей страны. Это был вовсе не какой-то банальный день города, как я, было, подумал, это был праздник реки. Не столько даже Кубены, сколько реки вообще, духа реки. И конечно, не зря этот праздник падал на первую субботу после дня Ивана Купалы. (...).
Праздник лодки был во всех смыслах событием. Это было особенно видно по женщинам, которые с каждой минутой становились все взвинченней. Иные из них, возбужденные духом Купалы, уже и сейчас готовы были отдаться первому встречному. Но пока еще приходилось терпеть, довольствоваться порывистыми вздохами и нервными передергиваниями бедер. Ночь будет жаркой.
Олег Давыдов. Места силы. Одиннадцатое – Устье Кубены
http://www.peremeny.ru/column/view/88/